Пасха 2023 и поливальный понедельник: об обрядах, предостережениях и приметах праздника
Воскресение Господне — величайший религиозный праздник, символизирующий воскресение Иисуса Христа после распятия на горе Голгофе. Многие христианские праздники привязаны к Пасхе, которая в этом году у православных и греко-католиков приходится на 16 апреля.
Название православной Пасхи происходит от иудейской Песах
Пасха объединила как языческие верования, так и христианские традиции, и в народе сформировались определенные традиции празднования, о которых «ФАКТАМ» рассказали сотрудники Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).
— Светлое Христово Воскресение дарит веру в продление жизни , — рассказывает Лариса Полуянова,
этнограф, научный сотрудник отдела выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово). — Многие христианские праздники привязаны именно к дате Пасхи. Две системы верований сплелись вместе, поэтому еще с языческих времен в названии Пасха сохранилось представление о весеннем обновлении мира, победе света над тьмой, переходе к новому земледельческому циклу, поклонению природным стихиям. В христианскую эпоху праздник стали называть Светлым Христовым Воскресением, потому что основан в честь Воскресения Иисуса Христа, а это уже символизирует дарование и утверждение вечной жизни, победу добра над злом.
Название православной Пасхи происходит от иудейской Песах (прохождение мимо — в память о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта, и который празднуется в память о выходе из Египта).
В Центральных регионах подготовка к Пасхе начиналась с поста, который верующие выдерживали в течение семи недель. Основное делалось на Страстной неделе. Хозяйки хлопотали вокруг пасок, готовили колбасы, писанки и крашанки, стирали праздничную одежду, складывали пасхальную корзину — эти правила диктовали народные традиции.
Считалось, что в сакральную ночь спать нельзя
В субботу вечером празднично одетые верующие шли на службу — на всенощную. Считалось, что спать нельзя в сакральную ночь. Традиционно святили пасхальную корзину после ночной пасхальной литургии: около 3−4 часов утра совершается пасхальный крестный ход, после которого священники меняют темный наряд на светлый, праздничный. И тогда наступает время, когда можно освящать пасхальную корзину.
Также могли идти в храм с утра и до обеда. А дома уже ели освященное яйцо (мелко нарезали на всю семью), мясо, а затем паску. Крошки паски не выбрасывали, сметали и с шелухой от яиц закапывали в огороде, пускали за водой (чтобы отогнать болезни), косточки закапывали в отдельном месте. Топтать скорлупу от писанок считалось грехом. Люди верили, если ведьма уколет скорлупой, то можно умереть.
Когда разговелась семья, то старшие отдыхали, а молодежь шла развлекаться. Парни образовывали своеобразные «башни»: делали три «этажа» кругов (становились друг другу на плечи, смыкая круги руками за плечи), демонстрировали силу и ловкость. Девушки водили хороводы, пели веснянки у церкви (могли заходить и на кладбище, исполняя песни для умерших).
Празднование проходило возле храма, где в удобном месте заранее вкапывали небольшое украшенное деревце жизни, словно объединявшее три мира: корни — предки, ствол -те, кто жив сейчас, и ветви — следующие поколения. По селам могли гулять с неделю, ходить в гости, а потом поминали умерших — пасхальные яйца, писанки и паски несли на могилки.
На праздники обычно только ухаживали за скотами, а другую домашнюю работу откладывали. Не готовили еду несколько дней, пока праздновали. Не шили, не рубили, не вышивали, не стирали, и старались не ссориться, не желать плохого.
В пост было не только телесное очищение, но и духовное, поэтому на великое торжество продолжали соблюдать добрые правила.
Освященные паски, пирожки, писанки раздавали бедным, нуждающимся, чтобы они помянули умерших.
— На Пасху в западных регионах, когда празднично одетые семьи направлялись на службу утром, каждый нес святить свою паску, — дополняет рассказ Елена Громова, этнограф, заведующие научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово). — Но главную сдобу, которой семья и разговлялась, нес все же хозяин. Во время пасхальной церемонии звучали слова: «Христос воскрес!» А верующие отвечали: «Воистину воскрес!», тихонько загадывая свое желание.
Освященные паски, пирожки, писанки раздавали бедным, нуждающимся, чтобы они помянули умерших (и многие верующие шли сами на кладбище навестить умерших родственников и похристосоваться с ними). Дома сперва хозяин с полной корзинкой трижды обходил дом (по ходу солнца), заходил в конюшне со скотом, угощая ее крошками от паски. Хозяин в хлеву пасхальным яйцом проводил по спине скота, «чтобы здоровый был», а затем крошил яйцо в корм скоту.
В доме, пока хозяйка накрывала на стол, девушки клали три пасхальных яйца в миску с водой, и вся семья по очереди умывалась (каждый раз воду обновляли), чтобы быть здоровыми и красивыми: сначала девушки, потом парни, а в заключение — мать с отцом. Вся семья молилась перед образами, отец брал миску со святыми яйцами и паской, обходил стол трижды, разрезал на кусочки еду и ею угощал семью, приговаривая: «Дай, Боже, еще на тот год дождаться светлого праздника Воскресения Христова в счастье, здоровый и богатстве». Такой обряд применяют на Волыни, Подолье, в Галиции. Затем приступали к трапезе за празднично накрытым столом. Разрешалось выпить 1−2 рюмки алкоголя, но без фанатизма, потому что Бог накажет и весь год будешь ходить полусонный. Освященная в церкви пища считалась магической и ее нельзя было выбрасывать. А на Черниговщине сохранившиеся скорлупки подсыпали под огурцы, лук, чеснок. На Слобожанщине отломанный кусок паски служил для коров оберегом от ведьмы. Соль использовали от сглаза, мышей, насекомых, маком посыпали дом от нечистой силы, а если освящали пшено, то давали его цыплятам, чтобы быстрее росли. Пасхальные яйца съедали, писанки хранили или дарили как символ Пасхи. Крашанок готовили много и вместе с пирогами, пасками как гостинцы несколько дней разносили родственникам, кумовьям, соседям.
Когда семьи разговелись дома, то в западных регионах начинались «гаевки», пели веснянки, а на Херсонщине, Левобережье, Слобожанщине, Киевщине молодежь каталась на качелях, играла «надбитки» пасхальными яйцами (надбивали их за выигрыш), в «катка» (катили яйца) с наклонной поверхности, чтобы попасть в пасхальное яйцо партнера), отгадки,
Что нельзя делать на Пасху и как празднуют поливальный понедельник
…Люди верили, что на Пасхальные праздники небесные ворота открыты, и кто умрет в это время, тот попадет в рай, а вот ребенку, который родится на Пасху, не повезет. С Пасхой связаны традиционные предосторожности: три дня нельзя шить, белить, вышивать, прясть, рубить и выполнять другую тяжелую работу. В некоторых селах Ивано-Франковской области действовали запреты на огородные работы как на Пасху, так и во вторник-среду после праздника.
Пытались не ссорились, и грехом было даже не поздороваться и не похристосоваться с незнакомцем. Кстати, после праздника Воскресения Господня долго могли христосоваться.
В народе из поколения в поколение передавались пословицы, связанные с праздником: «Не каждый день Пасха, а хлеб — не паска», «Дорого яичко к Пасхе».
Весной крестьяне делали прогнозы на урожай, поэтому следили за погодой. Приметили издавна: какая погода стоит на Благовещении, такую ожидать и на Пасху.
- Если на Пасху небо ясно и солнце играет — к богатому урожаю и теплому лету;
- Если светит солнце, то через три дня пойдет дождь;
- Если облачно и капает дождик — жди хороший урожай;
- Если на второй день Пасхи ясная погода — лето будет мокрым, ка если облачная — лето будет сухим.
Как рассказала Лариса Полуянова, после Пасхи наступала большая светлая неделя. В этот период мясо на столе было каждый день. Ничего не делали в это время. А в церкви в эту седьмицу шли богослужения: утренние и вечерние молитвы сменялись пением пасхальных часов. Всю неделю после литургии проходили крестные ходы возле храма.
— За Христовым Воскресением следовал «поливальный понедельник» — так называли его в центральных регионах, — уточняет Лариса Полуянова. — И тогда молодые люди присматривались друг к другу. Ребята немного обливали девушек (иногда делали это еще и во вторник) — в основном это был способ продемонстрировать свои симпатии, поэтому и от девушек парни получали писанки в подарок. Для ребят было важно определить свой статус, собрав больше таких знаков внимания. Писанки, в которых воплощали воображаемые образы, молитвы и надежды на лучшее будущее, хранили как оберег. В народе существовали предостережения. К примеру, ребята не торопились есть писанки, подаренные девушками, чтобы те не приворожили. Были случаи, когда яйцо, полученное от нелюбимой девушки, сразу разбивали.
— В западных регионах также сохранялся обычай, связанный с веселым «поливальным» или «волочильным» понедельником, — рассказывает Сергей Кузь, сотрудник отдела «Карпаты» Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово). — В основном его суть сводилась к охоте за писанками, которыми девушки одаривали ребят. На Гуцульщине засчитывались даже писанки от девушек, которые не нравились. А еще проходило веселое действо, в котором девушки редко принимали участие, а вот молодицы — охотно. Ребята обливали тех молодиц, которые добровольно не дарили писанки, а прятали их под одеждой, так что парням нужно было обыскивать молодых женщин, чтобы найти приз. И эта игра вызывала много смеха и шуток.
А еще на Гуцульщине верили, что существует где-то Рахманская Пасха, которая наступала через четыре недели после «живой» (страстной) среды. Гуцулы представляли, будто в далекой Рахмании жили святые люди, у которых не было календаря и которые не знали, когда наступит их Пасха, поэтому ждали знака с земли. После разговения скорлупы и крошки не выбрасывали, а бросали в Черемош, тогда они доплывали до Рахмании — так там узнавали о Пасхе на земле, а остатки от яиц кормили святых еще год…
А когда сами гуцулы вставали с утра на Пасху, то что-то клали под ноги, чтобы не становиться на голый пол — верили, что так можно избежать ушибов на ногах. Когда умывались, то клали золотую монету, крашанку в воду (на здоровье и богатство). От Пасхи до зеленых праздников нельзя было белить полотно (чтобы град не бил посевы) и стирать (чтобы дожди не залили огороды).
Ранее сообщалось, что в Пасхальную ночь (на 16 апреля) комендантский час не будут отменять (с 0.00 до 5.00), но священнослужители проведут праздничные службы, которые можно будет посмотреть по телевизору и сети интернет. Пойти в церковь и освятить пасхальную корзину можно будет по завершении комендантского часа.
Фото из Википедии
850Читайте нас в Facebook