Богодар которович: «после игры на скрипке паганини я два раза попадал в больницу и даже пережил состояние комы »
Май девяносто девятого. Возбужденная публика долго не расходилась. Пестрели вечерние наряды, витал легкий аромат дорогой парфюмерии, смешивались в один говор англо-итало-украинские фразы -- все напряженно ждали Ее появления у входа в Киевскую оперу. В ярких отблесках репортерских фотовспышек приоткрылись двери театра, волна восхищенного ропота пробежала по толпе, и во внезапно образовавшийся человеческий коридор спустились четверо карабинеров, вооруженных автоматами. Так в Киеве прощались со скрипкой великого генуезца Никколо Паганини, созданной мастером Гварнери дель Джезу. Ее стоимость просто неприлично называть, хотя и известно -- спонсорами для концерта в Украине муниципалитету Генуи был уплачен залог в четыре миллиона долларов. Дьявольская цена за дьявольский инструмент, который несколько раз в году в бронированном автомобиле с усиленным эскортом путешествует по миру. Он сводит с ума не только лучших скрипачей мира, но и тысячи ценителей музыки. Игра на нем равна магическому ритуалу посвящения, за которым может быть все -- и слава, и забвение, и смерть, и вечная жизнь
Неудавшаяся сенсация украинской таможни
В Украине любая уникальная скрипка -- редкая гостья, посему об очередном визите к нам старинного смычкового инструмента газеты пишут с провинциальной нежностью, скрупулезно описывая каждую его деталь, каждый его вздох, зачастую забывая о мастерстве исполнителей, игравших на нем. Майский фурор Богодара Которовича сыгравшего в Киеве два раза (впервые!) на «Пушке» Паганини, показал всему миру, что уровень украинской скрипичной школы достаточно высок и нашим виртуозам уже давно бы пора взять в руки «итальянское дерево». Но вот заковыка -- нет в Украине подлинных творений ни Амати, ни Гварнери, ни Страдивари. Говорят, что все подлинники были вывезены с эмиграцией после революции, несколько инструментов утонуло в Черном море, а одними из последних уникальных скрипок, покинувших Украину, стали две скрипки Страдивари знаменитого Ойстраха, переехавшего в двадцатых годах из Одессы в Москву.
В октябре (»ФАКТЫ» об этом уже писали) таможенники произвели сенсацию, блеснувшую надеждой для украинских скрипачей. Некий турецкий автомобилист попытался вывезти к себе на родину якобы скрипку Страдивари, тщательно запрятанную в кабине «Фиата». Задержанного водителя с инструментом доставили в Запорожье, в областное управление СБУ, которое «вело» турка с момента покупки инструмента.
Как сообщает собкор «ФАКТОВ» в Запорожье Юрий Гаев, на корпусе скрипки хорошо видна двухстрочная надпись «Alexandri Gagliano alomnus Stradivarius fecit Neapoli anno 1725», на основании чего таможенники предположили авторство Страдивари. Теперь, когда свое заключение сделала экспертная комиссия Министерства культуры и искусств Украины, ясно, что знаменитый мастер к изготовлению этой скрипки отношения не имел. Одним словом, скрипку сделали «по школе» Страдивари, имитируя работы одного из его учеников -- Александра Гальяно, но мастер и страна изготовления неизвестны. Тем не менее, считают эксперты, инструмент представляет историко-культурную ценность и не подлежит вывозу за пределы Украины. По словам задержанного, скрипка куплена за 30 гривен на одном из запорожских рынков у неизвестного ему человека.
Сельскохозяйственная практика на развалинах Венского замка
Мнение известного французского эксперта Всемирного общества Страдивари Эдуарда Вульфсона: «Я даже не допускаю мысли, что в Украине может быть скрипка Страдивари», -- действительно подтвердилось. Но каким бы категоричным ни был вердикт экспертов, миф о скрипках великих итальянцев, якобы хранящихся в Украине, не умирает. Он полнится легендами, кровавыми, запутанными детективными историями, порою поражающими как своей правдоподобностью, так и абсурдностью. К примеру, после нашей октябрьской публикации в редакцию «ФАКТОВ» неоднократно приходил седой дедушка, рассказывавший о своей скрипке Страдивариуса найденной в руинах одного Венского замка простым советским солдатом. После войны он привез ее в Киев где и подарил своему племяннику. Сегодня восьмидесятилетний племянник утверждает, что инструмент у него отняли уголовники, а все, к кому он обращался за помощью, таинственно исчезали или гибли.
