ПОИСК
Культура та мистецтво

Александр розенбаум срочно проехал по россии и убедился, что все осталось по-прежнему: воруют и пьют

0:00 25 лютого 2000
Інф. «ФАКТІВ»

Александр Розенбаум, новая концертная программа «Транссибирская магистраль» (Дворец «Украина», 19, 20 февраля)

Для творцов обеих российских столиц Сибирь была и есть неисчерпаемым источником вдохновения. Окунуться во что-то такое настоящее, верное, суровое, вдохнуть морозного духа -- и скорее в Москву! (С. -Петербург!). И творить, запятая, творить. Широкими мазками. Этот бросок на Восток, в общем-то, на первый взгляд имеет вид такой себе невинной русской забавы -- всем ясно, что воспеть-то мы воспоем, но любить суровый край предпочтем, все-таки, на расстоянии. Но забава эта интересна тем, что проливает свет на внутренний мир творца -- художник растет, он вырастает из своего родного города, ему становится тесно, ему хочется петь всю Россию, весь народ, целиком объять его трагедию и воспеть его нравственный подвиг. И в этом смысле Сибирь -- идеальное место для изучения России.

А тамбур поезда -- самое демократичное место изучения Сибири. Весь концерт Александра Яковлевича был выстроен в виде такой экстренной поездки по стране, -- время от времени из колонок раздавались тревожные паровозные свистки, а задник сцены был оформлен в виде привокзальных строений -- декорации были очень правдоподобны, казалось, все это выстроено из настоящих камней. Сценограф -- сам Краснов, ему спасибо. О наблюдениях художника -- отдельно.

Все творчество А. Р. очень неровно. Жанр определить невозможно -- называть его песни «русским шансоном», значит, поставить его в один ряд с откровенными «зонными» графоманами, чьи песни звучат сейчас в каждом третьем автомобиле и в каждом втором кабаке. Но и бардом Розенбаума не назовешь. По замашкам -- вроде бард, но не бард, это точно. А. Р. -- прежде всего мужчина, а уж потом поэт, певец и лирик. Когда умер другой очень мужской певец, Высоцкий, Розенбаум по-своему заменил его, подхватив из слабеющих рук В. В. знамя социальной остроты и гражданской лирики. «Черный тюльпан» -- это Слово и боль 80-х. И «Вальс-бостон» -- это тоже песня поколения 80-х, песня предчувствия осени -- и, как выяснилось, Осени Страны, о развале которой Розенбаум, как и положено гражданскому лирику, скорбит. Зиму Страны не воспел уже никто. Слово мельчало вместе с поэтами.

РЕКЛАМА

Нынешние же песни А. Р. написаны по-принципу «надо высказаться по данному вопросу». А как же? -- духовным судией назвался -- значит, надо писать, НАДО петь. Взяв на себя эту роль, поэт как честный человек считает своим долгом, своей святой обязанностью (иначе какой же я поэт?) сказать о том, и о сем, и вот еще об этом. Обо всем. В смуту поэтам, кстати, лучше вообще отмалчиваться -- слово в это время ничего не стоит. По не зависящим от автора причинам, как говорится. Но А. Р. -- борец, и в этом его радость и беда одновременно. Борец с государством и погодными условиями, бескультурьем и беззаконием. Одновременно со всем сразу. Подобный размах, увы, не приносит реальных плодов -- как практических, так и поэтических. Поэтому нынешние песни из нового альбома «Транссибирская Магистраль» -- это зарисовки, местами точные, но чаще это попросту акынство -- пою, что вижу. Для искусства мало одной констатации -- да, послушав очередную обличительную песню, согласится любой из нас: действительно, все гнусно, подло, все разворовали, но, простите, я это и так знаю. Сам вижу. Согласен. И все.

И безобидная песня «Налетела грусть», даже разбавленная синтезаторным «умцаньем», в две тысячи раз острее, чем десятки нынешних «злободневок». Потому что опять хочешь тех времен, когда ты мог себе это позволить -- чтоб грусть тобой овладела и ты мог посвятит ей целый день, пройтись с ней просто так, по любимому городу. Оказывается, это больша-а-ая роскошь, а мы с вами и не догадывались…

РЕКЛАМА

342

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів