«Просил побратима меня добить, но он обнял меня и сказал: «Братик, я тебя не брошу»: история пехотинца с Киевщины
На фронт вместе с отцом
До войны Виктор Чонговай проживал в поселке Иванков на Киевщине и работал в Чернобыле на объекте захоронения радиоактивных отходов.
«Накануне широкомасштабного вторжения я находился в больнице — мне провели операцию по удалению аппендицита, — вспоминает Виктор. — 23 февраля вечером меня отпустили домой, я хотел побыть с семьей. Около 5 утра 24 февраля зазвонил телефон, звонил мой друг. Я скинул. Один раз, второй, третий… Потом поднял трубку, потому что решил узнать, ну что же он хочет. А друг говорит: „Браток, началось“. — „Что началось?“ Он ответил: „Война!“ Я вышел на улицу, услышал, что где-то вертолеты летают, и понял, что действительно все началось».
Дом семьи Виктора в Иванкове близ Чернобыля оказался в непосредственной опасности, ведь оккупанты заходили с севера именно через зону отчуждения. Позже, во время боев за столицу, Иванков окажется в окружении и станет самым горячим участком боев на киевском направлении, ведь будет сдерживать продвижение врага на столицу через Вышгород.
Виктор быстро эвакуировал сына и жену в Закарпатье, а сам задумал уйти добровольцем.
«Я хотел идти на войну сразу, но швы после операции еще не зажили», — объясняет мужчина.
Однако полноценно восстановиться после операции не получилось — повестку получил отец Виктора, и сын, не имея никакого военного опыта и даже срочной службы, не раздумывая, последовал за ним.
«Единственный мой опыт был — это стрелялки в компьютере, — рассказывает Виктор. — Если обратиться к истории, то почти у каждого поколения была война. И вот пришло наше время. Лучше сейчас эту войну окончить, чтобы наши дети ее не получили».
Доброволец
Защитник мобилизовался пехотинцем в 128-ю горно-штурмовую бригаду и уже 9 марта 2022 года оказался на запорожском направлении.
«Поскольку раньше я не служил, меня мобилизовали в ремонтно-восстановительный батальон. А 10 марта нас выстроили и сказали: „Пацаны, не хватает пехоты. Кто желает?“ И я и еще около 100 человек вызывались добровольцами», — объясняет Чонговай.
Затем была оборона Херсона и востока Украины. Защитник признается, что враг крайне опасен и находчив.
«Впереди идет „мясо“, а за ним сидят дяди, которые хорошо понимают, что такое война и как нужно воевать. Эти дяди следят за нашим огнем: их интересует более тяжелое вооружение, пулемет или РПГ. И когда они начинают двигаться вперед, понимаешь, что не все так сладко, как было еще полчаса назад», — рассказывает Виктор.
Но самые сложные мгновения мужчина переживал вместе с отцом.
«Я уговорил командира, чтобы он забрал отца в мое подразделение. Сначала он не хотел этого делать, говорил, что отец — человек старший, но я все равно уговорил. Отец по позициям с нами перемещался, но на задания не ходил», — говорит военный.
«Я тебя не брошу»
В день, когда Виктор с подразделением собирался на фатальное задание, с ним должен был идти и отец, однако мужчина настоял, что будет стрелять за двоих, но отца с собой не возьмет. Наверное, это решение спасло отцу Виктора жизнь.
«Мы стояли в обороне. Нас заметил вражеский дрон и стал сбрасывать гранаты. Сразу попали по ребятам на соседней позиции. Потом дрон прилетел к нам. В течение 3 часов он сбрасывал гранаты… В итоге из 8 человек моего отделения ранения получили семеро», — вспоминает Чонговай.
Читайте также: На протезе и в горы, и на марафон: история студента-физика, который в 18 лет оказался на войне
Самые тяжелые ранения получил сам Виктор.
«Я лежал на животе, и граната упала мне на икры. Конечности сохранились, но они просто висели на коже и мышцах. Кости были полностью перебиты», — рассказывает военный.
Оказать первую помощь мужчине сразу же бросился побратим Ярослав.
«Ярослав подбежал ко мне и спрашивает, что случилось. Я говорю: „Ноги, ноги…“ А было темно, около двух часов ночи, и он руки сунул мне прямо в разорванное мясо. Я поворачиваю голову и вижу, что он побелел. Но Ярослав заверил, что все будет хорошо, чтобы я не волновался. Такая у него задача в тот момент была — успокоить меня. Уже потом я спросил его, что он тогда почувствовал. Ярик ответил, что словно засунул руки в миску с фаршем и измельченными костями», — говорит военный.
Читайте также: От бронежилетов до вечерних платьев: как дизайнер на колесном кресле создала собственный бренд во время войны
Более трех километров под обстрелами Ярослав нес на плечах своего побратима.
«Я просил, чтобы он меня добил, просил, чтобы бросил, но он отвечал, чтобы я думал о ребенке и жене: „Братик, я тебя вынесу“. Мы услышали, как снова вернулся дрон с гранатой. Ярослав забежал в посадку, осторожно положил меня. Я говорю ему: „Скорее беги! Прячься“. А он лег возле меня, обнял, поцеловал в щеку и говорит: „Братик, я тебя не брошу“. И такие моменты я вспоминаю со слезами на глазах», — объясняет Виктор.
Жизнь в подарок
В результате эвакуация завершилась успешно, однако врачам пришлось ампутировать Виктору конечности.
«Об ампутации узнал уже в реанимации от медсестры. Она, молодая девушка, подошла ко мне и смотрит полными жалости глазами. Я спрашиваю: „Что там такое внизу?“ — „Нет у тебя ножек“, — отвечает она. Ну что ж, нет так нет. Главное, живой», — говорит военный.
Мужчина пережил 13 операций и продолжает вести изнурительный бой за собственное здоровье.
«Физическая боль перешла в фантомную, и она так ужасна, что трудно передать. Когда болит пятка, а у тебя физически ее нет, это очень давит на голову», — объясняет Виктор.
Впрочем, мужчина планирует как можно быстрее встать на протезы и забрать наконец отца с фронта домой.
А побратим Ярослав, который вынес товарища на себе, теперь стал для Виктора практически родным человеком.
«Я буду благодарен Ярославу до конца жизни за то, что он подарил мне шанс жить», — резюмировал Виктор Чонговай.
Получить помощь украинцам с инвалидностью можно на сайте организации EnableMe Ukraine. Вы можете задать вопросы эксперту и получить бесплатную помощь в сообществе EnableMe.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали историю машиниста поезда Константина Пастухова, который пошел на войну, получил тяжелые ранения и сейчас возвращается к нормальной жизни.
Фото со страницы Виктора Чонговая в Facebook
2828Читайте нас в Facebook