«Кристофер сделал для Украины больше, чем некоторые с украинским паспортом»: американец после гибели завещал похоронить его в Киеве
Звучали печальные украинские песни. Невеста Кристофера Иванна на похороны надела украинскую национальную одежду, в руках держала букет подсолнухов и горько плакала за любимым, с которым после победы мечтали иметь ферму и жить в горах…
«Для родителей, которые не смогли прилететь из США, мы провели онлайн-трансляцию похорон»
— Мы потеряли большого человека, который действительно отдал ради Украины самое ценное, что имел, — рассказывает «ФАКТАМ» глава благотворительного фонда «Волонтерское движение «Вільні» из Киева Глеб Фищенко. — Невероятное чувство юмора, он всегда первым приходил на помощь и умение переключаться с войны на гражданскую жизнь — это были основные черты Кристофера. Мы впервые встретились в апреле прошлого года в Ирпене, когда после деоккупации люди нуждались в волонтерской помощи. Начали общаться, американец рассказал, что сначала прилетел в Европу и искал организацию, чтобы помогать украинцам. Но потом решился сюда приехать. И заявил мне, что хочет воевать. Я ответил, что вряд ли сможем решить этот вопрос, потому что он не знал украинского языка, я же — англоязычный. Предложил Кристоферу волонтерить, и он присоединился к нашей организации.
Вскоре он попал в ряды ССО «Азов», вместе с бойцами принимал участие в освобождении Харьковской области, в частности Купянска. После этого Кристофер вернулся в Киев, взялся за преподавательскую работу, ведь он в свое время служил в Кувейте и Ираке и имел колоссальный опыт. Я как переводчик помогал ему и его коллегам читать материалы о тактике, штурме, засадах, тактической медицине для подразделений теробороны и ВСУ.
После этого американцу таки удалось устроиться в Интернациональный легион, где он находился в составе штурмовой группы. Они воевали в Херсонской области. Последние операции прошли на Бахмутском направлении. Село Хромово — это тот населенный пункт, где Кристофер 6 апреля получил осколочное ранение в шею во время удержания позиции. К сожалению, оно стало смертельным. И это не единственная потеря в тот день. Погибли командир и парамедик, который изо всех сил пытался их эвакуировать.
— Только через месяц защитника Кристофера Джеймса Кэмпбелла удалось похоронить. Были проблемы с документацией из-за того, что он гражданин США?
— Трудно было, потому что из-за шквального огня со стороны россиян его тело пять дней не могли эвакуировать с поля боя. Но потом это все же удалось сделать. Как таковых бюрократических проблем не возникло. Просто последняя воля героя — быть похороненным в Киеве. Согласно законам Соединенных Штатов Америки, каждое тело должно быть экстрадировано в тот штат, где человек рос. Юридическая сила последней воли сильнее, и мы просто согласовывали моменты с Интернациональным легионом, занимались организационными вопросами. Также в завещании написано: быть отпетым в Михайловском Златоверхом соборе. И Кристофер завещал похоронить его только возле украинских защитников. Мы его волю выполнили. К сожалению, родители не смогли прилететь из-за предостережений со стороны посольства США. Мы решили помочь им воздать честь сыну и провели онлайн-трансляцию похорон. Кроме того, в конце мая состоялось официальное прощание с героем во Флориде по их традициям.
«Ты казак не по рождению, а по своему духу», — говорил я Кристоферу"
— Вы это рассказываете, а у меня мурашки по коже. Ведь в 27 лет люди планируют будущее, женятся, а тут воин писал завещание… Он что-то предчувствовал или это была формальность на всякий случай?
— Как бы это странно ни звучало, но у нас в организации почти у всех волонтеров, отправляющихся на фронт, написаны завещания. У Иванны Саниной — невесты Кристофера, тоже оно есть. Это было их общее решение. Кристофер говорил, что если что-то случится, то хотя бы будет информация, какой именно он хотел бы видеть церемонию своих похорон.
— Как Кристофер познакомился с любимой?
— Иванна — дочь режиссера Олеся Санина, больше года занимается волонтерской деятельностью в организации «Вільні» и вместе с нами оказывает гуманитарную, техническую и военную поддержку подразделениям различных силовых структур. Кристофер и Иванка познакомились уже здесь, в Украине, вместе встречались на похоронах военных, вместе помогали. У них были общие взгляды на все, и общение переросло в большую любовь. Они должны были пожениться, Кристофер сделал предложение. И начал учить украинский язык, чтобы попросить руку возлюбленой у ее отца. За несколько дней до трагедии они виделись в Харькове, воин очень хорошо овладел соловьиной.
— Насколько я понимаю, Кристофер никогда не бывал в Украине. А слышал ли он о нашей стране что-то раньше?
— Его ничто не связывало с нашим государством. Но он даже университет бросил, оставил семью, чтобы воевать под сине-желтым флагом.
— То есть в то время как некоторые из пригодных к службе украинцев бегут за границу, иностранец приехал сюда на передовую. Это поражает.
— Я тоже так считаю. Во многих волонтерских организациях проблемы со сбором средств, потому что кто-то «устал» от войны. Но Кристофер — это пример того, как чужой Украине человек сделал для нее больше, чем некоторые с украинским паспортом. Он же, по сути, ничего не должен этой стране. Однажды я спросил его о мотивации. Он сказал, что это не война одного государства против другого, это война цивилизованного мира за демократию, свободу, право быть. Я всегда говорил Кристоферу: «Ты казак не по рождению, а по своему духу». И это было действительно так.
Ранее «ФАКТЫ» сообщали, что против рашистов в рядах Интернационального легиона ВСУ воевал Конор Кеннеди, внук 35-го президента США Джона Кеннеди.
2716Читайте также: «Лучшая работа, которая у меня когда-либо была»: погиб доброволец из Новой Зеландии, спасший сына известного музыканта
Читайте нас в Facebook