«Уже десять лет живу при свечах, спать ложусь с заходом солнца — часов в пять вечера»
Киевский художник Валерий Голейко отметил необычный юбилей — десять лет назад он перестал пользоваться электричеством. «Это «удовольствие» не из дешевых — качественная свечка стоит пять-семь гривен, а сгорает она за два часа, — рассказал живописец. — Когда ко мне приходят гости, порой за вечер расходую две свечи. Вот и получается, что за месяц на освещение трачу гривен сто. Сравнивая эту сумму со своими счетами за электричество, друзья шутят: «На широкую ногу живешь».
«Пользуюсь динамо-машиной для зарядки мобильников»
На входной двери Валерия Голейко нет электрического звонка, ведь квартира отключена от тока. О своем приходе сообщаем хозяину по мобильному.
— Где вы заряжаете свой сотовый телефон, ведь дома это невозможно? — обращаюсь к хозяину.
— Обычно «кормлю» телефоны (у меня их три) по случаю: будучи в художественных галереях или в гостях у друзей, — говорит Валерий. — Как видите, есть еще компьютер, который работает от аккумуляторов. Друзья подначивают: «Тебе динамо-машину для компьютера прикупить не мешало бы, а хочешь, мы подарим ее на день рождения?» Просто не все из них знают, что у меня такая машина есть — для зарядки мобильников. (Улыбается. ) А еще у меня была советская переносная солнечная батарея, созданная для армии. Я подзаряжал с ее помощью телефоны и аккумуляторы компьютера. К сожалению, эта батарея сломалась.
А вот телевизор я не включал уже 25 лет, но не выбрасываю его — расписал узорами, на экране изобразил мишень. Он мне дорог как память об отце. Мы с ним купили телевизионный приемник «Весна» в универмаге «Украина» в 1972 году. Холодильник тоже решил оставить — использую его как буфет. Скоропортящиеся продукты храню на балконе, а летом покупаю их понемногу, чтобы в этот же день и съесть без остатка. Горячие блюда (в доме газовая плита) готовлю по одной-две порции. В прихожей у меня стоит керосиновая лампа, а в комнате — старинный подсвечник со свечой. Свечи покупаю пачками по полсотни в каждой.
— А что вас подвигло отказаться от электричества?
— Миллениум. Десять лет назад мир стоял на пороге третьего тысячелетия, и мне в связи с этим захотелось что-либо изменить в жизни. Возникла идея обходиться без тока, ведь человечество много столетий жило без него.
Не скрою, поначалу было тяжело. Ну представьте, каково зимой, когда темнеет в четыре часа дня, отказаться от того, чтобы включить лампочку. Свечи, керосиновая лампа, конечно, дают свет, но мало, живешь в полутьме. Однако со временем привык ложиться с заходом солнца и вставать, когда на улице начинает сереть. Знаете, такой режим оказался невероятно полезным для здоровья: чувствую себя бодро, всегда в хорошем тонусе. Зимой сплю часов по 15-16, а летом — по четыре, и этого вполне достаточно.
И вот еще что: современные люди перестали замечать, как увеличивается и уменьшается день. В январе его продолжительность растет, я это чувствую буквально физически: с каждым днем будто сил прибавляется, а осенью, наоборот, — словно уменьшается.
Вот только все время жить по солнечным часам у меня не получается — то на выставках по вечерам бываю, то у друзей засиживаюсь или ночую, то у себя гостей принимаю.
«За последние десять лет «Киевэнерго» поменяло мне четыре счетчика электроэнергии»
— Неужели ни разу не включали в доме свет?
— Однажды, что называется, сорвался: пришли ребята, мы беседовали допоздна и они говорят: «Да зажги лампочку!» Ну и зажег, а на следующий день снова, а потом — еще и еще Нет, думаю, нужно принимать меры. На счетчике выключил рычажки, и подача электричества в дом прекратилась. А соседи навесили замок на щиток, под которым находятся счетчики квартир всего нашего этажа. Я специально не взял себе ключ, так что счетчик оказался недоступен. Любопытно, что он у меня уже четвертый, установленный «Киевэнерго» за эти десять лет! Я бы этого не знал, но мне приходили уведомления: мол, вам установлен новый счетчик электроэнергии
— Пишите ли картины при свечах?
— Случается, вдохновение приходит под вечер, садишься за мольберт, работаешь с таким увлечением, что не замечаешь, как ночь пролетела. Правда, «ночные» картины по настроению получаются тревожными. Хотя большинство моих вещей радостные, светлые. Сейчас с друзьями, художниками Татьяной Чебровой и Алексеем Бреусом, готовим открытие выставки в Париже. Мы основали собственное направление в живописи. Кстати, Татьяна цветопсихолог и журналист, уже много лет сотрудничает с популярнейшей газетой «Бульвар Гордона». А еще ее имя внесено в Книгу рекордов Украины за оригинальный проект «Бабочки в животе»: десять звезд шоу-бизнеса выкладывали из фруктов свои вариации Таниных картин с изображением бабочек Вообще, у нее много оригинальных задумок. Например, она разослала свои работы во все королевские дома Европы и из каждого из них получила письмо с благодарностью.
Покажу вам фрагмент моей самой необычной работы — стометрового полотна, которое пишу в честь американского художника Джексона Поллока. Одна из его картин ныне является самой дорогой в мире — она была продана за 140 миллионов долларов. Поллок — основоположник абстрактного экспрессионизма — направления, оказавшего значительное влияние на искусство второй половины ХХ века. Он умер 11 августа 1956 года. А я в тот день родился. Вот такое совпадение. Глядя на работы Поллока, чувствую, что мы с ним родственные души, поэтому я взял на себя смелость написать к 100-летию со дня его рождения (28 января 2012 года) огромное полотно. Фонд имени Поллока поддержал эту идею, и мы планируем на юбилей поднять мою гигантскую картину на воздушном шаре в Нью-Йорке.
— Получается, у вас есть реальный шанс попасть в Книгу рекордов Украины? Интересно, сколько краски вам понадобится для написания этого полотна и в какую сумму оно обойдется?
— Краску беру высококачественную, выпущенную в США. Понадобится 100-150 килограммовых банок, каждая стоимостью 160 гривен. Получается 16-24 тысячи гривен. Прибавьте к этому сто метров холста по цене 120 гривен за метр. Эти расходы я беру на себя.
1110Читайте нас у Facebook