В другую историю верится немного больше. В начале восьмидесятых годов в Николаевской области сотрудники КГБ, ОБХСС и уголовного розыска вели дело о попытке продажи за рубеж скрипки итальянского происхождения. Следствие тогда проводилось в режиме строжайшей секретности. «ФАКТАМ» стало известно только, что двое студентов во время сельскохозяйственной практики увидели у одного старика старинный футляр с очень интересным инструментом. Дедушка сказал, что скрипка досталась ему по наследству от очень богатого помещика Вскоре его реликвию пытались купить за 20 тысяч рублей (в те времена -- сумма более 20 тысяч долларов). Тогда-то на покупателей и вышли спецслужбы. Скрипку изъяли, а фарцовщиков с контрабандистами арестовали. Бывший начальник Уголовного розыска МВД Украины Михаил Задояный, расследовавший один из многочисленных эпизодов этого дела, рассказал «ФАКТАМ»:
-- Да, такое дело было, но прошло уже более пятнадцати лет с тех пор, и я его плохо помню. Эту скрипку оценила серьезная комиссия, стоимость инструмента определялась чуть ли не шестизначной цифрой. Дальнейшая его судьба мне неизвестна, поскольку заканчивало расследование КГБ Николаевской области, и скрипка осталась лежать у них в сейфе. И у нас даже были подозрения, что инструмент является подлинником Страдивари
Цыганские Страдивари и рассеянные скрипачи
Компетентной оценкой этих двух историй с «ФАКТАМИ» любезно поделился знаменитый скрипач, народный артист Украины Богодар Которович. Несмотря на крайнюю занятость (Богодар Которович вместе с женой, пианисткой Евгенией Басалаевой, готовится к концерту с аргентинским пианистом, послом Доброй Воли от ООН Михелем Анхелем Эстреллой, который состоится 9 декабря в Филармонии), он сказал:
-- Помню времена, когда ко мне по два-три раза в неделю приходили люди и приносили скрипки с надписью «Страдивари». Когда я говорил им, что это «фабричка», красная цена которой 100 долларов, на меня набрасывались с кулаками. Некоторые цыгане промышляли тем, что подтачивали деки у скрипок, подпиливали углы -- и инструмент прекрасно звучал, но потом очень быстро глох. Даже сейчас они таким образом подделывают скрипки именитых мастеров. Ведь они такие мастаки и, словно Паганини, могут имитировать на скрипках голоса животных и птиц. Кстати, ваши истории очень типичны в своей основе, мне тоже говорили о наследстве от помещиков и венских замках времен Второй мировой, но ни одной подлинной скрипки я так и не увидел Если в восьмидесятых и расследовалось дело, связанное с итальянской скрипкой, то мне очень интересно, где она сейчас и что с ней. Я даже допускаю мысль, что КГБ СССР вполне могло продать ее за рубеж. Я действительно вспоминаю: где-то в семидесятых годах в Киеве всех скрипачей и мастеров вызывали в КГБ, показывали фотографию одной скрипки, спрашивали, что мы о ней знаем, но не говорили, зачем.
А случаи похищения скрипок были. Могу рассказать то, о чем сам знаю. Мой друг, прекрасный скрипач Рубен Агаронян, рассказал одной ереванской газете, сколько стоит его скрипка (цена была в несколько сотен тысяч долларов). Вскоре некие «любители» уже подстерегали его у парадного. Там на Рубена напали и отобрали скрипку. Хранили ее в хлеву. Представляете, что это для скрипки? Но инструмент быстро нашли. Ведь для того, чтобы его продать, нужны эксперты, их у нас и при Союзе было немного. Хотел бы сказать для всех желающих похитить именитую скрипку: поймите, о ее местонахождении очень быстро узнают, экспертов, к которым вы обратитесь, не так уж много, и все они друг друга знают. Потерянную или похищенную скрипку находят очень быстро. К примеру, в одной скандинавской стране (по-моему, в Финляндии) во время гастролей скрипачка Лиана Исакадзе забыла по рассеянности свою бесценную скрипку на заднем сиденьи в такси. Полдня Лиана находилась в шоковом состоянии, в то время, как ее инструмент уже играл в каком-то ресторанном оркестрике. Там его и обнаружили блюстители правопорядка. У нас же в Украине ничего «особенного» не происходило, хотя и была своя легенда: мол, в Одессе на чердаке нашли скрипку Страдивари. Больше об этой легенде я ничего не знаю, но вот почему-то верю
Мистический двойник Которовича
-- Богодар Антонович, вы играли на скрипке Паганини, знаменитой «Пушке». За нее был уплачен огромный залог, и вы один из немногих скрипачей мира сыграли на ней более одного раза
--А-а-а Я понимаю, к чему вы клоните. Это отдельная история. Знаете, когда я взял скрипку Паганини в руки, первое, что почувствовал, -- это разочарование: ведь обычно я играю на точной ее копии мастера Вильома. На репетиции «Пушка» не произвела особого впечатления, но позже, на концерте, она просто преобразилась. Это было необъяснимо, и не обошлось без мистики. Когда я играл, то вдруг почувствовал -- точно за мной кто-то разыгрывается. Чувствовал только звуки, может, это иллюзия, фантазия, но мне показалось, что за мной стоит двойник. Помните, когда Паганини изображали со скрипкой, то за ним рисовали играющего дьявола Может, скрипка таким образом мстит мне. После того концерта я два раза попадал в больницу, пережил состояние комы. И все же я благодарен «Пушке». Тогда на мой концерт в Киев приехали коллекционеры и бизнесмены, обладающие подобными уникальными инструментами. Один из них после выступления обратился ко мне с предложением купить для Украины, для развития нашей скрипичной школы, скрипку Гварнери дель Джезу. Известно, что Гварнери сделал за свою жизнь всего восемьдесят скрипок (в отличие от Страдивари, который создал их более тысячи). Я тогда подумал: у нас в Украине, где такие традиции и столько виртуозных скрипачей, где появляются молодые таланты -- Ольга Ривняк, Олесь Семчук, Анастасия Пылатюк и многие-многие другие, нет подлинных скрипок Кремонской школы. Мне пришлось обратиться к Президенту (смог же Назарбаев приобрести для своих скрипачей две скрипки Страдивари), и Леонид Данилович привлек к решению этой проблемы Нацбанк. Сейчас этот вопрос завис. Стоимость предложенной мне скрипки не менее трех миллионов долларов, ее покупка -- удачное вложение денег, ведь через год она может стоить уже шесть миллионов. И все-таки банкиры опасаются взрыва политического популизма, который может начаться в Верховной Раде при обсуждении этого вопроса
Вообще, большинство наших бизнесменов неохотно соглашаются помогать музыкантам. В большинстве своем, они малокультурные люди. Но все же в Украине есть государственные деятели, заботящиеся об искусстве. Я премного благодарен за поддержку Людмиле Кучме, Фонду содействия развитию искусств, который возглавляют Анатолий Толстоухов и Игорь Верба, Анатолию Орлу и Игорю Бакаю
Уничтоженная «Германия» и проданный «Император»
Вместе с Богодаром Которовичем я побывал в гостях у человека-легенды, самого пожилого скрипичного мастера Киева Ивана Битуса. В тридцатых годах он был учеником гениального мастера-новатора, «одесского Страдивари», поэта Льва Добрянского. Иван Битус говорил об уже позабытой, нашумевшей в мире истории со скрипкой своего учителя:
-- Лев Добрянский был известен всей Европе, его приглашали в Англию и Германию, он работал и реставрировал итальянские скрипки. Многим музыкантам Добрянский улучшил звучание их скрипок, создал около тридцати инструментов. В ходе его экспериментов (начало века) появилась знаменитая скрипка «Германия», на которой в 1910--1913 годах играл Ян Кубелик. Все были так заворожены голосом скрипки, что ради нее Кубелик даже время от времени откладывал в сторону свой «Император» работы Страдивари. То есть миф о непревзойденности Кремонской школы и итальянского тембра был развенчан. А потом «Германия» вдруг исчезла. Сам Кубелик объяснил, что она пропала, но об этом нигде не написали ни слова, хотя, когда скрипач продал за миллион «Император», пресса широко осветила это событие. Насколько я знаю, даже сегодня ищут «Германию» работы Добрянского. Некоторые склонны считать, что скрипку уничтожили, другие поговаривают о том, что ее купили за бешеные деньги и спрятали
Для Льва Добрянского происшедшее с «Германией» было просто катастрофой, ведь замолчала его лучшая скрипка! А молчащая скрипка -- мертвая скрипка. Позже он сделал скрипку ко дню рождения Сталина, на нижней деке которой искусно был вырезан герб СССР, в котором был заметен каждый колосок. Скрипку хотела купить Одесская консерватория, но Добрянский отказался продавать ее. Инструмент мы паковали и отправляли в Кремль вместе, а когда о готовящемся подарке узнали в Москве, поднялся такой ажиотаж Из столицы приехали люди, Добрянскому (который жил в нищете) просто ноги мыли, подыскивали носки, костюм. Его за это наградили грамотой. Вскоре он умер, буквально на глазах угас
P. S. Когда верстался номер, «ФАКТЫ» из достоверных источников узнали, что на днях во Франции за четыре с половиной миллиона долларов «ушла» обещанная Которовичу скрипка работы Гварнери дель Джезу -- «Экс-Хуберман». Ее купила известная японская скрипачка Мидори, и у наших музыкантов остался лишь один шанс получить инструмент от Гварнери (сегодня на продажу выставлена только одна скрипка его работы) Последний?
3850Читайте нас у Facebook