ПОИСК
Історія сучасності

Первый аэровокзал в «Борисполе» размещался в палатках, а пассажиры пили воду из одной на всех кружки

8:00 11 квітня 2013
20 лет назад главный воздушный порт страны стал международным

— В конце 1950-х наряду с первыми в истории спутником и атомным ледоколом «Ленин» в Советском Союзе гордились самолетом Ту-104 — он тогда был единственным в мире реактивным пассажирским лайнером, летавшим на регулярных воздушных линиях, — говорит директор Музея истории международного аэропорта «Борисполь» заслуженный работник транспорта Украины Петр Даньков. — Даже организовали мировое турне Ту-104. Cоздание нашего аэропорта связано с появлением этого самолета. Дело в том, что длина взлетно-посадочной полосы единственной имевшейся на то время в Киеве воздушной гавани «Жуляны» не позволяла принимать Ту-104, а высшее руководство страны решило начать регулярные полеты реактивного лайнера по маршрутам Москва — Киев, Ленинград — Киев и обратно. «Жуляны» для этого не подходили, поэтому задействовали взлетно-посадочную полосу военного аэродрома, расположенного под Киевом возле Борисполя. Первый рейс состоялся 7 июля 1959 года. Тогда в «Борисполе» не было не только аэровокзала, но даже водопровода. По воспоминаниям одного из ветеранов — начальника аэропорта «Борисполь» Василия Котовича, — на аэродроме пришлось восстановить родник, чтобы обеспечивать пассажиров водой.

«Если негде было разместить пассажиров, иностранцев везли ночевать в гостиницы Киева, а советские граждане оставались в самолетах»

— Работать на наше авиапредприятие я пришла через год после его открытия, — говорит ветеран аэропорта «Борисполь» Галина Ларина. — К тому времени построили деревянный павильон, в котором разместились кассы и зал ожидания. По соседству в таком же дощатом домике открыли ресторан. Неподалеку из кирпича выстроили туалет, подвели к нему воду, так что это был настоящий ватерклозет.

*Торжественное открытие терминала «В», ставшего визитной карточкой аэропорта «Борисполь», состоялось в 1965 году

Так обрадовалась, что удалось устроиться в аэропорт, ведь до этого я трудилась на Киевской мебельной фабрике имени Боженко. Ежедневно ездить на поезде из Борисполя в столицу и обратно очень утомительно, а тут работа недалеко от дома. К тому же выдавали очень красивую форму «Аэрофлота» — для молоденькой девушки это тоже было немаловажно. Мне положили оклад в 70 рублей. В ресторане при аэропорте иногда прилично обедали за рубль двадцать. Мы с девчатами мечтали получать 120 рублей. Со временем наши зарплаты постепенно увеличивались.

РЕКЛАМА

Каким был аэропорт в первые месяцы его работы, знаю от тех, кто трудился здесь с самого начала. Моя подруга Ирина Журавлева (к сожалению, ее уже нет) рассказывала, что поначалу аэровокзал размещался в палатках. Пассажиры пили воду из одной на всех кружки, прикрепленной цепочкой к бачку. Был только один телефон, по которому в основном связывались с «Жулянами», откуда в первое время осуществлялось управление полетами.

В первые несколько лет пассажиров было немного — один-два самолета в день. Тогда принимали только внутренние рейсы (из Москвы и Ленинграда), поэтому таможенный и пограничный контроль не проводился, багаж на наличие запрещенных к провозу предметов не проверялся — вещи только взвешивали. Если было превышение положенных 20 килограммов, владельцу приходилось доплачивать. К самолету пассажиров доставляли в открытых вагончиках (за границей на похожих транспортных средствах возят туристов), а трап подкатывали вручную.

РЕКЛАМА

— В те времена были случаи краж багажа?

— Нет, тогда грузчики еще не воровали. Схема обработки поклажи была предельно простой и прозрачной. Одна из бортпроводниц принимала по описи вещи на борт самолета, а по прилете сдавала багаж сотруднику аэропорта. Выдача производилась индивидуально: пассажир предъявлял талон работнику — тот подавал вещи.

