Сын летчика-космонавта Георгия Берегового Виктор: «Свои машины отец всегда страховал. А вот жизнь — никогда »
Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, заслуженный летчик- испытатель СССР генерал-лейтенант авиации Георгий Береговой был первым, кому удалось вернуться из полета в космос живым на еще не доведенном до ума корабле нового поколения «Союз». Его предшественник дважды Герой Советского Союза Владимир Комаров погиб на предыдущем «Союзе» из-за отказа одного из двух тормозных двигателей.
Первую Звезду Героя Береговой получил еще в Великую Отечественную за 185 боевых вылетов на штурмовиках Ил-2. Но, уцелев на войне и на орбите, едва не погиб от пули террориста, покушавшегося на Брежнева.
Георгий Тимофеевич также, пожалуй, первым доказал, что космосу, как и любви, все возрасты покорны. На космическую орбиту полетел в 47 лет, в то время как туда летали парни не старше сорока. В свое время депутат Верховного Совета ССС от Енакиево Береговой сыграл большую роль в судьбе нынешнего Президента Украины Виктора Януковича: сначала помог молодому директору автобазы пополнить парк грузовиков машинами, списанными в армии. Потом Виктор честно рассказал космонавту о своих проблемах, и Береговой помог. 12 апреля нынешнего года еще один наш земляк — житель Запорожья Олег Скрипочка, слетавший недавно в космос, — стал Героем России.
О любви Георгия Берегового к небу и любви земной «ФАКТАМ» рассказал сын космонавта Виктор Береговой — доцент Московского авиационного института.
«Когда Берегового спросили о самочувствии после полета, он отшутился: «Как после хорошей пьянки»
— Виктор Георгиевич, ко времени первого в истории человечества полета в космос, 50-летие которого мы в эти дни отмечаем, Георгий Тимофеевич уже был Героем Советского Союза, заслуженным летчиком-испытателем. Испытатели — особая каста летчиков, они, как правило, даже на космонавтов поглядывают свысока. Дескать, чем космонавт на орбите управляет? Это ведь им самим управляют с земли. Что же потянуло вашего отца — уже солидного человека — в космос?
— Тяга к небу, потом и в космос, была, наверное, следствием величайшей любознательности отца, — рассказывает Виктор Береговой. — Заместителем главкома ВВС по космосу был генерал-полковник авиации Николай Каманин — знаменитый летчик 30-х годов, за спасение челюскинцев одним из первых удостоенный звания Героя Советского Союза.
В годы войны Николай Петрович командовал авиакорпусом, в котором воевал Береговой. Каманин поначалу отговаривал отца от этой затеи. Ссылался на приказ брать в отряд космонавтов летчиков не старше тридцати лет. «Георгий, — говорил, — ты хочешь, чтобы тобой командовали мальчишки, уже побывавшие в космосе?»
На снимке справа: Виктор Береговой (1968 год): «Папа хотел, чтобы я стал военным инженером-авиатором. Но мне не хотелось в армию…»
Но все-таки познакомил папу с главным конструктором Сергеем Павловичем Королевым. Береговой как опытный летчик-испытатель сформулировал несколько предложений, как усовершенствовать кабину космического корабля, чтобы им было удобнее управлять. Эти идеи понравились Сергею Павловичу. И Королев пригласил отца в отряд космонавтов.
Да, поначалу Береговому пришлось несладко. Некоторые молодые космонавты поглядывали на пожилого, на их взгляд, летчика искоса…
Потом начались другие проблемы — отец весил 90 килограммов. Многовато для космонавта. После упорных тренировок и диеты он сбросил десять килограммов. Артериальное давление стало, как у 25-летнего, пульс снизился до стабильных 64 ударов в минуту.
Выяснилось также, что папа не умеет плавать! В украинском городе Енакиево, где прошло его детство, подходящих водоемов не было. А космонавтов бросали и в тайгу, и в тундру, и в море. Ничего, вскоре Береговой научился и плавать. Его зауважали за характер, трудолюбие, упорство, открытость, искренность и веселый нрав.
После полета его спросили, как себя чувствует. «Как после хорошей пьянки», — отшутился. Человеком он был компанейским, иногда мог и выпить, но никогда не пьянел и никогда не страдал, так как меру знал. Все, кто побывал в космосе, знали, что там очень непросто: и перегрузки, и невесомость.
После смерти Королева в этой отрасли начались серьезные неприятности. В 1967 году во время приземления Владимира Комарова, испытывавшего корабль нового поколения «Союз-1», отказал один из двух тормозных двигателей. Корабль, спускавшийся на парашюте, начал вращаться, стропы парашюта скрутились, купол сжался, и «Союз» с космонавтом врезался в землю.
Дублером у Комарова был Юрий Гагарин. Он снова рвался в космос. Но главный конструктор решил не рисковать. Второй «Союз» послали на орбиту беспилотным, в автоматическом режиме. Лишь после его успешного приземления третий корабль уже решили запускать с человеком на борту.
Но Гагарин, как вы знаете, вскоре погиб. Представляете, каково лететь после таких ЧП? И здесь отцу пригодился фронтовой опыт: на войне летчики, чуть ли не каждый день терявшие товарищей, научились преодолевать страх, не думать о плохом. Папа говорил: если летчик не верит в успех — не стоит и браться, надо уходить. Наверное, поэтому у него и получилось. Кстати, автомобили, которых у отца за долгие годы было несколько, он страховал. А вот свою жизнь ни он, ни другие летчики и космонавты — никогда! У них суеверие такое было.
«Чтобы поступить в аэроклуб, юноша бросил школу и пошел на завод»
- Как Георгий Тимофеевич стал летчиком?
— Первым примером для него стал его старший брат Виктор — летчик, начальник парашютной станции Челябинского аэроклуба. Его, к сожалению, в 1937 году арестовали и расстреляли, как и многих других невинных людей разных профессий, — продолжает Виктор Георгиевич. — Средний брат — Михаил Георгиевич — генерал-лейтенант в отставке, в свое время командовал радиотехническими войсками ПВО страны. Сейчас ему 93 года.
На снимке слева: Георгий Береговой полетел в космос в 47 лет, в то время как туда летали мужчины не старше сорока
Отец же, как и дядя Витя, с юности бредил небом. Школьником хотел поступить в Енакиевский аэроклуб. Сказали, что туда берут только рабочих. Так папа после восьмого класса бросил школу, устроился на металлургический завод. Опять незадача: 16-летних в аэроклуб не принимали. Помог друг дяди Виктора начальник летно-парашютной школы Василий Зарывалов.
Курсант Береговой стал прекрасным летчиком. Не раз получал нагоняи за лихачество. Но воевать пришлось на штурмовиках. Сначала летал на одноместном (сзади беззащитном) Ил-2 — без стрелка. Немецкие истребители били их, как куропаток.
Трижды горел и Береговой.
- И после таких злоключений у него не пропало желание летать?
— Это означало бы стать трусом. Подобное, вспоминал отец, он видел лишь раз. Горящий штурмовик стремительно снижался. Прыгать с парашютом было поздно. Увидев на лугу стога сена, летчик выпрыгнул из кабины, бросив стрелка в неуправляемой машине. И тут проявилась высшая справедливость: от удара о землю стрелка выбросило из кабины прямо… в стог сена, а летчик… промахнулся и сломал себе позвоночник.
Был ли отец бесстрашным человеком? Он не любил громких слов и честно говорил: «Иногда боялся так, что поджилки тряслись. Но страх — в определенной мере даже хорошо, это сигнал об опасности. Только если страх не держать в узде, он сам может стать опасностью. Его нужно обуздывать знанием техники, опытом, которые дают уверенность в себе».
Войну командир эскадрильи капитан Береговой закончил 11 мая 1945 года неподалеку от города Брно в Чехословакии. Потом продолжил службу в части, которая осваивала американские истребители «Кингкобра» (»Королевская кобра»). В душе он всегда оставался истребителем. Мог на штурмовике броситься в атаку на вражеский истребитель.
Пришло время поступать в академию. А общее образование у отца — всего лишь восемь классов! И бывалый фронтовик, майор-комэск, Герой Советского Союза ходил в вечернюю школу вместе с солдатами и младшими офицерами, чтобы получить аттестат зрелости.
- Как Георгий Тимофеевич познакомился с вашей мамой?
— А там же, во время учебы в вечерней школе, в библиотеке части в поселке Лиманском под Одессой. Мама, тогда еще десятиклассница, приехала из Сум навестить брата-офицера. Они начали переписываться.
«Мама до конца дней жалела, что не настояла на лечении отца за границей»
— Мама поступила в Харьковский университет на исторический факультет, — продолжает рассказ Виктор Георгиевич. — Когда окончила второй курс, поехала с отцом в Сумы знакомить его со своей мамой, нашей бабушкой, просить благословения. Будущая теща поначалу категорически воспротивилась. Боялась, что замужество помешает маме завершить образование. Отец дал слово, что семейная жизнь не станет препятствием для маминой учебы. Он и сам заочно учился в Военно-воздушной академии, которая теперь носит имя Юрия Гагарина.
Ко времени женитьбы Георгий Тимофеевич служил уже летчиком-испытателем в научно-исследовательском институте ВВС в подмосковном гарнизоне Чкаловское, это неподалеку от будущего Звездного (которого тогда еще и в помине не было). Там находилась воинская часть, а остановка электричек называлась просто «41-й километр».
Мама рассказывала, что в первый день, когда папа привез ее к себе, у них в городке хоронили разбившегося летчика. Еще вспоминала, как они с друзьями отмечали ее окончание университета и один из товарищей предложил тост за второе рождение Георгия. Мама насторожилась. Ведь отец старался всячески оберегать ее от своих неприятностей. Летчики же сказали ей: твой Жора, Лида, настоящий мужик. На днях посадил совершенно деформированный от перегрузок самолет.
- Отчего отец умер?
— Мама считала, что из-за своего упрямства. С юности столько пережил… Старшего брата арестовали и объявили врагом народа. Потом война. После нее испытательные полеты. Да и космос здоровья не прибавил. Понадобилось шунтирование сердца. Предлагали сделать за границей. Тогдашний премьер-министр Виктор Степанович Черномырдин давал деньги. А папа лег в московский кардиологический центр, где делали такую же операцию Ельцину, а перед этим — тому же Черномырдину. Только Виктора Степановича оперировали в пятьдесят лет, а отца — в 74. Операцию проводил профессор Акчурин — хирург, оперировавший Ельцина. Она прошла успешно, сердце после нее заработало. Но потом отец потерял сознание, 12 дней не приходил в себя, у него парализовало дыхание… Мама до конца дней жалела, что не настояла на лечении за границей… Не зря говорят: врачи на Родине золотые, а вот выхаживать после операции не умеем.
- А чем занималась Лидия Матвеевна?
— Преподавала историю в школе Звездного городка. Учила дочек Гагариных… Титовых немножко — они вскоре уехали в Москву. Наташу Попович учила, и детей Зудовых, и Волыновых. Все дети, говорила, хорошо учились. Шалопаев не было.
Кстати, во время поездки с отцом в США мама обнаружила поразительную вещь: наши дети, оказывается, знают историю Америки лучше, чем американские мальчишки и девчонки. В Штатах они встретились с известным киноактером Кирком Дугласом. Возле гостиницы решили сфотографироваться. Отец увидел Дугласа на фоне советского флага и спрашивает: «Кирк, как ты чувствуешь себя на фоне советского флага? Не будет ли у тебя неприятностей»? — «Откуплюсь!» — засмеялся тот.
- Это правда, что печально известный террорист Ильин принял Георгия Тимофеевича за Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева и из-за этого Береговой чуть не погиб в январе 1969 года?
— Вы имеете в виду некоторое сходство бровей? В тот день руководство страны торжественно встречало вернувшиеся из полета экипажи кораблей «Союз-4» и «Союз-5», и праздничный кортеж направился в Кремль. Террорист, устроивший стрельбу возле Боровицких ворот, вряд ли видел, кто находится в первой машине. А там ехали Береговой, Андриян Николаев, Валентина Терешкова…
Террориста сбил мотоциклист из охраны. Он был ранен. Но одна из пуль Ильина попала в голову пожилому водителю, который успел уже оформить пенсию, но начальство попросило его еще денек поработать. Он погиб. Осколки стекла легко ранили отца. Срикошетившая пуля поцарапала спину Андрияну Николаеву. Когда водитель потерял сознание, двигавшаяся на подъем машина остановилась, начала скатываться назад. Отец не растерялся и рванул рычаг ручного тормоза. Реакция у него была хорошая.
13567Читайте нас у Facebook