«До войны жизнь шла быстро, а теперь тянется длинными, наполненными болью черно-белыми днями»: истории пленных защитников Мариуполя
«Главное, что мой любимый жив» — история Виталия и Ирины
Утро 24 февраля, взрывы в окрестностях города, непонимание происходящего и страшные слова от мужа — война. Таким запомнила первый день полномасштабного вторжения Ирина. Уже на следующее утро ее муж Виталий, попросив не волноваться, ушел из дома.
«Он мне сказал, что поедет в город заберет маму и с ней вернется к нам домой. Я еще окончательно не понимала, что происходит, — вспоминает Ирина. — На пороге дома Виталий остановился, посмотрел на меня, сказал, что все будет хорошо, обнял, поцеловал и ушел. Но не к маме. Мой любимый муж отправился в военкомат. Через два часа звонок от него: «Ируся, не волнуйся, я еду в Мариуполь, я в морской пехоте, береги себя, детей и маму».
Уже 27 февраля мой родной был под Мариуполем, в городе Широкино. Связь с ним прервалась. И только 3 апреля он смог позвонить, это было три минуты счастья. Жив, не ранен и слова — «морская пехота не сдается». Связь прервалась. И начались долгие дни ожидания, переживания, слез. Через долгих двадцать дней звонок с незнакомого номера и такой родной голос: «Ируся, я живой. Как вы?» Чтобы его не волновать, успокоила, что у нас все хорошо. Я уже знала, что у батальона проблемы с боекомплектами, с едой, с водой, но Виталий успокаивал.
Я радовала себя надеждой, что все будет хорошо. И снова — ожидание звонка. И тут позвонила жена его побратима, она и сообщила, что 501 батальон захватили в плен. Тогда начался ад для меня. Искала любую информацию, на разных сайтах, целый месяц. И в конце концов в интернете нашла фото мужа. Главное, что мой любимый Виталий жив".
А далее, продолжает супруга бойца, были звонки во всевозможные инстанции, которые занимаются пленными военнослужащими.
«Однако все время я слышу от власти, что все делается для того, чтобы Виталий вернулся домой. Я обращаюсь к власти, к президенту Украины, прошу вас, не забывайте о героях Мариуполя, не забывайте о 501 батальоне. Я прошу власть обратить внимание на проблемы, возникшие у семей 501 батальона. Я надеюсь, что наша власть поможет семьям решить их. Слава Украине! Слава нашим героям Мариуполя! Слава 501 батальону!»
«Первый день рождения сына, когда папа не может его поздравить» — история Анны и Сергея
2021 год, ночь, счастливые Анна с мужем впервые делают большие игрушки пиньяты, чтобы завтра порадовать сыночка в его день рождения, и надувают множество шаров, как он заказывал…
«2022 год, та же ночь, но я сама упаковываю подарок сыну в мокрую от моих слез подарочную бумагу, ведь это первый день рождения, когда папа не имеет возможности его поздравить. Шарики вообще не было силы надуть, — со слезами вспоминает Анна. — Немножко успокоившись, вспомнила день рождения дочери весной, который я ждала так, как ничего еще не ждала в жизни. Ведь надеялась, что в этот день позвонит по телефону муж, который последний раз писал еще в первой декаде марта. И зная его характер, была уверена, что он найдет возможность поздравить дочь. Но в первой декаде апреля я случайно узнала о страшной новости — что его батальон попал в плен.
Недавно были новогодние праздники. «Но это был худший Новый год, потому что к нам не приехал папа», — сказал семилетний сын, глядя на красиво украшенную елку и вспоминая папу, который в костюме Деда Мороза каждый год приносил мешок подарков. «Я так хочу, чтобы вернулся папа», — каждый день слышу от четырехлетней дочери".
10 месяцев плена супруга, а такое впечатление, добавляет жена, будто прошла вечность…
«Мама, когда папа вернется?» — а я в ответ не знаю, что сказать, поскольку все, что у меня есть, — куча отправленных писем в разные государственные структуры, куча ответов от них без какой-либо информации, — говорит Анна. — До 24 февраля 2022 года жизнь шла быстро: свадьба, рождение сына, рождение дочери. А теперь все тянется болезненными долгими днями в черно-белых тонах — первый день войны, второй день войны, третий день войны… Трехсотый первый день войны… Ежедневно просматриваю ленты разных мессенджеров в надежде увидеть фото любимого или хотя бы фамилию в списках…"
«Я вас очень люблю, берегите себя» — история мамы и ее сына-воина Евгения
До войны Евгений со своей семьей проживал в Мелитополе. У него были мечты, планы на будущее.
«Женя окончил училище на электрика, получил диплом, — рассказывает мама бойца Ирина. — Собирался поступать на программиста, но после службы. Очень хотел пойти в ряды украинской армии. Год службы — и звонок: «Мам, началась война, я вас очень люблю, берегите себя». А потом, как в тумане, звонки родственников. Моего Женю показывают по телевидению, он в плену.
Девять месяцев звонков по всем инстанциям. И один ответ: «Ждите». Наши ребята мужественно обороняли Мариуполь и они заслуживают того, чтобы быть вместе с семьями на своей земле. Я понимаю, что чаще звучит «Азов», даже улицу назвали в его честь, но есть еще и завод Ильича. И его защищали не менее героически! Я хочу кричать об этом, чтобы услышали боль и отчаяние каждой матери, каждой женщины и каждого ребенка, у которых забрали самое дорогое — сына, мужа, отца. Когда они были нужны, без колебаний пошли защищать свою родину. 501 батальон морской пехоты, держитесь, мы с вами сердцем и душой".
«Они одними из первых встретили врага и давали отпор» — история Владимира и Евгении
Проснувшись утром 24 февраля от мощных взрывов, Евгения с детьми были очень напуганы.
«Да я до сих пор помню спокойное и сдержанное выражение лица моего мужа Владимира, и это меня успокоило. Весь день был, как в тумане, никто ничего не мог понять, но одно я точно знала — что муж уже готовился защищать нашу землю. Он не мог иначе, он уже был на войне и понимал, что будет защищать нас всегда! - говорит Евгения. — 26 февраля Владимир уже находился в Мариуполе, звонил только раз в день, и это были очень короткие разговоры на фоне страшных взрывов. Но он всегда смеялся и говорил, что это просто ящики упали. Не хотел меня огорчать, Я даже ничего спросить у него не могла у него, знала: нельзя, потому что телефон прослушивали.
Владимир всегда очень переживал за нас, как мы там, потому что мы живем в городе, который постоянно был под обстрелами. Однажды даже сказал, что, может, следовало остаться с нами, чтобы быть рядом и защитить. Я тогда ему ответила, что он защищает нас там и чтобы не пускал сюда эту нечисть. Но у нас было очень мало разговоров, а мне так не хватало его голоса".
С 1 марта, вспоминает супруга, связи с мужем уже не было.
«Более месяца я даже не знала, что с ним и где он! То время для меня прошло, как в тумане! Потом узнала, что мой родной попал в плен, это стало как крошечный луч света, потому что ЖИВОЙ! За все это время я узнала, через какой ад они прошли в Мариуполе и какой проходят сейчас! Они одними из первых встретили врага и давали отпор, хотя силы были очень неравные. Мы все должны помнить наших героев, защищавших Мариуполь. Мы ждем наших родных и верим, что они скоро к нам вернутся. Очень люблю и жду своего мужа. Пусть Бог хранит его и всех наших ребят! Не забывайте о 501 батальоне, о наших героях!»
«Полномасштабную войну россии против Украины муж встретил под Мариуполем»
28-летний морской пехотинец Ренат Хайруллин защищает Украину в рядах ВСУ уже более шести лет. В день вторжения, 24 февраля, военнослужащий 501-го отдельного батальона морской пехоты 36-й отдельной бригады морской пехоты ВМС ВСУ встретил в окопе в селе Широкино под Мариуполем. Вскоре его подразделение отошло в город и заняло оборону на Мариупольском металлургическом комбинате имени Ильича.
«Мой муж подписал контракт на службу в морской пехоте в марте 2020 года. Не было года, чтобы Ренат не ехал на ротацию, он постоянно, как говорится, смотрел в глаза смерти на передовой. Безусловно, наша семья сильно за него переживала, ведь у нас маленькая дочь Маринка, которой всего полтора года, — делится жена воина Анастасия. — Последний раз любимого я видела в декабре 2021 года, он отправился в Широкино, близ Мариуполя.
Когда в марте во время телефонного разговора я у Рената спрашивала, где он, муж ответил, что все хорошо, они держатся, мол, настанет такой день, когда наша семья будет держаться на мне. И если не бомбят наш родной город Новомосковск на Днепропетровщине, то Ренат попросил сходить на массаж и не волноваться. Город, где тогда находился, он так и не назвал, чтобы не разглашать данные, ведь их прослушивали. Когда я спросила, не тот ли это населенный пункт, где мы поженились, и любимый ответил утвердительно, поняла, что он — в Мариуполе".
Последний раз, добавляет Анастасия, они с Ренатом общались 18 марта. Тогда бои были очень тяжелыми.
«Спросила у него, правда ли, что нам показывают по телевизору, как местные топят снег. Муж заверил, что да. А вот на тему, есть ли у него и побратимов что кушать, не желал общаться. Но я была настойчивой. И тут Ренат не выдержал и признался, что не ел несколько дней и у него болит желудок. Слышать такое было невыносимо. С тех пор — тишина. 5 апреля от знакомого волонтера я узнала, что весь 501 батальон взяли в плен российские оккупанты. Куда я только не обращалась за помощью. Но чуть ли не на каждой горячей линии меня уверяли, что ребята воюют, это все фейк.
Вскоре наткнулась на статью в интернете, где речь шла о том, что батальон сам сдался в плен, на фото у военных было именно то вмундирование, которое носил мой Ренат. Я знала, что волонтер точно не могла соврать, у нее были знакомые люди в городе, она получала информацию из первых уст. Все, что мне удалось найти — это видео, на котором мой муж с поднятыми вверх руками шагает по какому-то открытому участку со своими побратимами. Единственное, что порадовало — Ренат выглядел здоровым, потому что рядом с ним бойцы ковыляли, их несли на носилках. Дальше начался просто ад…"
По словам собеседницы, часть, где служил Ренат, начала вести себя странно.
«Нас кормили обещаниями, что скоро наши родные мужья получат статус военнопленных, что у их детей будут выплаты, предусмотренные государством. Благодаря народным депутатам мне удалось узнать, что у Рената есть статус взятого в плен. Но вскоре это опровергла часть, в которой он служил. Сегодня я активно борюсь за освобождение мужа и воюю с воинской частью, которая почему-то из героев Мариуполя хочет сделать тех, кто добровольно сдался в плен. Все же мы знаем, что с 1 марта Мариуполь был в двойном, а местами и в тройном кольце, а 501 батальон попал в плен 4 апреля. То есть они держали все это время оборону!
В августе 2022 года мне пришли два письма Рената, было видно, что он их писал под прессингом. Также я узнала, что в неволе у мужа критически низкий вес — менее 40 килограммов. Недавно один из телеграмм-каналов опубликовал фото моего мужа. Его лицо сильно опухло… Таким я его никогда не видела. Слезы просто давят. Но я не опускаю рук и буду бороться до последнего".
Напомним, последний обмен пленными состоялся 4 февраля, когда удалось вернуть 116 защитников Украины — тех, кто оборонял Мариуполь, херсонских партизан, снайперов с Бахмутского направления и других наших героев.
3377
Читайте нас в Facebook