РЕКЛАМА

*Таким «Борисполь» был в советские годы. Фото предоставлено Музеем истории аэропорта «Борисполь»

Постепенно количество рейсов росло. У нас начали приземляться самолеты из Софии, Варшавы, других зарубежных городов. Часть здания отдали «Интуристу». Потом ему предоставили отдельный павильон. Но места все равно не хватало. Иногда скапливалось по 500-600 пассажиров. В теплое время года багаж приходилось выдавать на улице. Было ясно, что нужен большой современный аэровокзал. Вскоре началось его строительство в нескольких километрах от нашего дощатого павильона, который, кстати, сохранился.

— Аэровокзал возвели по проекту киевских архитекторов Анатолия Добровольского и Александра Малиновского, создавших комплекс зданий послевоенного Крещатика, и нескольких станций столичного метро, — говорит директор Музея истории аэропорта Петр Даньков. — Во время строительства аэровокзала возникла проблема с подъемным краном. С его помощью монтировали бетонную крышу, и кран разместили не снаружи, а внутри здания. Когда стало ясно, что его высоты недостаточно, придумали простой выход: насыпали семиметровый холм и водрузили на него кран.

— В 1965 году состоялось открытие нового аэровокзала (сейчас он называется терминал «В»), ставшего визитной карточкой аэропорта «Борисполь», — продолжает Галина Ларина. — Хотя он был рассчитан на обслуживание 1600 пассажиров в час, места в нем хватало лишь на первых порах. Затем вновь возникли проблемы с перегруженностью. Оно и понятно — билеты на самолет были доступны по цене (скажем, за перелет от Киева до Москвы — 15 рублей) и население массово пользовалось услугами «Аэрофлота», ведь в СССР не было других авиакомпаний. В те времена по количеству пассажиров наш аэропорт вышел на второе место в СССР после московского «Домодедово».

Особенно много людей скапливалось у нас, когда другие аэропорты не могли принять самолеты и их переправляли в «Борисполь». В подобных случаях иностранцев везли ночевать в гостиницы Киева, а наши соотечественники устраивались на ночлег прямо в салонах самолетов под присмотром сотрудников аэропорта.

Кстати, если иностранцы летели внутренним рейсом, организовывали для них индивидуальное обслуживание. Согласно инструкции, это следовало делать так, чтобы не привлекать внимания советских граждан. Я становилась у трапа, наблюдая за выходившими из самолета пассажирами. Как правило, иностранца идентифицировала безошибочно — по выражению лица, по модной одежде, которая тогда в Советском Союзе была страшным дефицитом. Тихонько отзывала его в сторону и сопровождала в аэровокзал. Принимать в благодарность какие-либо подарки нам категорически запрещалось. Но, бывало, отказаться не удавалось: пассажир положит возле тебя ручку и уйдет. В таких случаях я немедленно сообщала об этом в первую комнату — представителю КГБ. Тот мог разрешить не сдавать мелкий подарок. Главное было — не утаить факт его получения. Особо строго нам наказывали, чтобы зарубежным гостям не давали своих адресов. Дело в том, что представители украинской диаспоры из США и Канады нередко предлагали: можем выслать вам приглашение — для этого напишите свои имя и адрес.

— В 1972 году в СССР побывал президент Соединенных Штатов Ричард Никсон. Тогда он посетил не только Москву, но и Киев. Перед его приездом построили первую в Советском Союзе скоростную автостраду от Борисполя до Киева. Вы помните, как встречали Никсона в аэропорту?

— Тогда здание аэровокзала «очистили» от пассажиров, — вступает в разговор ветеран «Борисполя» Галина Любимова. — Закрыли даже туалеты. Так что сотрудникам пришлось терпеть довольно долго, пока президента США не встретили и он не уехал в Киев.

— Я видела, как сейчас вас, большое количество знаменитостей — лидера Кубы Фиделя Кастро, легендарную испанскую коммунистку Долорес Ибаррури, звезду кинематографа Софи Лорен, советских артистов и космонавтов, — говорит Галина Ларина. — Позже, в начале 1970-х был организован депутатский зал, где стали обслуживать большую часть важных пассажиров.

«Когда Билл Клинтон вошел в здание аэропорта, мы включили запись его игры на саксофоне»

На прошлой неделе аэропорт «Борисполь» отметил 20-летие получения статуса международного.

— Высококлассные специалисты у нас работали всегда, а вот оборудование в начале 1990-х было советское, уступающее лучшим мировым образцам, — говорит заслуженный рационализатор Украины, кавалер ордена «За заслуги» третьей степени Иосиф Лозян, многие годы занимавший пост главного механика «Борисполя». — Вот один из примеров: для опорожнения туалетов в самолетах использовали примитивное приспособление, состоявшее из большой лейки и бочки. Нередко фекальные воды устремлялись не в бочку, а на бетонку, рабочих. Над нами смеялась вся Европа.

*Иосиф Лозян: «Аэропорт „Борисполь“ стал первым украинским предприятием, которому Европейский банк реконструкции и развития предоставил заем». Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

Нужны были деньги на кардинальную модернизацию. Во многом благодаря усилиям генерального директора Николая Павловича Шматко, который руководил «Борисполем» с 1993 по 2004 годы, удалось получить кредит 5,1 миллиона долларов от Европейского банка реконструкции и развития. Мы стали первым украинским предприятием, которому ЕБРР предоставил заем.

Проведя тендер, купили в США, Франции, Голландии, Германии все, что было нужно, — от стоек регистрации, транспортеров для багажа, компьютерной системы регистрации пассажиров до погрузчиков и комфортабельных автобусов. Кстати, когда мы в первый раз обратились в немецкую фирму в Штутгарте, выпускающую автобусы для аэропортов «Neoplan», ее руководство засомневалось, стоит ли с нами связываться. Поскольку они впервые услышали о «Борисполе», возник вопрос, заплатим ли мы за автобусы. Пришлось подключать дипломатов, заверивших, что нам можно доверять.

Не все западное оборудование оказалось безупречным. Скажем, разбираясь в одном из закупленных погрузчиков, мы нашли 30 конструктивных недостатков! Часть из них устранили сами. Подробное описание замечаний отослали фирме-производителю. Когда покупали еще один погрузчик, увидели, что 27 из них учтены.

До модернизации аэропорта доля ручного труда у нас составляла процентов девяносто, а после ее проведения сократилась до десяти.

— Осмотреть обновленный терминал «В» в начале 1995 года пригласили руководство Верховной Рады Украины, — говорит Петр Даньков. — Один из вице-спикеров не преминул заметить: «Для пассажиров красоту сделали, а для нас, членов официальных делегаций, даже ремонт не провели». Речь шла о депутатском зале. Вскоре на это выделили деньги из госбюджета. Когда там проводились работы, в Украину прилетел президент США Билл Клинтон. Чтобы ремонт не бросался в глаза, место работ мы завесили белой тканью. Как только президент Соединенных Штатов зашел в здание, включили записи его игры на саксофоне, и он ничего не заметил.

— Уже тогда в обновленном терминале «В» не хватало места, поэтому в срочном порядке рядом возвели небольшой терминал «А», — продолжает Иосиф Лозян. — Затем для VIP- персон создали терминал «С», обслуживание в котором для каждого пассажира индивидуальное. Построили вторую посадочную полосу, оснащенную по последнему слову техники.

Новое капитальное строительство развернулось накануне Евро-2012. Вначале отечественная компания построила терминал «F». После этого за японский кредит турецкий подрядчик возвел очень большой суперсовременный терминал «D», который оснащен пятиуровневой системой проверки багажа на безопасность. Подобные есть лишь в крупнейших аэропортах мира.

— Какова сейчас загрузка терминала «D»?

— Порядка тридцати процентов от пропускной способности. Но это временная проблема, которая возникла из-за прекращения обслуживания нашим аэропортом одной из крупнейших украинских авиакомпаний. Постепенно количество пассажиров и, соответственно, прибыли увеличиваются.

— А что ждет терминал «В»?

— Там уже завершена полная реконструкция. Он должен и впредь обслуживать пассажиров внутренних рейсов.

P. S. С начала летней навигации (31 марта) аэропорт «Борисполь» перевел обслуживание всех международных рейсов в терминал «D».

18619

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів