«Знаменитый ликерный набор „Рыбы“ можно встретить на блошиных рынках Польши, Германии и Чехии», — эксперт по фарфору Елена Корусь
Тема родного дома сегодня одна из самых актуальных для миллионов наших соотечественников, которые из-за войны вынуждены были уехать в другие города и страны. Да и те, кто не покидал дома, начали еще больше ценить родные пенаты. И все больше людей сейчас интересуются историей семьи: листают старые фотоальбомы, расспрашивают старших членов семьи о вещах, оставшихся из далекого прошлого в сервантах, комодах и шкафах.
О секретах бабушкиных сервантов «ФАКТЫ» расспросили кандидата искусствоведения, старшего научного сотрудника Национального музея «Киевская картинная галерея», сотрудницу фондов Музея фарфора и Музея декоративно-прикладного искусства в Дрездене Елену Корусь, которая ранее делилась секретами сочетания отдельных предметов, которые остались от старинного комплекта, с современным интерьером.
«Слово «графин» арабского происхождения и в переводе означает «черпать»
— Елена, какие разновидности наборов для питья можно найти в сервантах родителей и бабушек?
- Если мы оставим без внимания кофейные и чайные сервизы, то обнаружим сеты для фруктовой воды или крюшона, вина, водки, пива, наливок и ликеров. Как правило, эти наборы созданы на отечественных предприятиях во второй половине прошлого столетия.
— Какие из них особенно ценны?
- Они еще не являются настоящим антиквариатом, но привлекают внимание своими оригинальными пластическими решениями, поэтому и представляют интерес для коллекционеров. Одной из наиболее интересных емкостей для вина является скульптурная композиция «Казак на бочке», созданная в 1950-е годы на Городницком фарфоровом заводе.
Вино в нее можно налить сквозь отверстие в баклаге, висящей на поясе казака, в то время, как сам казак «пьет» вино из ендовы — мисочки с открытым носиком для слива. Думаю, украинские заводы изготавливали самые оригинальные фигурные графины. Их создавали на Городницком, Коростенском, Сумском фарфоровых заводах, а также на Полонском заводе художественной керамики. Как емкости для кратковременного хранения и подачи вина или других алкогольных напитков к столу графины получили распространение у нас, начиная с ХVIII века. Слово «графин» («garafa») — арабского происхождения и в переводе означает «черпать». Согласно правилам употребления вина, перед подачей на стол его переливали в сосуд с узким горлом и широкой колбой, таким образом проводя необходимую для отделения осадка и аэрации молодого вина декантацию, способствуя раскрытию букета напитка, а также для проверки состояния зрелого вина после длительного хранения. Слегка видоизмененная традиционная форма графина-декантера послужила основой для стилизованных сосудов, напоминающих силуэтом утку или другую птицу. В графине «Серая птица» (автор формы Александр Чередник), который отличается чрезвычайно нежной и одновременно нарядной росписью с позолотой, художница Полонского завода художественной керамики Галина Погребная изящно стилизовала павлина.
«Когда собиралась большая семья или приходили гости, то вся эта красота доставалась из серванта»
- В фарфоровых изделиях нашла воплощение еще одна традиционная форма для напитков — штоф, — продолжает рассказ Елена Корусь, — Штоф — это четырехгранная бутылка с коротким узким горлышком, закрывающаяся пробкой. В переводе с немецкого «stof» означает «большой бокал, чаша». До перехода на метрическую систему этим словом обозначали единицу измерения объема жидкости (обычно, винно-водочных напитков). Один штоф равнялся 1/10 ведра, что составляло около 1,2 литра или 10 рюмок. Как бутылка для разлива спиртного при продаже штоф получил распространение в начале XVIII века. Тогда это были простые бутылки из толстостенного зеленого или бесцветного стекла. В XIX веке штоф был более презентабельного вида: из резного хрусталя, увенчанный массивной пробкой. Со временем он потерял значение мерного сосуда и стал неотъемлемым элементом сервировки стола. А в ХХ веке уже приобрел более демократичный вид и необычные формы. Традиционную четырехгранную форму имеет штоф Оксаны Жникруп, посвященный легендарным основателям Киева — князьям Кию, Щеку, Хориву и их сестре Лыбиди (1980, Киевский экспериментальный керамико-художественный завод). Грани сосуда равноценны по художественному решению, на каждой из них размещено по одной рельефной фигуре.
- Раньше немало таких сетов стояло в сервантах для красоты, и ими почти не пользовались. Действительно ли они имели декоративное назначение?
