Лишившийся руки боец АТО: "Уже могу взять металлическими пальцами блокнот и даже разрезать ножом морковь"
Молодой мужчина, у которого нет правой кисти, снимает с культи черный носок. Канадский протезист надевает на нее «умную руку» — под ее прозрачными частями видны проводки, ведущие к длинным металлическим пальцам. Как только контакты искусственной конечности коснулись мышц бойца, она тут же «ожила». Это было невероятно. Перед Василием поставили пластиковый стаканчик. Мужчина повернул протез, его пальцы разжались, аккуратно взяли предмет и подняли. Василий поднес стакан ко рту, как будто хотел отпить. Немного поупражнявшись со стаканчиком, боец взял в руку блокнот.
После этого перед Василием поставили тарелку с морковью, рядом положили нож и вилку. Мужчина взял приборы и уверенно стал разрезать твердый овощ. Его отец, стоя в дверях кабинета, казалось, не верил своим глазам. Все происходило, как в фантастическом кино. На ум постоянно приходила аналогия с фильмом «Терминатор». При каждом движении пальцев раздавался механический «киношный» звук.
— Сегодня я всего второй раз примерил «умную руку», — сам удивляется Василий. — Никакие датчики и контакты под кожу моей культи не подшивали. Пальцы начинают шевелиться, как только «чувствуют» импульс от мышц. Это невероятно.
В тот же день Василий примерил еще один протез, ведь у него нет и правой ноги. За спиной Василия, стоящего между двумя поручнями, за которые можно держаться, находился сотрудник протезного центра — он подстраховывал пациента. Приехавший из Канады специалист просил бойца сделать то или иное движение.
— Мы поставим перед тобой бумажный стаканчик, — говорил ему иностранец. — Ты должен поставить на него свою здоровую ногу так, чтобы не раздавить. Вес тела полностью ляжет на протез. Научись доверять своей механической ноге.
*"Когда стою, полностью опираясь на протез, кажется, колено подгибается, — делится своими ощущениями Василий. — Я так хочу отбросить костыли, что готов работать без перерывов, чтобы научиться пользоваться механической ногой"
— За две недели пребывания наших канадских коллег в Киеве несколько бойцов, потерявших руку или ногу, а то и обе конечности, осваивали протезы, — объясняет директор столичной протезно-ортопедической мастерской «Ортотех-Сервис» Александр Стеценко. — Работая с пациентами, мастера сразу обучают наших специалистов техническому обслуживанию искусственных коленных суставов, пальцев, вакуумных гильз, а также ремонту. Каждый день мы видим, как меняется настрой наших бойцов — у них получается пользоваться новыми руками, ходить на протезах. Это дает им надежду на то, что они смогут жить активно.
«Бывает, одновременно как зачешутся нога и ладонь, а их ведь уже нет»
— Когда 19 мая сын получил повестку, он даже слышать не хотел о том, что можно как-то «откосить», — говорит мама Василия Елена Николаевна. — После двух недель обучения Вася оказался под Донецком в составе 40-го батальона территориальной обороны «Кривбасс». Сын занимался снабжением блокпостов. До событий под Иловайском в батальоне не было боевых потерь…
— В тот день, когда меня ранили, я и еще пятеро ребят развозили боекомплект по огневым позициям, — рассказывает Василий. — Возвращаясь, мы попали в засаду. Нас расстреливали из гранатометов. Двое моих сослуживцев успели выпрыгнуть из ГАЗ-66, один погиб на месте. Еще двое до сих пор числятся пропавшими без вести. Меня прошило осколками, оторвало кисть правой руки, часть правой ноги, пострадала и голова. Место, где кости черепа были размозжены, врачам пришлось закрыть металлической пластиной.
Василий сам не понимает, как ему удалось выпрыгнуть из «шишарика» (так называют ГАЗ-66 на фронте) и доползти до лесополосы.
— Руку я перетянул куском ткани, которую оторвал от формы, — продолжает мужчина. — Обезболивающих у меня не было. Так два часа и пролежал, пока на меня не наткнулись разведчики моего же батальона. Все это время в голове билась одна мысль: только бы не умереть в этом поле.
— Сын потерял много крови, — добавляет Елена Николаевна. — А сколько в нем было осколков! Десяток вытащили точно. Три — из головы… Днепропетровский врач сказал: «Чудо, что мозг не был задет и Василий не потерял память и способность мыслить».
Смириться с отсутствием ноги и руки Василию было тяжело. Тем более что фантомные боли до сих пор не отпускают бойца.
— Вот сейчас у меня сильно зудит пятка, — говорит мой собеседник. — Еще, бывает, одновременно как зачешутся нога и ладонь — хоть на стенку лезь!
— Протез ноги сыну сделали сначала во Львове, — добавляет отец бойца Василий Васильевич. — Он понемногу учился ходить. В Киеве переделали культеприемник, чтобы он был более удобным.
— У ребят, пострадавших в зоне АТО, как правило, не только отсутствует нога или рука, но еще и вырваны части мышц, которые удерживают скелет, — объясняет Александр Стеценко. — Без них очень сложно держать равновесие. Чтобы научиться ходить на протезах, приходится тренировать мышцы спины и пресса. Необходимо работать с профессиональными реабилитологами, которых в нашей стране не хватает. Согласно мировой статистике, всего десять процентов людей, которые лишились обеих ног до бедра, осваивают современные протезы. Александр Чалапчий настолько сильно хотел подняться из инвалидной коляски, что сразу же смог сделать несколько шагов с помощью протезов. («ФАКТЫ» подробно рассказывали об этом бойце 34-го батальона 16 января этого года.) Его пример, да и желание других бойцов как можно скорее освоить искусственные ноги, вселяет в нас оптимизм.
«Умные руки» выполняют 24 разных движения"
— Я готов работать с реабилитологами, сколько нужно, — говорит Василий. — Выполняю упражнения, пока футболка не станет мокрой. Ведь только так смогу вернуться к активной жизни. Я должен сам себя обслуживать, не быть обузой родителям.
*Этот снимок сделан во время примерки и подгонки протеза руки Василия. Позже культеприемник покроют специальным материалом, спрятав проводки и узлы конструкции
Сегодня более двухсот искалеченных украинских воинов нуждаются в сложном протезировании. Подписаны документы, на основании которых они получат необходимые приспособления за счет бюджета. Приезд же канадских специалистов, которые привезли нашим ребятам самые современные технологии, организовала… учительница.
— Антонина Кумка, уроженка Черновцов, уже девять лет живет в Канаде и работает преподавателем математики, — рассказывает Александр Стеценко. — Во время Майдана она активно поддерживала митингующих, собирая и передавая им помощь. Несколько месяцев назад Антонина привезла в военный госпиталь двести электронных книжек. Раздавая их, женщина познакомилась с ранеными бойцами, услышала их просьбы помочь с протезированием. Так возникла идея «Проекта поддержки протезирования в Украине».
— Чтобы провести протезирование за рубежом, человеку, оставшемуся без обеих ног, нужно потратить не менее семидесяти тысяч долларов, — говорит Антонина Кумка. — Мы подсчитали: если все делать в Украине, протезирование обойдется гораздо дешевле. Но для этого специалистам не хватает опыта. Общаясь с ранеными, я узнала о мастерской «Ортотех-Сервис», которая изготавливает наиболее качественные протезы. Как выяснилось, искусственные нижние конечности здесь освоили на достаточно высоком уровне, а вот руки скорее косметические, чем функциональные. А ведь пострадавшим бойцам нужны как раз «умные руки», которые позволят им обходиться без дополнительной помощи. Такие современные протезы выполняют 24 движения.
Вот уже десять дней в Киеве работают протезисты, физиотерапевты, реабилитологи из Канады и США. Они практически не выходят из мастерской «Ортотех-сервис», осматривая раненых бойцов, подгоняя их протезы, консультируя тех, кому конечность только будут делать.
— Общаясь с украинскими специалистами, я выяснила: пациентам делали протез, показывали, как им пользоваться, и отправляли домой, — продолжает Антонина. — И уже от упорства человека зависело, насколько хорошо он научится им пользоваться. В то же время в Канаде физиотерапевты считают, что эффективность протезирования напрямую зависит именно от того, как пациента научат пользоваться приспособлением в реабилитационном центре, насколько хорошо он натренирует мышцы. Для этого необходима длительная работа под контролем специалистов.
— К приезду группы зарубежных протезистов мы отобрали пятерых наиболее сложных пациентов, — добавляет Александр Стеценко. — Например, нет обеих рук или руки и ноги с одной стороны, когда не осталось даже бедра. В таких ситуациях протезист должен проявить все свое мастерство, чтобы помочь пациенту. На базе нашего центра у зарубежных коллег сейчас учатся специалисты из Львова, Киева, Харькова и Днепропетровска. Вернувшись в свои клиники, они смогут поделиться полученными знаниями с другими мастерами. Также мы устроили большую встречу иностранных специалистов с сотрудниками киевского протезного завода. Это было очень полезно.
— Я слышала, что приехавшие протезисты работают как волонтеры. Это правда? — задаю вопрос Антонине.
— Все, кто выразил желание поработать в рамках проекта, делают это бесплатно. Поддержали нас и многие компании, благодаря чему удалось существенно сократить стоимость протезов. Одна организация сделала скидку на комплектующие для искусственных рук и ног, другая предоставила их бесплатно. Министерство социальной политики Украины взяло на себя оплату тех составляющих, которые можно изготовить у вас. Наши расходы — перелет, проживание — оплачивают Канадско-украинская фундация, «Мировой реабилитационный фонд» (США) и компания известного в Канаде мецената украинского происхождения Джима Темерти. Конечно же, помогают и простые люди, делая пожертвования, устраивая акции по сбору средств для раненых бойцов.
— В данный момент в программе протезирования числится 21 человек, восемь из них уже активно пользуются самыми современными протезами, — добавляет Александр Стеценко. — Сейчас мы ждем очередную поставку дорогостоящих электронных узлов для следующих пациентов. Также наша мастерская берет на себя сервисное обслуживание протезов. То есть будем видеться с ребятами достаточно часто. Ведь первый год культя уменьшается, обжимается, из-за чего культеприемник приходится подгонять под нужные размеры. Будем видеть, насколько хорошо ребятам удается научиться пользоваться протезами. Канадские и американские мастера обещают приехать к нам еще не раз, чтобы и мы научились всем тонкостям протезирования самых сложных пострадавших.
*"Проект поддержки протезирования в Украине" придумала и реализовала в партнерстве с Александром Стеценко, директором мастерской «Ортотех-сервис», уроженка Черновцов Антонина Кумка, которая уже девять лет живет в Канаде. Инициативу поддержал президент Украины Петр Порошенко. И раненые уже ощутили заботу государства — самые современные протезы для них оплачивает государство
Фото автора и Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
5883Читайте нас у Facebook