Композитор раймонд паулс: «меня вовремя уложили в больницу — от пьянства я чуть не умер»
Первой композицией, которая принесла Раймонду Паулсу известность, стала «Листья желтые», написанная в 75-м году. После появилась музыка к кинофильмам «Долгая дорога в дюнах», «Стрелы Робин Гуда», «Смерть под парусом», хиты Валерия Леонтьева, Лаймы Вайкуле, Николая Гнатюка и Аллы Пугачевой (»Исчезли солнечные дни», «Вернисаж», «Старинные часы», «Танец на барабане»). А кто не помнит задорную «Бабушка рядышком с дедушкой», которую исполнил популярный в 80-х детский коллектив «Кукушечка»? Кстати, до золотой свадьбы со своей супругой композитору осталось всего ничего — пять лет. И тогда его внучки за праздничным столом затянут для деда полюбившуюся «Праздник, праздник свадьбы золотой »
Несколько фактов из жизни легендарного маэстро
1. Родился Раймонд Паулс в Риге. Его отец, Волдемар, работал стеклодувом на Ильцюгемской стекольной фабрике, играл в музыкальном ансамбле. Мама Алма была рукодельницей — вышивала бисером. В три года маленький Раймонд пошел в детский сад Первого музыкального института, где и началось музыкальное образование будущего композитора. Потом были музыкальная школа, Латвийская консерватория по классу фортепиано, работа в Рижском эстрадном оркестре, на Латвийском радио.
2. Недавно Раймонд Паулс и его жена Светлана отпраздновали очень важное семейное событие — 45 лет совместной жизни. Это большая редкость в мире шоу-бизнеса, к тому же, как шутит сам маэстро, его случай особый, и год следует считать за два, поэтому всего выходит 90!
Их роман начался с того, что Светлана влюбилась в спину сидящего за роялем Раймонда. Композитора с его будущей женой познакомили в Одессе: после концерта знакомые привели к нему за кулисы обворожительную студентку иняза Светлану Епифанову. Потом Раймонд уехал, они переписывались, пока бывшая одесситка не стала женой композитора. Он называет свою любимую ласково — Лана. У них по-прежнему трогательные отношения, несмотря на то что маэстро постоянно подшучивает над своей второй половинкой. Она не обижается, а к розыгрышам относится с юмором. Вспоминает, что однажды супруг решил подразнить ее, показав со стороны. Стащил у нее жуткие советские пластмассовые бигуди, кое-как накрутил их на волосы, на щеки прилепил два колечка свежего огурца — точь-в-точь как это делают женщины в качестве питательной маски. Когда в таком виде Раймонд вошел в комнату, дочка с женой просто рухнули на пол от смеха.
3. Вот уже 40 лет композитор совершенно не употребляет алкоголь — уж слишком крепко закладывал за воротник в молодости. «От пьянства я чуть не умер», — признается маэстро. Будучи молодым музыкантом, он постоянно играл на свадьбах, где каждый раз подносили сто граммов в граненом стакане. Со временем вредная привычка переросла в болезнь. Запои могли длиться неделю. Из-за пьянки Раймонда даже уволили из Рижской филармонии.
Как раз в то время у композитора родилась дочь. Он мог потерять не только семью, но и жизнь. Жена умоляла, настаивали друзья. И в конце концов убедили его лечиться от алкогольной зависимости. В один прекрасный день Раймонд таки решился, его отвезли в больницу. Уколы, отбивающие желание выпить, всяческие процедуры, которые доводили до тошноты, длились три недели. Теперь даже в новогоднюю ночь или в свой день рождения Паулс поднимает бокал с минералкой либо соком. Кстати, расставшись с выпивкой, композитор избавился еще от одной пагубной привычки: бросил курить. «И слава Богу, ведь сигареты «Прима» без фильтра — это та еще бомба», — смеется маэстро.
4. Алла Пугачева исполнила всего десять его песен, но в репертуаре Примадонны они стали золотыми хитами: «Старинные часы», «Я вам спою еще на бис», «Маэстро», «Без меня тебе, любимый мой ». «Эй вы там, наверху!» пролежала у АБ целый год. Пугачева ни за что не хотела ее петь и согласилась лишь записать для новогоднего «Огонька» в 1985 году. Та же история получилась и с «Миллионом алых роз». «Что ты мне подсовываешь?» — возмущалась Прима, но Паулс на пару с Резником настояли. Алла песню записала, но не скрывает, что никогда не любила ее.
После концертов дружные компании заваливались к Примадонне в гости на Тверскую. «Что мы только не вытворяли: концерты, шутки, танцы, розыгрыши, — вспоминает Паулс. — У нас даже была красная тетрадка, в которую мы записывали лучшие розыгрыши, истории и анекдоты. Иногда наши посиделки заканчивались не очень хорошо: были и ссоры, и разборки. Как только эти ночные дебоши выдерживал сосед Пугачевой из квартиры этажом ниже — режиссер Марк Захаров?» Неудивительно, что в середине 80-х вся страна стала обсуждать бурный роман певицы и композитора. «На самом деле, — признался Раймонд, — эту любовную историю мы придумали сами. Теперь такое называют хорошим пиаром».
5. Бешеную популярность песня «Миллион алых роз» получила в Японии. Мелодия, вышедшая из-под пера латвийского автора, чуть не стала там национальным гимном — уж очень ее припев напоминал японские мотивы. К Паулсу то и дело приезжали делегации из Страны восходящего солнца, неоднократно приглашали маэстро в гости, оплачивали перелет и устраивали поистине царский прием. Как-то Лайма Вайкуле в Токио принимала участие в большом сборном концерте, где выступали суперзвезды из разных стран мира. Когда все узнали, что ее песню написал тот самый автор «Миллиона алых роз», внимание было приковано лишь к ее персоне.
6. С Вайкуле композитора связывает не только давняя дружба. Певица является крестной мамой младшей внучки маэстро, Моники. В свое время именно с легкой руки уже маститого композитора на советской эстраде появилась певица из Прибалтики с оригинальным именем Лайма. Она долгое время пела в ресторанах. Он дал ей совет: «Спой хотя бы одну песенку по-русски или по-латышски». Сыграл свою роль и Илья Резник, который в то время был в ссоре с Пугачевой и решил продвигать Лайму. Как-то Паулс наиграл Резнику несколько своих мелодий, тот остановился на одной и сказал: «Это то, что надо». Так появился первый коронный номер Лаймы «Еще не вечер».
7. В советское время Раймонд Паулс был одним из самых успешных композиторов и получал огромные авторские отчисления. Ему платили приличные деньги, которых в результате он лишился. Что-то потерял при обмене, что-то съела инфляция, кое-что «сгорело» в банке. Сейчас композитор на жизнь не жалуется. В качестве авторских отчислений маэстро получает 80 тысяч долларов в год. Лишь иногда выходит на сцену и дает концерты. А еще занимается «Фабрикой талантов» — латвийским аналогом российской «Фабрики звезд» — и является отцом-основателем и президентом конкурса молодых исполнителей «Новая волна», который каждое лето проходит в Юрмале. «Не знаю, к счастью или сожалению, но у меня нет учеников, — говорит маэстро. — Есть просто исполнители, с которыми я работаю».
8. Единственная дочь композитора Анете работает в латвийском посольстве в Москве, замужем за поляком датского происхождения. Зять Раймонда Паулса, Марек — служащий в шведской авиакомпании SAS, поэтому дочь и внучек — Монику-Ивон, восьми лет, и 11-летнюю Анну-Марию Паулс видит не так часто. Они живут то в Питере, то в Москве. «Когда внучки приезжают в гости, у нас переворот, — радуется именитый дедушка. — Наш традиционный порядок ликвидируется. Мы с ними балуемся, дурачимся, боремся». Девочки учатся в элитном московском лицее, великолепно владеют английским, изучают французский язык и называют Раймонда «опа», что по-немецки значит «дедушка».
Как-то супруге композитора Лане приснился сон — о том, что их зятя перевели работать в Ригу. «Если бы это сбылось, это было бы самое большое счастье на земле», — говорит маэстро.
Подготовил Владимир ГРОМОВ, «ФАКТЫ»
2225
Читайте нас в Facebook