ПОИСК
Історія сучасності

Чем больше колядников придет в дом на Рождество, тем счастливее и богаче будет семья в следующем году

16:51 4 січня 2011
В Святой вечер на столе должны быть пшеничная кутья, узвар и еще десять постных блюд

Вечером 6 января, когда на небе появится первая звезда, православные и греко-католики соберутся семьями на тихую торжественную трапезу со сладкой пшеничной кутьей, узваром и еще десятью постными блюдами и в кругу самых близких людей встретят Святой вечер. Этим ужином заканчивается 40-дневный Филиппов пост, длившийся с 28 ноября.

А на следующее утро, 7 января, когда наступит долгожданное Рождество, можно веселиться от души. Будут и гости с подарками, и визиты колядников, и шумные застолья, и катание на санках, и гадание на женихов…

К празднику полагалось справить новую одежду всем домочадцам и приобрести посуду

В Святой вечер дома традиционно собирались все члены семьи. Причем опаздывать к праздничному столу не полагалось. Но сначала к торжеству нужно было подготовиться. Работали все вместе, дружно, трудились даже старики и дети, ведь в народе говорили: «Хто всiм гуртом клопоче перед Рiздвом, той весь наступний рiк проживе в мирi та злагодi».

В обязанности женщин, помимо приготовления традиционных блюд, входила стирка. Ведь в хате не должно остаться ни одной грязной вещи, так как в Святки — от Сочельника до Иордана (праздник Крещения — 19 января) — нельзя полоскать белье в реке. К Рождеству также подбеливали стены и печь в хате, украшали иконы новыми рушниками. Мужчины наводили порядок в амбарах и хлевах, ну и, конечно же, гнали горилку и кололи кабанчика. Мясных блюд готовили много: жарили колбасу, коптили окорока, солили сало и нашпиговывали его чесноком.

РЕКЛАМА

Перед Рождеством семья ездила на ярмарку за покупками. Во-первых, к празднику полагалось справить новую одежду всем домочадцам. Во-вторых, нужно было приобрести посуду. Дело в том, что во многих областях Украины существовал обычай накануне Рождества выбрасывать все надбитые или треснувшие миски, кувшины и горшки, а взамен выставлять на полки новую утварь. На ярмарке покупали также подарки и сладкие лакомства для детворы.

Молодежь не только помогала родителям по хозяйству, но и готовилась к тому, без чего невозможно представить украинское Рождество, — к колядованию. Парни и девчата учили новые колядки, шили для вертепа костюмы и мастерили звезду на шесте. С этой звездой, которая напоминает о вифлеемской, звiздар первым будет входить к людям в дома, чтобы возвестить, «що вже син Божий народився». Молодежи и детишкам полагалось потрудиться и для украшения дома. Они вырезали из бумаги витинанки, а также плели из соломы своеобразную конструкцию — павука. Паук в древних дохристианских легендах символизирует творца-ткача, который наполняет мир красками и звуками. Двенадцать гирлянд из соединенных соломинок и бумажных кружков — павука — вешали под потолком, а к ним прикрепляли так называемые теремки — ромбики из соломы, украшенные цветами из цветной бумаги.

РЕКЛАМА

Когда солнце садилось и детвора замечала на небе первую звезду, хозяин торжественно заносил в хату дидух

В Украине сложилось много обычаев и традиций, касающихся подготовки к Рождеству. Так, накануне праздника хозяйка готовила 12 постных блюд для ритуального ужина в Святой вечер. Делалось это особым образом: огонь в печи разводили до восхода солнца, причем использовали для этого 12 поленьев из вишни или яблони, которые вносили в дом по одному в течение 12 дней. На стол принято было подавать борщ с рыбой или «ушками» из теста, вареники с фасолью, картошкой, горохом и капустой, а также сладкие — с калиной и маком, сливами, грушами и медом. Кроме того, для торжественной трапезы готовили тушеную или жареную рыбу, рыбный холодец, голубцы с пшеном и грибами, маковые коржики и узвар (компот из сухофруктов). Но главным блюдом Святого вечера была богатая кутья — сладкая пшеничная каша с медом, маком, орехами и фруктами. Согласно верованиям наших предков, все ингредиенты в кутье имеют символическое значение. Зерно в ритуальном блюде обозначает воскресение из небытия, мак — достаток, а орехи с изюмом — долголетие и процветание. Поэтому на протяжении всех праздников вплоть до Крещения (19 января) кутья занимала на столе почетное место. Ее даже ставили в небольшой мисочке возле образов.

