Внук Василия Кричевского: «Дед несколько раз терял нажитое имущество. Но больше всего сожалел о том, что потерял родину»
В этом году
«Стиль дома вреден для государства», — заметил император, осмотрев новое здание Полтавского губернского земства
Здание, в котором находится Полтавский краеведческий музей, уникально. Эта работа Василия Кричевского — первый образец украинского архитектурного модерна. Постройка 1908 года и сегодня вызывает восторг. В трехэтажном каменном доме с высокой крышей, под цветной черепицей, шестигранными окнами и дверями, гармонично сочетаются различные формы народной архитектуры: резьба по дереву и камню, украинские орнаменты. Фасад и интерьеры оформлены майоликой и керамикой, кроме того, украшены гербами городов Полтавской губернии.
Столь ярко выраженный украинский стиль Полтавского губернского земства (именно под него проектировалось здание) пришелся не по вкусу царю Николаю II, который приезжал в 1909 году в Полтаву на празднование
*Здание Полтавского земства построено в стиле украинского архитектурного модерна, родоначальником которого стал Василий Кричевский
В то время Василию Кричевскому исполнилось 36 лет. Он уже имел достаточный профессиональный опыт. Ведь с 13 лет, с тех пор, как родители определили его в Харьковское железнодорожно-техническое училище, зарабатывал себе на жизнь созданием проектов небольших мещанских домов (некоторые из них сохранились на жилмассиве Журавлевка). К счастью, в училище были хорошо поставлены черчение и рисование, и талантливый паренек сразу проявил себя в этих дисциплинах. Уже в 19 лет юный Кричевский работал помощником городского архитектора с правом подписи на своих проектах!
Из-за своего лучшего архитектурного произведения в Полтаве Василий Григорьевич Кричевский и умер.
— В 1952 году в канадской прессе появилась оскорбительная для моего деда статья, автор которой утверждал, будто автором здания Полтавского губернского земства является художник Сергей Васильковский, — рассказывает внук знаменитого архитектора 60-летний Василий Линде-Кричевский, керамист, мастер декоративно-прикладного искусства, прибывший на празднование юбилея из США. — Но, во-первых, художник — это не архитектор. Во-вторых, Васильковский являлся членом жюри, которое отбирало проекты здания, и выбрало работу Кричевского. А в-третьих, есть документы, подтверждающие авторство моего деда на дом. От родных мне известно, что дедушка, узнав о той публикации, очень переживал. У него сильно пошатнулось здоровье и вскоре его не стало…
На открытии выставки в Полтаве и музея в Опошне внук знаменитого архитектора был со своим сыном Василием, который, оставив бизнес в Вашингтоне, перебрался в Украину и сейчас учится здесь на художника-керамиста.
— Я влюбился в эту страну три года назад, когда впервые прилетел сюда, — признается 28-летний студент Полтавского национального технического университета Василий Линде-Дункан, самый младший из творческой династии Кричевских. — Еще тогда понял, почему мой прадед, живя в Венесуэле, рисовал украинские пейзажи. Я хочу не только учиться здесь, но и работать.
*Василий Линде-Кричевский со своим сыном Василием принимают участие во всех мероприятиях, которые проходят в рамках празднования
Почти десять лет назад семья Линде-Кричевских передала в Украину около трехсот произведений — картины, акварели, орнаменты, образцы книжных обложек, а также документы и фотографии. Были среди этих реликвий и эскизы внешнего и внутреннего оформления литературно-мемориального музея Тараса Шевченко в Каневе, проект которого в 1929 году разработал Василий Кричевский. Строительство здания было завершено в
Архитектурное творение Кричевского есть и в Опошне. Василий Кричевский часто приезжал сюда, чтобы освоить гончарное дело. И когда встал вопрос о строительстве нового здания земской гончарной школы, именитому архитектору предложили выполнить проект. Основоположник украинского модерна в архитектуре, Кричевский спроектировал школу в том же стиле. За долгие годы в здании располагались и гончарные мастерские, и промышленная керамическая школа, и завод художественной керамики…
— Когда четверть века тому назад здание перешло к нам на баланс, это была руина — без крыши, без окон, — рассказывает директор Национального музея-заповедника украинского гончарства Олесь Пошивайло. — Как только основные работы по восстановлению были сделаны, наш коллектив за три года собрал уникальные материалы об именитом земляке. И теперь имеем музей, подобных которому в Украине нет. Со временем здесь будет научно-исследовательский центр, который займется доскональным изучением творчества четырех талантливых поколений Кричевских.
«Стены жилища художника украшали вышитые рушники и домотканые ковры»
В музее Кричевских в Опошне представлено около 120 живописных и графических работ Василия Григорьевича, фотографии, документы, письма, открытки, которые повествуют о сложных коллизиях жизни его и членов его семейства, а также десятки картин, написанных сыновьями, дочерью, внуками и внучками художника.
— По записям и рисункам Василия Григорьевича мы восстановили обстановку, в которой жила его семья, — проводит экскурсию по залам музея научный сотрудник музея Светлана Конюшенко. — Стены жилища украшали вышитые рушники и старинные домотканые ковры. На стеллажах под потолками и над полами стояла коллекция собранных предметов старины, в основном гончарных — макитры, глечики, тарелки, миски… Под стенами — скрыни. Отдельное место было отведено для коллекции национальной одежды. Увы, уникальное собрание предметов искусства и народного быта было уничтожено во время большевистского обстрела.
*Профессор Кричевский был одним из основателей и первым ректором Академии художеств Украины
— Мой дед несколько раз терял все нажитое имущество, — с грустью в голосе говорит Василий Линде-Кричевский. — В 1918 году, когда большевики вошли в Киев, они обстреляли дом первого президента Украины и друга моего деда — Михаила Грушевского, где на чердачном этаже жила семья Василия Григорьевича. Дед выхватил из огня свою маленькую дочку Галю, мою маму. Однако большая коллекция предметов народных промыслов, которую собирал на протяжении многих лет, была утеряна.
В 1943 году семья навсегда оставила Киев, и по пути на Запад у деда исчезли чемоданы, в которых находились творческие работы. Но больше всего он сожалел о том, что потерял Украину.
Открывшаяся в Полтаве выставка — это возвращение творца на родину.
— Первые четыре картины из представленной коллекции — пейзажи Шишакского района на Полтавщине — наш музей приобрел почти четверть века тому назад, — рассказывает куратор выставки, старший научный сотрудник Полтавского краеведческого музея Галина Галян. — Сейчас они стоят десятки тысяч долларов, а тогда у нас был лимит средств — всего девятьсот рублей. За эти деньги профессор Львовского института декоративно-прикладного искусства (ныне академия художеств), племянник знаменитого художника Борис Антонович Кричевский согласился продать несколько пейзажных работ кисти Василия Григорьевича.
Но основная часть экспозиции — это работы, сохраненные ближайшими родственниками Кричевского. Дочь Галина очень хотела, чтобы их увидели украинцы, поэтому ее дети Оксана и Василий, как только появилась возможность, перевезли сюда практически все свои архивы, распределив их среди музеев пяти городов, с которыми была связана судьба Василия Григорьевича — Киева, Харькова, Канева, Лебедина и Полтавы.
Интересно, что Василий Кричевский никогда не пользовался стиральной резинкой. «Малярство — це гра кольорових плям, i тiльки», — учил он начинающих художников уходить от чрезмерной детализации рисунка. Художник-самоучка, экспрессионист, он живописал мир так, как видел, как его чувствовал, а не так, как преподавали изобразительное искусство в учебных заведениях.
Герб Украинской Народной Республики Кричевскому пришлось создать буквально через несколько дней после большевистского обстрела дома Михаила Грушевского. Он перевез семью в дом, на месте которого находится сейчас Национальный музей истории Украины. Как рассказывает внук художника, там не было никаких условий для рисования, даже карандашей. А тут приходит Грушевский и ставит условие: «У тебя есть пять дней на то, чтобы предоставить комиссии на утверждение государственную символику».
— Ее идею дед вынашивал еще с 1917 года, но на повестке дня вопрос герба, печати и собственных денег остро встал после обретения Украиной государственности 22 января 1918 года, — говорит Василий Линде-Кричевский. — Попросив принести все необходимое для работы, Василий Григорьевич, занимавший высокий пост в руководстве Украинской академии наук, буквально за пару дней разработал проекты Малого и Большого государственных гербов, большой и малой печатей Украинской Народной Республики. И 28 января официальным гербом Украины был утвержден тризуб киевского князя Владимира, который Кричевский несколько видоизменил. Это знак власти, обозначающий единство отцовского, материнского и Божественного.
6662Читайте нас у Facebook