- В повседневных трапезах конечно обходились меньшим количеством посуды. А когда собиралась большая семья или приходили гости, то вся эта красота доставалась из серванта. Детям давали стаканчики для питья сока и компота, взрослым — всевозможные забавные фигурные стопки, например, в виде рыбок. По крайней мере, так было у нас в семье. Думаю, все знают ликерный набор «Рыбы» (автор — М. Барамидзе), который выпускали тысячными тиражами сразу три фарфоровых завода — Городницкий, Полонский и Рижский. Среди разнообразных вариантов росписи наибольшую популярность получила кобальтовая, ведь кобальт считался наиболее эффектной краской и стоил достаточно дорого.
Читайте также: Новые тренды в интерьере для экономных от тренд-редактора Ольги Сметанской
— А как сегодня рекомендуете вписать такие сеты для напитков в сервировку стола?
- Если вы употребляете ординарные напитки из магазина, то скорее всего, такая тара вряд ли подойдет. Однако, если хозяин сам выращивает виноград и изготавливает из него по собственному рецепту вкусные напитки, думаю, это именно тот случай, когда можно использовать эксклюзивную посуду из семейной коллекции. Оформленная неординарным сетом трапеза будет интересным поводом обсудить как вкус и свойства напитка, так и емкость, в которой он подан.
«Для многих менажницы были желанным подарком»
— Были ли популярны фарфоровые и керамические штофы со стаканами за рубежом? Или только стеклянные или хрустальные?
- Стекло и керамику сложно противопоставить. Конечно, стекло — наиболее употребляемый материал, который позволяет любоваться бликами света на гладкой или граненной поверхности стакана, а также игрой напитка в нем. Но и наборы из других материалов изготавливали. К примеру, немецкая фарфоровая промышленность времен ГДР выпускала фигурный графин в виде гнома со стопками. Были популярны кувшины для молока или фруктовой воды со стаканами к ним. Однако немецкие наборы принципиально отличаются от украинских преимущественно тем, что при их разработке делали ставку на функциональность изделия и дизайн формы, а декорирование играло второстепенную роль. У нас, наоборот, каждый такой набор — настоящий праздник росписи и разнообразия цветов. И формы им придавали более прихотливые — стилизованные в виде дыньки, петуха, утки или антропоморфные (казака, гетмана, шинкарки). Кстати, уже упомянутый набор «Рыбы» в 1990-х годах был своеобразной валютой для людей, которые ездили за границу продавать и обменивать всевозможные технические приборы и другие вещи, а взамен покупали джинсы, сигареты и тому подобное. Поэтому неудивительно, что знаменитый ликерный набор «Рыбы» сегодня можно встретить на блошиных рынках Польши, Германии, Чехии.
Читайте также: Александр Швец: «Моя мечта еще до конца не осуществилась»
- Какие разновидности наборов выпускали фарфоровые заводы Украины для десертов?
— Можно вспомнить набор для торта «Праздник» Николая Козака (1975, Полонский фарфоровый завод), сет для меда «Медовый июль» Александры Ермоленко (1975, Сумской фарфоровый завод) или набор для десерта с пиалами для мороженого (автор Николай Трегубов, 1992, Коростенский фарфоровый завод).
— Знаю, что популярно было дарить менажницы. Какие заводы их выпускали?
- Менажница — это сервировочное блюдо, имеющее отделения внутри. Такая конструкция дает возможность подать на одном блюде, не смешивая между собой, сразу несколько закусочных блюд. Если говорить о фарфоровых менажницах, то на украинских заводах их больше выпускали в XIX в. (например, на Киево-Межигорской или Волокитинской мануфактурах), чем в ХХ. Возможно потому, что уж слишком прихотливый и роскошный вид имели фарфоровые менажницы в прошлом. В СССР менажницы в основном выпускали из прессованного стекла. Для многих менажницы были желанным подарком. Чаще всего их привозили из-за границы — Чешской республики или ГДР. Менажницы вернулись в украинский фарфор только в конце 1980-х. Приведу в качестве примера салатники своеобразных форм Полонского фарфорового завода, которые складываются в менажницу. Их разработали Виталий Овчаренко — набор «Менажница» (1986, роспись Зинаиды Олексенко), и Николай Козак — столовый набор «Полонь» (1997, роспись Зинаиды Олексенко).
— Стоит ли использовать такую семейную посуду в повседневной жизни или только для особых трапез?
- Я думаю, в повседневной жизни с бешеным темпом жизни мы вряд ли вспомним о такой посуде. А вот на семейные праздники или при другой возможности, конечно, стоит и нужно вносить эстетическое разнообразие в сервировку.
Ранее «ФАКТЫ» публиковали интервью с дизайнером Екатериной Таращук о секретах редизайна дома. Также хотим напомнить о музее фарфора в Киеве, который непременно надо посетить.
Фото из альбомов Елены Корусь и Николая Козака
66901Читайте нас в Facebook