Накануне Рождества верующие весь день ничего не ели, соблюдали строгий пост. Кормили только маленьких детей. Наконец, когда солнце садилось и детвора замечала на небе первую звезду, хозяин торжественно заносил в хату сноп пшеницы, ржи или овса (дидух), украшенный разноцветными лентами, и ставил его в углу под иконами. Дидух был символом бесконечности бытия, ведь солома обозначала нечто старое, отжившее, а зерно — новое, что в будущем даст урожай. Глава семьи желал здоровья и благополучия всем домочадцам, чтобы те весело праздники провели и следующих дождались, и зажигал тройную свечу — трiйцю — в знак объединения человека с Богом и другими христианами, живыми и почившими.

РЕКЛАМА

Стол на Святой вечер тоже сервировали по-особенному. Прежде чем положить скатерть, его покрывали сеном (в память о том, что новорожденного Христа положили в ясли на сено), а по углам раскладывали зубчики чеснока, чтобы в семье царили мир и согласие. Сено раскладывали и на полу. Забавляя малышей, прятали в сухой траве орехи и сладости. Еще в качестве оберегов на углы стола клали кусочки яблока, чтобы род был здоровым, и орешки — для достатка в семье. Только после этого покрывали белой скатертью. Согласно обычаю на стол ставили лишнюю тарелку на случай, если в дом пожалует гость. Кстати, ждали на огонек холостого темноволосого мужчину, визит которого считался добрым знаком, сулящим в следующем году удачу всем домочадцам.

Прежде чем семья садилась за стол, хозяин брал миску с кутьей и выходил с ней на улицу — приглашать на ужин морозы, ветры и бури. Он трижды призывал их, приговаривая, что если они сейчас обойдут стороной дом, то пусть уж и вовсе не приходят, пашни не портят, голод не приносят. Глава семьи возвращался в дом, все произносили «Отче наш» и особую рождественскую поминальную молитву, приглашали к столу души умерших предков и пропавших без вести родичей. Для них на подоконник ставили тарелку кутьи. Наконец семья приступала к трапезе. Кстати, за торжественным ужином не разрешалось шуметь и тем более ссориться: бо буде у родинi колотнеча цiлий рiк. После трапезы посуду не мыли, а все ложки складывали в миску с кутьей.

Спать в ночь перед Рождеством не полагалось. После трапезы начинали колядовать, ведь первые слова о рождении Христа должны прозвучать в своем доме. Спев у себя, отправлялись к кумовьям и родичам. В старину верили: чем больше колядников заглянет в дом в Святой вечер и на Рождество, тем счастливее и богаче будет семья в следующем году.

Люди пожилые по погоде в Святой вечер судили о будущем лете и урожае: «Якщо на Багату кутю iнiй або снiг, то лiто буде мокрим». Ясное небо сулило полные амбары зерна, сосульки под крышей — хороший урожай кукурузы, а иней на деревьях — обилие яблок, груш и слив. А еще в Святой вечер можно было выяснить, какой будет Пасха: «Зелене Рiздво — бiлий Великдень».

Колядовали на Рождество не только парубки и девчата, но и пожилые люди

Рождественским утром семья чинно отправлялась в церковь на литургию. С этого дня (7 января) и до Крещения (19 января) принято было приветствовать друг друга словами: «Христос народився!» — и отвечать: «Славiмо його!»

После службы ребятишки, взяв кутью и пирожки, шли поздравлять своих крестных родителей и пожилых родственников. Радушные хозяева приглашали в этот день родню и кумовьев за рождественский стол, чтобы всем вместе разговеться и отведать жареного поросенка или гуся, холодца и, конечно же, домашней колбаски.

Парубки и девушки наряжались в заранее приготовленные костюмы и ходили по дворам с вертепами и колядками. Самыми популярными персонажами рождественских представлений были Иосиф, Ангел, Волхвы, Пастухи, Казак, Черт, Смерть, Ирод. Поскольку колядники призывали в дом счастье и благополучие, их старались щедро одарить. В благодарность за поздравления и спектакли добрые люди бросали в мешки пироги, пампушки, орехи, яблоки, конфеты, пряники, колбасы и деньги. Чтобы хозяева не «забывали» угостить колядующих, молодежь «напоминала»:

Дай Боже хазяїну вечiр добрий,

А нам — пирiг довгий,

На всю лопату,

Такий — з вашу хату!

