ПОИСК
Культура та мистецтво

На роль деточкина эльдар рязанов затащил больного иннокентия смоктуновского силой и даже заставил написать расписку, что актер не откажется от съемок

0:00 9 червня 2001
Інф. «ФАКТІВ»

Знаменитому фильму «Берегись автомобиля» исполнилось 35 лет

Картину «Берегись автомобиля» вот уже четвертый десяток лет с интересом смотрят несколько поколений. О том, насколько реальна история Юрия Деточкина, которую Эльдар Рязанов снял в 1966 году, спорят и по сей день. Юрий Никулин, для которого первоначально писался сценарий, был уверен, что благородный вор, похищавший автомобили у отъявленных негодяев и перечислявший вырученные деньги нуждающимся детям, живет и здравствует в обыкновенном провинциальном городе. Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский, напротив, были убеждены, что Деточкин -- персонаж вымышленный. Оказывается, кроме Никулина, на роль Деточкина пробовались Олег Ефремов и Леонид Куравлев. Но режиссер в конце концов пришел к выводу, что настоящий Деточкин -- это Иннокентий Смоктуновский. И зрители с ним солидарны.

Юрий Никулин не сыграл Деточкина, поскольку уехал с цирком на гастроли

Юрию Никулину о человеке, с которого, по его словам, сценаристы Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский «списали» Деточкина, рассказали в Куйбышеве, где он однажды был на гастролях. Мол, работал обычный мужик на автобазе водителем. Честный, говорят, был парень: однажды решил разоблачить жуликов-сослуживцев, которые государственное добро воровали. Те ему в отместку подкинули «левый» товар. В итоге мужик четыре года отсидел. А когда вышел, поселился где-то на окраине города, устроился работать на ремонтный завод и всем своим обидчикам отомстил: угонял их машины, продавал, а вырученные деньги перечислял на счета детских садов или раздавал бедным. Однажды услышал, как плакала в райсобесе вдова пожарного, которой после смерти мужа пришлось четверых детей на крохотное пособие воспитывать. Он ее адрес разузнал и, представившись посыльным Верховного Совета РСФСР, передал несчастной женщине 10 тысяч рублей.

Поймали героя, что забавно, на тринадцатой машине. Рассказывают, когда публика в суде узнала, на что тратил обвиняемый ворованные деньги, все зрительское негодование обрушилось на «пострадавших». «Вот их судите!» -- требовал зал. В общем, подсудимому дали год условно и отпустили с богом.

РЕКЛАМА

Эту историю Юрий Никулин при случае рассказал Рязанову. Однако сам режиссер утверждает, что слышал ее из других источников. Причем в нескольких вариантах: невероятный случай пересказывали в разных городах страны -- и в Москве, и в Ленинграде, и в Одессе, -- дополняя его всевозможными подробностями.

Само собой, решившись снимать картину по уже готовому сюжету, Рязанов был не прочь познакомиться с прототипом своего героя. Он, по его собственному признанию, отправил не один запрос в юридические учреждения разных городов СССР, но тщетно -- чиновники и судебные исполнители о необычном воре слыхом не слыхивали. «Вот тогда мы с Эмилем Брагинским поняли, что это -- вымышленная история, легенда, принявшая обличье всамделишного случая», -- констатировал режиссер.

РЕКЛАМА

Сценарий фильма чиновникам не понравился, пишет «Собеседник. «Было бы гораздо лучше, если бы Деточкин не воровал машины, а просто приходил в ОБХСС и сообщал, что такой-то человек -- жулик» -- такую рецензию выдали Рязанову, но тем не менее, картину снимать разрешили.

Актеров -- исполнителей главных ролей -- отыскали не сразу. Поначалу на роль Деточкина хотели утвердить Юрия Никулина. «Рязанов взялся писать сценарий для меня: неспроста в фильме героя Юрой зовут, -- рассказывал впоследствии Юрий Владимирович. -- Но для меня главное оставалось непонятным: почему мужик взялся воровать машины. Рязанов объяснял: ну, блаженненький он, бзик у него. Я так играть не могу. Мне надо твердо знать, почему миллионы живут себе спокойно, а я стал угонщиком». Так рассуждал актер и тем не менее на курсы вождения записался. Но сыграть в «Берегись автомобиля», как известно, ему не удалось: накануне съемок цирк, где тогда работал Никулин, отправился за границу на гастроли.

РЕКЛАМА

Актерский состав не понимал юмор Папанова, поэтому ополчился против него

Иннокентия Смоктуновского уговаривали мучительно долго. В то врем именитый актер играл Ленина в фильмах «На одной планете» и «Первый посетитель». В ответ на предложение сниматься он прислал Рязанову телеграмму с вежливым отказом, сославшись на проблемы со здоровьем, и удалился отдыхать на дачу в ста километрах от Ленинграда. Но режиссер уже был убежден, что никто другой Деточкина сыграть не способен. «Эльдар Рязанов появился на пороге моей дачи весь мокрый от дождя, -- делился Иннокентий Михайлович с коллегами. -- В первую секунду я глазам своим не поверил. Но это был не кошмарный сон, это оказалось кошмарной действительностью».

