Чтобы выдержать конкуренцию на работе, 46-летняя пациентка пыталась заразить себя ленточным червем
Вернувшись из Швейцарии, где доктор лечил бывших жен олигархов, которые никак не могут похудеть после развода Владимир Миркин вылетел в Эстонию для проведения индивидуальных сеансов одной из своих пациенток. «Женщина объяснила, что работает в крупной фирме по производству косметики, — рассказал доктор. — И к приезду американского босса ей срочно надо похудеть. Она сказала по телефону: «У меня сто килограммов при росте 170 сантиметров, то есть 20 кило лишних. И всего полтора месяца на похудение…»
«Юношеская худоба и худоба зрелого возраста смотрятся абсолютно по-разному»
— В аэропорту меня встречала женщина лет сорока пяти приятной внешности, — продолжает Владимир Иванович. — Она не отличалась полнотой. Я воскликнул: «Где же ваши лишние двадцать килограммов?» И объяснил, что не берусь лечить людей с нормальным весом. Но Вильма, назовем ее так, сказала: «Извините, доктор, соврала. Иначе бы вы, наверное, не прилетели».
После того как я устроился в гостиницу, Вильма рассказала свою ситуацию. Она мечтает занять кресло вице-президента компании, которое освободилось из-за переезда коллеги в другую страну. «Я хочу быть такой, как эта девушка, — заявила Вильма и показала мне фотографию конкурентки, очевидно, снятую на какой-то корпоративной вечеринке. — А может, еще лучше». Я прямо сказал, что в сорок лет вряд ли стоит худеть до состояния доски. Ведь юношеская худоба и худоба зрелого возраста смотрятся абсолютно по-разному.
Женщина объяснила, что девушка на фотографии очень умна. Это — ближайший конкурент Вильмы на должность заместителя президента компании. «И когда будут рассматриваться обе наши кандидатуры, я не хочу, чтобы какой-то лишний килограмм испортил мне карьеру», — сказала бизнес-вумен.
— А сколько Вильма весила в действительности?
— 82 килограмма при росте 170 сантиметров. Для ее сорока пяти лет вполне нормальный вес. Может, пара-тройка килограммов лишних. Спокойно могла бы сбросить сама. Но женщина настаивала на проведении сеанса, поскольку хотела потерять как минимум десять кило. Я провел индивидуальный сеанс. Потом мы еще долго беседовали. Вильма спросила: «Почему у меня часто плохое настроение? Из-за того, что я осознаю: у меня лишний вес?» Я сказал, что, если на работе она постоянно находится в стрессовых ситуациях, это вызывает рост уровня «тревожного» гормона кортизола. А вслед за ним активно растет вес. Но причиной депрессии может стать не только недовольство своим внешним видом. И предложил Вильме обратиться к гинекологу.
— Какая тут связь?
— Депрессия может сигнализировать, к примеру, об эндометриозе (распространенное гинекологическое заболевание, при котором разрастаются клетки эндометрия — внутреннего слоя стенки матки. — Авт.). Ведь бытует любопытное мнение, что эта болезнь подавляет продукцию серотонина — гормона счастья. Блокировать производство серотонина могут и бессознательные переживания об отсутствии ребенка. Женщины жалуются: вроде и день прошел хорошо, и на работе порядок, а настроения нет. И тогда в ход идет сладенькое, которое повышает уровень гормона счастья.
— То есть не стоит думать: «Вот похудею, и будет мне счастье»? Получается, из-за наличия каких-то гинекологических или психологических проблем от депрессии все равно не избавиться?
— Безусловно. Поэтому важно, особенно после сорока лет, выяснять причины депрессии, чтобы, вовремя обнаружив болезни или проблемы, справиться с ними.
— А есть безопасные для талии способы поднять настроение? Если не шоколад или пирожное, тогда что?
— Повышению серотонина в организме способствуют также сыр, творог, бобовые, грибы, гречка, бананы, кофе, чай, финики, апельсины, чернослив, инжир, томаты, рыбий жир и растительное масло. Естественно, из этого списка выбирать лучше те продукты, которые входят в список разрешенных по моей диете.
— Как Вильма питалась до встречи с вами?
— Она утверждает, что так же, как питаются ее подружки во Франции, где она часто бывала в командировках. Француженки изящны, потому что не употребляют полуфабрикатов и очень редко ходят в фаст-фуды. Увидеть там даму, жующую горячий, сочащийся жиром чебурек, — нонсенс. Вильма, даже возвращаясь в Эстонию, питалась, как парижанки: с утра пила кофе, в 12 часов — завтрак из нескольких блюд, обед в пять вечера, ужин из нескольких блюд в восемь. Непременно с вином. Еда разнообразная, но секрет — в маленьких порциях. На гарнир во Франции употребляют только овощи. Еще там не принято просить добавки. Вильма рассказала, что пользовалась рецептом бабушки своей французской подруги: «Если сегодня хочется съесть сладкое, значит, ни в коем случае в этот день нельзя прикасаться к мучному». И наоборот. Также она практиковала французский принцип: тортик или булочку можно съесть только тогда, когда тебя угощают. Говорит, пока была во Франции, это срабатывало. Но, возвращаясь на родину, не могла удержаться от соблазнов.
Кстати, Вильма возила меня в гости к себе домой. Она живет с бабушкой Яникой в двухэтажном особняке. Когда бабушка накормила меня супом с клецками, ржаным пирогом со свининой и сдобными булочками со взбитыми сливками, я понял, что похудеть Вильме будет очень трудно! (Смеется.)
«Осознав, что жизнь уходит и на работе «восхищаются другими», женщина решила сбросить тридцать кило»
— Обычно у вас лечатся люди с огромным избыточным весом. Зачастую это вопрос жизни и смерти. А что движет женщинами, которые приходят к вам избавиться от трех- семи лишних килограммов? На мой взгляд, это не повод идти к доктору. Вполне можно справиться самой.
— О, это очень любопытное явление: похудение ради карьеры. И если молодые женщины действительно худеют сами, то женщинам после 40-50 лет нужна не просто диета, а психологическая коррекция, разговор с доктором по душам. Ведь у них начинается сложный период, когда опыт и возраст «вступают в противоречие с телом и портят всю картину», как сказала одна из моих пациенток.
Пока на службе все хорошо, женщины не обращают внимания на свои лишние три-пять килограммов. Но, как только они чувствуют, что утрачивают позиции, начинаются метания: что я сделала не так? Ко мне на прием пришла одна женщина 52 лет, назовем ее Марина. Говорит, что начальник ее ценил, пока на работе не появились две молодые коллеги. У нее случилась тяжелейшая депрессия. По словам женщины, она только тогда осознала, что жизнь ушла, что уже немолода и «восхищаются другими».
Марина очень тяжело шла к своей должности. Одна вырастила сына, которого поздно родила. Очень гордилась тем, что переехала в Киев из глухого села и сумела купить квартиру практически в центре столицы. И вдруг, по ее мнению, все рухнуло. Она очень боялась лишиться работы «из-за своего возраста и веса», ведь сын еще учился в институте. Марина признавалась в невероятных вещах: «Я рада, что у меня сын. Дочь я, наверное, ненавидела бы. Ведь эти девчонки приходят и легко все берут «своими бедрами и грудью». Я осторожно сказал, что молодежь сейчас адаптивна, быстра и легко обучаема. Почему бы ей не согласиться с тем, что молодые коллеги столь же профессиональны, как и она, и «грудь» здесь ни при чем?
— Как вы работали с Мариной?
— Я убедил ее не худеть бездумно, ведь может оказаться, что это ничего не изменит. И попросил задуматься, почему пошатнулись ее позиции. Я спросил: «Марина, вы считаете, что начальник охладел к вам из-за лишних пяти килограммов?» Она поразилась: «А из-за чего же? Я потеряла товарный вид. Ну… И из-за возраста тоже». Мы стали выяснять, нет ли в ее поведении чего-то такого, что ослабляет положение ведущего специалиста в компании. Оказалось, Марина постоянно навязывает свое мнение, придирается к младшим коллегам, часто уходит на больничный, требует особого к себе отношения. «Если честно, я уже не работаю с таким пылом и энергией, как раньше. Многое делаю по старинке». Фактически Марина назвала просто-таки классические причины, почему начальство чувствует охлаждение к зрелым сотрудникам. Я убедил женщину изменить стиль поведения на работе, перестать гнаться за уходящей молодостью, придумать нишу или проект, где она может стать незаменимой (Марина работает в PR-агентстве), начать вести здоровый образ жизни, чтобы меньше уходить на больничный. Она призналась: «Вроде бы я самокритична, но только после беседы с вами поняла, в каком направлении действовать… И все равно, доктор, я похудею хотя бы килограмма на три, можно?»
То есть сегодня прослеживаются новые тенденции. Если раньше в похудении «читался» любовный след — женщины, сбрасывая вес, готовились к свадьбе, хотели вернуть загулявшего мужа или стремились удержать молодого любовника, то сегодня все чаще ко мне приходят пациентки, которые хотят быть конкурентоспособными и в сорок, и в шестьдесят лет. Одна моя пациентка, 46-летняя Ольга, сказала: «Меня не интересует, что думает о моем теле муж. Мне важно, что об этом теле думает начальник. Ведь от его мнения зависит моя карьера». Причем любопытно, что размеры своего тела она варьировала в зависимости от того, кто при должности: босс или его заместительница.
Ольга рассказывала: «Когда начальник уходил в отпуск, я начинала немедленно поправляться, чтобы нравиться его заместительнице: она его родственница, очень полная и болезненная тетка. Но, когда он возвращался, я делала все, чтобы стать стройной, как тридцатилетние девочки на фирме. Ведь любая из них могла занять мое место за счет своей молодости и фигуры». В своем стремлении конкурировать любой ценой Ольга дошла до абсурда: в «нежном» женском 46-летнем возрасте, когда худеть нужно с умом, она буквально себя истязала — глотала уксус, сидела на шоколадной диете, изрядно навредив печени, и даже пыталась… заразить себя ленточным червем!
«Работодатель будет платить за квалификацию, здоровье и желание работать. А эти категории не связаны ни с возрастом, ни с весом»
— Мне казалось, в 46 лет женщины умеют философски воспринимать и свою жизнь, и свое тело.
— Увы. Многие из них, особенно те, кто привык к успеху и аплодисментам по поводу внешних данных и необыкновенных способностей, находятся в панике. Они считают, что единственный способ вернуть утраченные позиции — похудеть. Поэтому задают себе высокую планку: «Хочу выглядеть, как 20-летняя Маша из нашего отдела, а значит, надо потерять 30 килограммов». Конечно, мы с моими зрелыми пациентками тоже худеем. Но не на тридцать килограммов, а на десять. Кроме того, я провожу психотерапевтическую работу, внушая женщинам уверенность в себе, отговаривая их от экстремальных мер соревнования с молодыми: резкого похудения, ношения молодежной одежды, раздражения по поводу чужих успехов.
— Вы затронули интересную проблему, доктор. Диктатура молодости и смятение зрелости. И какой же рецепт вы советуете своим пациенткам, страдающим, что их время прошло? Не суетиться и «уйти в дзен» (философия дзен-буддизма предусматривает медитации и уход в себя. — Авт.), спокойно работая?
— Ну, дзен — это крайность. Такого начальство уж точно не простит. Помните, что работодатель вам будет платить за три вещи: за квалификацию, желание трудиться и здоровье. А эти категории не связаны ни с возрастом, ни с весом. Зачастую страхи женщин и мужчин-профессионалов «потеряться за спинами молодых» необоснованны. Никто не заинтересован в том, чтобы терять старших коллег. Ведь плюсы здесь очевидны: «старшенькие» не любят перебегать с места на место, они имеют опыт, который может быть накоплен только с годами, и индивидуальный стиль работы, у них богатые связи, их решения, как правило, взвешены. Они разбираются в людях и ситуациях, эмоционально стабильны и проверены долгими годами совместной работы.
Но, старея, даже самые опытные работники иногда теряют здравый смысл в оценке ситуации. Поэтому полноту 45-50-летних я называю «полнотой кризиса жизни». И дело не только в гормональной перестройке организма. Люди мечутся: «Что со мной будет дальше?», «Удержу ли я свои позиции в семье и на работе?» Они теряют уверенность в себе, преувеличивают неудачи, обижаются на безобидные вещи, чувствуют себя ненужными и невостребованными. А такой стресс, что? Правильно, заедается вкусненьким! И вот уже человека понесло.
— Но что же делать, Владимир Иванович?
— Таким пациенткам я советую избавляться от консервативности и страхов, заботиться о своем здоровье, не забывать о велопрогулках, утренних пробежках, плавании и кардиотренажерах, заниматься танцами и стэп-аэробикой. А также учиться приемам психологической разгрузки, чтобы при любом стрессе уметь с ним справляться.
Обязательно нужно обратиться к психологу, который поможет проанализировать ваше состояние и определить новые жизненные цели. У меня была 48-летняя пациентка Лиля из Кировограда. Красивая женщина, умница и любящая мать, она, тем не менее, невероятно быстро толстела. Признавалась, что днем играет роль счастливой жены и матери, а по ночам хлещет пиво с крабовыми палочками, пытаясь понять «что делать с уже построенной жизнью и почему она ее не радует». Мы пересмотрели ее жизненные цели, выработали новую программу. Лиля с мужем переехали в столицу, она поменяла работу. Лишние 20 кило улетели сами собой. Лилю вылечили новые ощущения, новые удовольствия и цели. То есть в этом случае обошлось без диеты, что меня ничуть не обидело как доктора. Ведь я смог помочь пациентке.
4625Читайте нас у Facebook