НАТО — оборонный альянс и не должен напоминать маленького мальчика, который прячется от опасности, — Евгений Магда
Правда, Йенс Столтенберг не раскрыл детали и не рассказал, дадут ли Киеву вооружение, о котором просил Президент Украины. Собственно, во время саммита речь не шла и о закрытии неба над Украиной.
Удалось ли Владимиру Зеленскому достучаться до членов альянса, чтобы они предоставили столь необходимое нам для защиты от оккупанта оружие, какая вероятность того, что Россия спровоцирует страну-члена НАТО на ведение боевых действий, «ФАКТЫ», спросили у директора Института мировой политики Евгения Магды.
«НАТО — это крупная организация, насчитывающая 30 членов. У них есть свое видение отношений с Россией»
— Евгений, по вашему мнению, в ходе саммита удалось Украине достучаться до стран-членов альянса, чтобы те дали нам такое нужное сегодня оружие?
— Если Украине чего-то не удалось достичь, это не вина Украины. Ведь Владимир Зеленский выступил с очень убедительной, правильной речью, где были четко расставлены акценты.
НАТО — это крупная организация, насчитывающая 30 членов. У них есть свое видение отношений с Россией. К сожалению, если до них не доходит информация о наших погибших от российских ракетных ударов и бомбежек детей, то я не знаю, какие еще нужно предлагать аргументы. Тезис об 1% танков и самолетов, который провозгласил Владимир Зеленский, на самом деле очень правильный и нужный. (Украина просила отдать или продать в НАТО 1% всех их танков. Но не получила четкого ответа. — Ред.)
С НАТО нужно говорить аргументированно. С точки зрения Украины эта попытка была абсолютно правильной. Однако альянс пока ограничивается общими словами о помощи. Мы же понимаем — нам сегодня помогает 10 из 30 стран-членов альянса. Это тоже свидетельство сказанного Зеленским, ведь мы не думали, что НАТО это одно, а страны-члены альянса — другое. Соответственно надо говорить о многих вещах.
Откровенно замечу, по большому счету, война, начатая ядерным государством против государства, добровольно отказавшегося от ядерного оружия, — уже 100% требует изменений мирового порядка. Если в НАТО этого не осознают, мне сложно что-то комментировать.
Понимаю, нынешняя ситуация, прежде всего, касается Украины. Несмотря на это, нынешние события беспрецедентны и требуют серьезных изменений в подходах.
Читайте также: «Россияне будут забрасывать нашу страну трупами», — политолог Тарас Загородний
— После столь мощного обращения Владимира Зеленского изменится ли позиция НАТО?
— Думаю, НАТО будет ограничиваться углублением озабоченности. Однако очень бы не хотелось, чтобы эта озабоченность начала касаться дна политических вещей. Поскольку нельзя и не надо отбрасывать то, что нам помогли наши западные партнеры противотанковым оружием, переносными зенитно-ракетными комплексами, аптечками, госпиталями, военным снаряжением. Это все верно. Однако в нынешнем противостоянии Украина действительно защищает собой, жизнью своих граждан практически весь цивилизованный мир и подавляющую часть стран НАТО, расположенных в Европе.
Сейчас должна играть античная максима: для победы сделано недостаточно, если не все сделано.
«К большому количеству стран-членов альянса вопросы все же остаются»
— Неужели НАТО будет и дальше ограничиваться глубокой озабоченностью?
— Я бы сказал так: ходят слухи и предположения, что Россия может попытаться спровоцировать НАТО, чтобы проверить, насколько альянс готов к более интенсивным боевым действиям. Лавров ведь не просто так говорил, мол, мы считаем передачу средств противовоздушной обороны нашей законной целью. Удар по Яворовскому полигону тоже был сделан с расчетом на убийство граждан стран-членов НАТО. То есть Россия в своем стремлении спровоцировать НАТО может идти все дальше и дальше. Таким образом, они копают все глубже и глубже. Пока в альянсе не будет четкой позиции, даже при ее отсутствии у всего альянса, должна быть более четкая позиция отдельных членов НАТО.
У нас нет вопросов к странам Балтии, Польше, Великобритании. Однако к большому количеству стран-членов альянса вопросы все же остаются. Потому это вызов.
НАТО как самый большой в мире оборонный альянс не должен напоминать маленького мальчика, который, сталкиваясь с глобальной опасностью, должен закрывать глаза и где-то прятаться, говоря, мол, нет, нет, нет, ничего не произойдет и будет только так. Это неправильно! Я категорический противник того, чтобы НАТО вело себя именно так. Однако понимаю, что у Украины есть ограниченный инструментарий влияния на альянс. Мы можем только пытаться их убеждать.
На самом деле нынешние события, я бы сказал, это очень серьезная школа для украинской дипломатии и серьезный вызов для украинского общества. Когда у нас стремление стать членом НАТО растет, но мы не видим взаимности. Поэтому не выплеснуть вместе с водой «младенца наших евроатлантических надежд» — серьезная задача для украинской дипломатии, власти, политиков и экспертов.
Читайте также: Олигархи хотят за все сделать ответственным Путина и отдать его Западу в обмен на снятие санкций, — инсайдеры о настроениях в Кремле
— Говоря о том, что Россия может спровоцировать страну-члена НАТО, насколько я понимаю, речь идет о Польше?
— Думаю, это может быть как Польша, так и страны Балтии. Ведь действия России очень иррациональны. Кремль, увязнув в Украине, нуждается в демонстрации для 145 млн населения РФ какого-то успеха. В извращенном подходе Путина, очевидно, — это что-то подобное. Но я, честно говоря, думаю, что ни один человек в здравом уме не будет такого желать нашим соседям, особенно учитывая, насколько сильно и искренне Польша нам помогает в течение месяца этой войны. Должен подчеркнуть — эту помощь в Украине никогда не забудут! Это совершенно очевидно.
Об исчезновении Шойгу и других приспешников Путина, будет ли Китай помогать обходить санкции России, а также о том, что происходит на границе Армении и Азербайджана, — в продолжении интервью с Евгением Магдой, которое выйдет в скором времени.
Читайте также: В войне с Путиным не может быть ничьей, — Гарри Каспаров
В заголовке: Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Фото АР (архивное фото)
3952Читайте нас в Facebook