«Смоктуновскому нравилась роль Деточкина, ему действительно хотелось ее сыграть, -- так рассуждал сам режиссер. -- Однако чувствовал он себя больным и долго отказывался. Я уговаривал как мог. Уверял, что создадим царские условия для работы. Я и впрямь собирался облегчить ему жизнь. Наконец, под моим напором Смоктуновский сдался».

Однако устное обещание актера приступить к съемкам в «Берегись автомобиля» подозрительного Рязанова не удовлетворило. И он заставил Смоктуновского дать расписку, которая, как утверждает режиссер, и по сей день хранится в архиве вместе с другими документами, касающимися съемок знаменитого фильма: «Я, Иннокентий Смоктуновский, обязуюсь не позже 20 августа приступить к съемкам в роли Деточкина в фильме «Берегись автомобиля».

Впрочем, Рязанов едва не поплатился за свою настойчивость, вскоре после заключения столь выгодной «сделки» его вызвали на ковер к министру кинематографии Алексею Романову. «Как же так, -- посетовал чиновник. -- Смоктуновский только что сыграл Владимира Ильича в фильме «На одной планете», а теперь вдруг появится на экранах в роли жулика?!»

Одного любимого актера режиссер тогда отстоял, но накануне съемок уже творческая группа фильма ополчилась против Анатолия Папанова. «В картине подобрались актеры с иной природой юмора, чем у Анатолия Дмитриевича: Смоктуновский, Ефремов, Евстигнеев, Миронов, -- объяснял впоследствии Рязанов. -- Папанов играл своего героя в близкой ему и, казалось, вполне уместной манере гротеска. Но на каком-то этапе работы над фильмом многие заговорили о том, что актер выпадает из общего ансамбля, нарушает стилистику и целостность фильма. На эту тему собрали даже совещание. По счастью, Папанов о наших злых умыслах не подозревал. Я на какое-то время дрогнул, но присущий здравый смысл удержал меня от поспешного решения».

Фразу «Здравствуй, Люба, я вернулся!» Смоктуновский адресовал Рязанову

Согласно режиссерской задумке, фильм «Берегись автомобиля» должен был получиться максимально реалистичным. А потому в павильонах киностудии решили не работать: например, чтобы снять сцену с Галиной Волчек, отправились в настоящий комиссионный магазин, а для съемок уличных эпизодов использовали скрытую камеру.

Ольге Аросевой по настоянию Рязанова пришлось поступить в школу водителей троллейбусов. Актриса оказалась удивительно способной ученицей: ей хватило всего нескольких уроков, чтобы освоиться за рулем. Однако страху на съемочной площадке она все равно натерпелась. «Первую съемку Рязанов назначил на московской улице Разина, -- вспоминает Ольга Александровна. -- Я должна была ехать в потоке машин, Деточкин -- радостно на мой троллейбус кидаться, а я -- тормозить метрах в трех от него. Посадили пассажиров-массовку, велели ехать. Я поехала. Вижу: высокий улыбающийся человек бежит наперерез движению и прямо мне на ветровое стекло кидается. Такой эмоциональный, с длинными, воздетыми от восторга руками, кричит: «Люба!» А я Бога молю, чтобы мне его не задавить. Затормозила. Не задавила».

А вот Иннокентия Смоктуновского за рулем дублировал профессиональный каскадер Александр Микулин. Причем все трюки в фильме -- и как «Волга» на полной скорости проскакивает под грузовиком, и как машина въезжает на мчащийся трейлер -- исполнены, по словам Эльдара Рязанова, без применения комбинированных съемок. Любопытно, что режиссеру пришлось самому поучаствовать во всех этих каскадерских выкрутасах. «После того, как аттракцион бывал снят, Микулин с деланно простодушным видом подходил ко мне и невинным голосом предлагал повторить каскад, но с тем, чтобы я находился внутри машины, -- рассказывает режиссер. -- Отказаться от предложения, которое он делал публично, значило расписаться в трусости».

Зато на съемках финальной сцены все хохотали в голос. Оператор снимал крупный план Любы, сидящей за рулем троллейбуса, затем переводил камеру на Деточкина. В этот момент Ольга Аросева уползала из водительского кресла, а на ее место в кадре усаживался Эльдар Рязанов. Знаменитую фразу «Здравствуй, Люба, я вернулся!» Смоктуновский произносил, обращаясь к режиссеру. Эта сцена у маститого актера, у которого всегда все получалось с первого дубля, никак не выходила. Пока он неожиданно не заявил Рязанову: «Эльдар, мы никогда не закончим, если я буду все время на твою рожу смотреть!»

744

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів