Засевание, щедрование и встреча судьбы: что нужно делать сегодня, в день святого Василия, чтобы весь год в семье было изобилие
В народе Василий считался покровителем земледелия
— В первый день Нового года православные славяне почитают Василия Великого, — напоминает Лариса Полуянова. — Святой в 370 году был архиепископом Кесарии Каппадокийской, ученым, приверженцем аскетизма, отстаивал независимость церкви от императора. У православных в день Василия Великого, по христианскому учению, Христу совершали «обрезание», поэтому на праздник нельзя ничего резать.
31 декабря — день преподобной Мелании-римлянки в народе праздновали как день Маланки (Меланки). За этим праздником следует другой — Василия: первый завершает годовой круг, а второй начинает его. На постсоветском пространстве
В народном воображении образы Маланки и Василия образовали стойкую фольклорную пару, и Маланка напевает: «Ой, Василю, Василечку, веди мене на стежечку, буду тебе шанувати, щонедільки прибирати, за головоньку затикати (растение базилик, или васильки. — Авт). А Василия, кстати, предостерегали в колядках, чтобы не дружил с ветряной Маланкой. Одна из старинных легенд объясняет связь Маланки и Василия. Когда-то у богини любви Лады и бога гармонии Ладо была дочь Маланка. Ее похитил змей и спрятал в подземелье, а парень Василий освободил из плена и взял замуж. Наши предки Маланку считали символом Луны, а ее мужа Василия — символом Солнца, поэтому Васильев день наступал после Маланкиного.
В народе Василий — покровитель земледелия. Этот день стал праздником будущего урожая, и еще утром дети бежали посевать, приговаривая: «На щастя, на здоров’я на Новий Рік! Роди, Боже, жито-пшеницю і всяку пашницю», «Уроди, Боже, всякого жита по засіку, що по засіку та по великому, а й стало б жита на весь світ хрещений». На Василия действовало правило первого «полазника» (тот, кто утром первым ступит на порог) — обычно им и был первый посевальник, желавший благополучия и достатка (девушкам засевать не годилось). А в западных регионах «первыми полазниками» считали даже домашних животных, поэтому коня, овцу или петуха утром заводили в дом и угощали.
С зерном дети шли к крестным родителям, родственникам и близким. В доме посевальник сыпал зерно и говорил: «Віншую вас цим Новим роком», «Здорові будьте!» Зерно от посевальника не сметали сразу, его собирали и отдавали курам, индюкам «чтобы хорошо неслись».
В Киевской области щедровали:
«Сію, вію, посіваю, з Новим роком вас вітаю!
На щастя, на здоров'я та на Новий рік,
Нехай уродить краще, ніж торік, —
Коноплі під стелю, льон по коліно,
Щоб у вас, господарі, голова не боліла.
Будьте здорові, з Новим роком та з Василем! Дай, Боже".
А на Гуцульщине пели: «Ходить Ілля на Василя, несе тайстру житяную (сумка. — Авт.), куди махне — жито росте. Вроди, Боже, жито-пшеницю і всяку пашницю, у полі — ядро, у домі — добро, у полі — колосок, у домі — пиріжок»…
Зерна овса, ржи и других хлебов сеяли из рукава, рукавицы или из мешка. В доме старшая женщина пыталась поймать зерно передником. «Засеянное» собиралось и хранилось до посевной, когда его добавляли к основной массе. Иногда в доме, чтобы вернуть здоровье больному, крест-накрест его посыпали зерном. А еще считали целебной пшеницу, которой посевали новорожденного. Посыпанная этим зерном яблоня будет с урожаем всегда, а женщина, которая съест это зернышко, могла родить. То же касалось и скота…
Парня, не сдавшего экзамен, сажали на плетень, чтобы кукарекал там, пока не снимут
Детей-посевальников, одаривали конфетами, мелкими деньгами. В этот день ходили в гости, щедровали, гадали, в некоторых регионах «водили Козу». Все, что делалось на Новый год, это попытка разгадать будущее и обеспечить благополучие и счастье на год, поэтому желали урожая. Люди знали, что богатство добывается тяжелым трудом, и нужно приложить усилия, чтобы вырастить хлеб и к хлебу.
На Василия (как и на Маланку) компании ходили от дома к дому и щедровали: читали стихи, исполняли величальные песни хозяину и хозяйке, поименно каждому из членов семьи (даже младенцам) подбирали нужные комплименты, возвеличивали, подчеркивали лучшие черты человека. И каждый тогда чувствовал, что он нужен, появлялась вера в себя. Такое психологическое воздействие поздравления служило стимулом к труду, ежедневной работе на благо семьи.
Так повелось, что обычно посевальщики были мужского пола. Формировались молодежные группы колядников-щедровальников-посевальщиков еще до рождественских праздников — на вечерницах. Чтобы попасть в такие коллективы, кандидаты должны были сдавать определенные экзамены: по пению, игре на музыкальных инструментах (если были способности), по психологической выдержке (должны были отшутиться на критику) и даже составления комплиментов в адрес девушек — это была целая наука. А если претендент ее не усвоил, то парни сажали его на плетень, чтобы там кукарекал, пока не снимут. Когда же хорошо сдал экзамены, то удостаивался чести поступить в группу парней…
Когда колядуют или щедруют? В течение Святок колядники ходят на Рождество, щедруют накануне Нового года (Маланка), а засевают в первый день Нового года (на Василия). В некоторых регионах щедруют и на Крещение. Если в колядках прославляют Христа, то щедривки произносят к благополучию, богатому урожаю, приплоду у скота, а засевалки («сію-вію, посіваю») похожи на щедривки. Посевать ходили шумными компаниями по домам с поздравлениями и пожеланиями добра. Посевальщикам нельзя было отказывать, чтобы «не выгнать из дома добро», иногда им доверяли обмолотить Дидуха. Группы за их старания угощали вкусностями, одаривали также деньгами. Посевальщиков встречали, предлагали присесть, «щоб все добре в домі сідало», а если в доме девушка, то приглашение имело еще один смысл — «щоб старости сідали», а в хозяйстве «щоб квочки квоктали і сідали».
Ряженные, как и на Маланку, «водили Козу», только к ее «свите» приобщался еще и Василий. Группа носила маску козы, обитую кожей. А ритуальное действо включает в себя танец «Козы», ее «умирание» и «воскрешение». Сценарий символичен: старый год умирает, новый наступает, а с ним и вера земледельца в весеннее обновление. Козу «оживляют» разными приемами: и поют, и уговаривают, и запугивают, а потом «оживляют»… конфетой. Обряд «вождения Козы» превратился в народный спектакль с юмористическим содержанием.
На Буковине в прошлые времена ходили мальчики-«ангелочки» (они не посевали) — по трое и с колокольчиками, которыми звонили и пугали злые силы: «Калатаємо у дзвони, щоб були щасливі-здорові». Этих «ангелов» люди наделяли магической силой и потому им отдавали одежду больных, чтобы сжечь в огне на улице (или в печи) с присказкой: «Все зло най горить, а добро най лишається».
Считалось, что на Новый год во двор заходит судьба и «вселяется» в какую-то вещь или животное
В первый новогодний день утром каждый из семьи старался первым принести воды из колодца, источника или водоема, чтобы умыться. Считалось, что подобный ритуал гарантировал бодрость на весь год. В воду могли положить монеты — чтобы быть «красным и крепким», как медь и золото; серебряные монеты должны были сделать лицо «белым» (чистым). А на Гуцульщине глава семьи ходил утром на реку «обмыть хлеб» и возвращался благословить домашних, прикладывая буханку каждому к голове.
На Киевщине существовал новогодний обряд, когда «страшили» деревья, которые плохо родят: хозяин стучал топором по стволу с угрозой срубить, если не будет плодов. А маленькая девочка в это время вылезала на грушу или яблоню и от имени этого дерева «просилась», брат же с отцом все грозились срубить, но уступали: если не будет урожая и в этом году, то на следующий выполнят обещание. Затем дерево перевязывали сеном, которое стелили на пол под столом перед Рождеством.
Считалось, что на Новый год во двор заходит судьба. Она могла «вселиться» в какую-то домашнюю вещь или животное. Судьбу могли похитить и вынести какую-то вещь из дома. Поэтому в это время бытовал обряд «ритуальная кража». Хозяева, чтобы вернуть краденое (то есть судьбу), должны выставить магарыч и угостить виновника. Если же его вовремя разоблачили и не получилось украсть, то с него уже и требовался выкуп.
Среди обрядов, распространенных на Василия, был обряд отпугивания смерти. Чтобы не случилось беды и «гром на кого-то из родных не упал», утром хозяин лопатой стучал под порогом. Девушки тем временем на чердаке все выметали засушенными васильками, «чтобы смерть туда не залезла».
Говорили в народе, что «січень на поріг — прибуло дня на куриний скік» и внимательно следили за погодой: если на Новый год будет дождь, то на Пасху — снег; На Новый год хорошая погода — к обильному рожаю.
В некоторых регионах считали: чтобы какая-то работа принесла в будущем успех, то ее необходимо начать именно в первый день года.
Напоминаем, завершает зимне-рождественский цикл праздник Крещения, который отныне приходится на 6 января.
1178Читайте нас в Facebook