К слову, колядовали на Рождество не только парубки и девчата, но и пожилые люди. Правда, пели они не возле домов, а на дорогах, ведь сами уже, как говорили в старину, стоят на Божiй дорозi (то есть на пути к смерти). Таких колядников одаривали особенно щедро, поскольку собранные ими деньги принято было тратить на благотворительность: помощь вдовам и сиротам, благоустройство и украшение церкви.

А на Западе Украины существовал забавный рождественский обычай «водить кобылку». Парни вырезали из доски голову лошади, которую украшали соломенной гривой. «Всадник» переодевался в казака и приклеивал себе усы из конопляной пакли. Парубки «заводили» кобылку на подворье, чтобы та под величальные песни отметила своим «копытом» пашню, хлев, амбар и хату. Считалось, что такой ритуал приносит богатый урожай пшеницы, овса и ржи, а также увеличивает рождаемость всей живности в хозяйстве.

Вечер накануне Нового года (или дня святого Василия Великого), 13 января, назывался Щедрым. Хозяйка готовила скоромный ужин: пироги с творогом и налистники, вареники и галушки в сметане и тушеную с мясом капусту. В некоторых регионах Украины делали вторую кутью — щедрую. Накрыв стол, мать зажигала перед иконами свечу и просила мужа «исполнить закон». Глава семьи садился во главе стола под иконами, перед ним раскладывали пироги и затем звали детей. Малыши и ребятишки постарше, войдя в хату, молились и, будто бы не видя отца за пирогами, спрашивали: «Де ж наш батько?» Глава семьи говорил: «Хiба ви мене не бачите?» «Не бачимо, тату!» — отвечали дети. «Дай же, Боже, щоб i на той рiк не побачили!» После этого отец угощал пирогами детей.

Рано утром на Новый год мальчики ходили по домам и разбрасывали зерно, приговаривая при этом: «Роди, Боже, жито, пшеницю i всяку пашницю! Будьте здоровi, з Новим роком!» Ребят принято было одаривать бубликами, яблоками и пирожками. Молодежь на Василия ходила по дворам и пела щедрiвки:

Щедий вечiр, добрий вечiр,

Добрим людям на здоровья!

На Новый год девчата гадали на суженого. Например, перед сном расчесывались, клали гребень под подушку и загадывали имя. Если во сне понравившийся парубок признался в любви, значит, быть свадьбе. Еще наливали в миску воды и клали на ее поверхность две корочки хлеба. Соприкоснутся кусочки — жди вскоре сватов.

Заканчивались Святки праздником Богоявления, известным в народе как Крещение (Иордан). Накануне, в крещенский Святой вечер, как и перед Рождеством, домашними делами старались не заниматься и соблюдали строгий пост. Мужчины приносили с реки воду для приготовления постного ужина, который состоял из семи блюд: рыбного борща, галушек, жареной рыбы, капусты, гороха, кутьи и узвара. В церкви освящали воду, которой полагалось окропить все комнаты в доме. Но перед этим хозяин, перекрестившись, пил воду сам и давал по три глотка всем членам семьи. К Богоявлению на замерзших озерах и прудах мужчины вырубали крестообразную прорубь. На берегу из кусков льда и еловых веток сооружали «царские врата». Существовало поверье: если искупаться в такой проруби и затем пройти через «царские врата», очистишься от всех грехов.

УЗВАР

Для приготовления понадобится: 3 литра воды, 300 граммов смеси сухофруктов, 1-1,5 стакана сахара или мед по вкусу.

Промытые сухие фрукты залить водой и поставить на огонь. Сначала до готовности сварить груши, затем добавить яблоки, позже — чернослив, курагу и вишни. Варить 40-50 минут, затем положить сахар или мед и поставить на холод на шесть-восемь часов.

ФАРШИРОВАННЫЙ ГУСЬ

Для приготовления понадобится: гусь, 50 граммов чеснока, 200 граммов печени, 5 яиц, 100 граммов сливочного масла, соль, перец по вкусу.

Гуся выпотрошить и промыть, натереть солью, начинить фаршем, зашить и зажарить в духовке, периодически поливая выделяющимся соком.

Фарш: печень мелко посечь и перемешать с солью, перцем, сырыми желтками, сливочным маслом и сбитыми в пену белками.

Готового гуся перед подачей на стол натереть чесноком, разрезать на куски и украсить зеленью петрушки.

 

*За колядки и поздравления ряженых (на фото) щедро одаривали: в мешки бросали пироги, пампушки, орехи, яблоки, пряники, колбасы и деньги.

4659

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів