Зоя Зелинская: «Руководство Театра сатиры не хотело брать Рудина в труппу. Думаю, ему просто завидовали»
На счету Рудольфа Рудина более трех десятков фильмов, не говоря уже о работах в Театре миниатюр, актером, а потом и режиссером которого он был много лет. Но настоящую известность Рудину принес пан Гималайский из «Кабачка »13 стульев«". Над историей незадачливого командировочного, в документах которого было написано: «Направляем в ваш цирк двугорбого верблюда, и с ним — Гималайского», зрители смеялись до слез. Ему никак не удавалось объяснить пану Директору, что верблюд был один, а Гималайский — это фамилия, Директор упорно стоял на своем: «Двугорбый верблюд на месте, а где гималайский? Его нет!»
Рудольфа Григорьевича не стало 17 декабря. Через пять дней, 22 декабря, актеру исполнилось бы 84 года. О знаменитом пане Гималайском рассказывает исполнительница роли пани Терезы, актриса Театра сатиры Зоя Зелинская.
— Что вы говорите? Рудик умер?! — расстроилась Зоя Николаевна, услышав печальную новость. — А мы вот в Москве живем, и я еще ничего не слышала. Вчера мне звонила Аросева, она тоже не в курсе. Я Рудика очень люблю. Любила...
*Зою Зелинскую и теперь часто называют пани Терезой, роль которой актриса играла в «Кабачке »13 стульев«"
Рудик был не только прекрасным актером, но и замечательным человеком, верным товарищем. У нас с ним сложились замечательные отношения. Рудольф Григорьевич был благодарен моему первому мужу, режиссеру «Кабачка» Георгию Васильевичу Зелинскому, да и мне тоже, за то, что попал в эту передачу и ему предложили роль Гималайского.
Он вообще был очень благодарным человеком, умел ценить то, что давали ему люди и жизнь. После смерти Зелинского я часто приглашала его на вечера, посвященные Георгию Васильевичу. Рудик всегда приходил и очень хорошо говорил о муже — с огромным уважением.
— Но «Кабачок» ведь тоже выиграл от присутствия такого яркого актера?
— Он там был на своем месте, как никто другой. Рудик окончил Щепкинское театральное училище, где была прекрасная актерская школа — он стал профессионалом высочайшего класса. До нас играл в театре «Эрмитаж», тогда он назывался Театром миниатюр, главным режиссером в то время был Куликов, затем его на этом посту сменил сам Рудик. Насколько я помню, руководил он театром до
Миниатюры Рудольфа всегда были отточены и сделаны мастерски. Он никогда не смешил только ради смеха, у его выступлений всегда была основа — он старался находить зернышко, вокруг которого накручивал роль. Рудик умел оправдать состояние своего героя, а его юмор всегда был тонким. Да он любой ерунде мог придать блеск и шарм! Владел замечательной манерой подачи текста, что выгодно отличало его от многих других актеров.
— Известно, что костяк «Кабачка »13 стульев«" составляли актеры Театра сатиры, в труппе которого Рудин не состоял. Рудольф Григорьевич легко вписался в вашу компанию?
— Так мы уговаривали его перейти к нам на работу. Ведь уже были хорошие примеры подобной практики: незадолго до этого из «Ленкома» к нам перешли Ширвиндт и Державин. Что бы мы без них делали! Вот и Рудика уговаривали. К сожалению, решали все не мы, а руководство театра, а там, наверху, почему-то не очень хотели его брать. Думаю, ему просто завидовали. Рудик был очень ярким актером с хорошо выраженным типажом. Обоснуйся он в труппе нашего театра, некоторые актеры рядом с ним поблекли бы и лишились своих ролей. Когда я начинала беседу с Рудиком на эту тему, он уходил от разговора, но было понятно, что переживает. Хотя на юбилеях Театра сатиры пан Гималайский неизменно выступал в паре с паном Директором — Спартаком Мишулиным, и это всегда было невероятно смешно.
*Когда завязывался диалог между паном Гималайским (Рудольф Рудин) и паном Директором (Спартак Мишулин), зрители хохотали до слез
Он был очень доброжелательным человеком, мог найти общий язык с любым, даже самым несговорчивым собеседником. Мы очень много работали вместе. «Кабачок» снимался в течение пятнадцати лет, и мы зачастую проводили вместе не только дни, но и ночи. И ни разу не было случая, чтобы от общения с Рудиным осталось какое-то «послевкусие» в виде недовольства или разочарования, Рудик был на редкость приятным в общении. Не знаю, в какой семье он воспитывался, но родители смогли привить ему такие качества, как интеллигентность и скромность.
— Рудольф Рудин и в сценарном плане очень хорошо вписался в состав «Кабачка».
— Поскольку его герой Гималайский по профессии был режиссером, к нему удалось «пристегнуть» совершенно неподражаемого критика и искусствоведа пана Цыпу, которого играл Георгий Вицин. У них получился блистательный дуэт. Рудик и сам был прекрасным режиссером, поэтому очень хорошо ориентировался на съемочной площадке, его не нужно было ничему учить, как других.
— Почему такого хорошего актера мало снимали? По сути дела, Гималайский — единственная известная его роль.
— Возможно, именно Гималайский, который прославил актера Рудина, оказал ему одновременно и плохую услугу — в ином качестве его уже не воспринимали. Кстати, это касается многих актеров «Кабачка». Например, режиссер Театра сатиры Валентин Николаевич Плучек, который ревновал нас к этому проекту, часто говорил: «Теперь вы все — маски!» Хотя в Театре миниатюр, в котором Рудик работал, он играл очень много.
— Актерскими наградами Рудольфа Григорьевича не баловали.
— Ему присвоили звание заслуженного артиста Российской Федерации, других званий и наград от нашей страны у него не было. Но он очень гордился орденом и званием «Заслуженный деятель культуры ПНР», которым его, как, впрочем, и всех нас, наградило правительство Польши. На одну из телепрограмм, посвященных «Кабачку», Рудик пришел с этим орденом, сказав: «Можно я его надену, он такой красивый!» Награда действительно была очень красивой, но, думаю, для Рудика она имела большое значение еще и потому, что других у него не было.
Просто удивительно, как мы не ценим свои таланты! Лишний раз не похвалим, не поощрим. Зато поляки, а они люди с прекрасным чувством юмора, очень нас любили и взяли под свое покровительство. Благодаря им нам разрешали смелые шутки, которые в любом другом случае телевизионное начальство непременно вырезало бы. Поляки на все праздники приглашали в посольство, устраивали приемы в нашу честь, даже Анна Герман для нас пела. Последний раз такой вечер провели лет шесть назад, Рудик тоже там был.
— Благодаря творческой близости к Польше «Кабачок »13 стульев" был на советском телевидении кусочком западного образа жизни.
— И Рудик очень хорошо вписался в эту западную картину. Он был очень элегантный, умел носить костюмы, а у нас тогда это мало кому было присуще. Рудик и в жизни всегда был очень хорошо одет, а уж на площадке казался действительно западным, в хорошем смысле слова — в общем, настоящий польский пан. Сейчас таких людей называют стильными.
— Вы хорошо знали его семью?
— К сожалению, я не была знакома с его близкими. Сейчас стало модно интересоваться такими вопросами, а тогда было как-то не принято лезть в душу, если человек сам этого не хотел.
Знаю, что он очень любил миног. У нас рядом с домом, в самом центре Москвы, был знаменитый Балашовский рынок, сейчас его снесли и построили на том месте жилой дом. Там был большой рыбный павильон, в котором можно было купить любой деликатес. Я часто встречала на рынке Рудика. Как-то спросила, за чем он пришел, и он сказал: «Зайка, я здесь всегда покупаю миноги, я их очень люблю». А они тогда только на Балашовском и продавались.
— В последнее время вы с Рудольфом Григорьевичем виделись?
— Очень редко. Знаю, что в последнее время он был болен. Сначала с ним случился инфаркт, потом инсульт, родные наняли ему сиделку и поселили его на даче. У нас в театре была какая-то съемка, посвященная «Кабачку», я дозвонилась Рудику, хотя это было непросто. Он сказал: «Зоя, я обязательно приду, но говорить не буду — я в очень плохом состоянии». И это было правдой. А за несколько лет до этого меня попросили устроить вечер в посольстве Польши. Тогда Рудик еще хорошо себя чувствовал, он не только пришел, но и выступил, всех порадовав.
Вы говорите, Рудика не стало 17 декабря? Именно в этот день я искала какой-то телефон и перелистывала свою записную книжку. Помню, увидев фамилию Рудин, еще задумалась: «Господи, как он там? Надо будет позвонить». А вдруг именно в этот момент он умирал? У нас с ним были хорошие отношения, поэтому меня не удивила бы связь на каком-то душевном уровне. Постараюсь дозвониться его родственникам, чтобы узнать, как можно будет попрощаться...
— Одна из последних программ Андрея Малахова «Сегодня вечером» была посвящена дуэту Александр Ширвиндт — Михаил Державин, во время которой зрители увидели, что Михаил Михайлович плохо себя чувствует.
— У него была тяжелая полостная операция, вы, наверное, заметили, что он бледный и ходит с трудом.
Вообще-то, они хотели сделать программу о «Кабачке» в целом, но пока не смогли найти участвовавших в ней певцов. Редакторы программы были у меня, взяли уникальную запись интервью с Георгием Васильевичем Зелинским. Так что выпуск, посвященный «Кабачку »13 стульев", обязательно выйдет в эфир, но, наверное, это уже будет после Нового года. Жаль только, что нас, участников программы, становится все меньше и меньше...
3698
Читайте нас у Facebook