Накануне Ивана Купалы через костер прыгали не только парни и девушки, но и люди семейные
Нынешней ночью, с 6 на 7 июля, наступает один из самых сказочных и таинственных народных праздников — Ивана Купалы. В старину в Украине бытовали еще и такие названия — Іван-травник, Іван-чаклун. Праздник совпадает с церковным торжеством рождества пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна. В языческие времена в этот день люди выходили к реке и устраивали веселые игры вокруг украшенного цветами и лентами деревца — Купалы, или Марены. А в ночь накануне Ивана искали волшебный цветок папоротника, пускали на воду венки, чтобы погадать на суженого, прыгали через костер... Многие древние традиции и красивые обряды сохранились до наших дней.
Семья ходила в баню со свежим березовым веником, который так и назывался — «Іванський віник»
Иванов день всегда приходится на Петров пост, до окончания которого (12 июля) православные не едят мяса и молочных продуктов. Поскольку этот летний пост нестрогий, к празднику обычно готовили несколько рыбных блюд.
Дня Ивана Купалы больше всего ждала молодежь, ведь с давних времен это был любимый праздник девчат и парубков. Много тайн обещает раскрыть им ночь накануне торжества. А значит, спать в такое ответственное время нельзя. Еще вечером парни и девушки устанавливали на берегу реки главный символ праздника — куклу-деревце, называемое Купалой, Марой, или Мареной. В Украине купальских кукол делали по-разному. Так, на Волыни срезали ветки (или молодые деревья) вербы, украшали их цветами, венками и лентами. На Полтавщине плели соломенную куклу, которую одевали в костюм замужней женщины, но с девичьими лентами на голове. Руки Марены обвивали венками.
По народным традициям, после Ивана разрешалось купаться в речках и озерах. Люди говорили, что в этот день и пророк освятил воду, и солнце в ней искупалось — вода стала святою та цiлющою. Стоит ли говорить, что предки считали невероятно полезными купания в праздник на рассвете: «Це додає здоров’я та краси, змиває біль, невдачі, непорозуміння». Обязательно ходили в баню и первый раз в этом году хлестали себя свежим березовым веничком, который так и назывался — «Іванський віник».
С верой в чудодейственную силу солнца и воды связан также обычай купаться в росе. Так, на Покутье женщины и девушки до восхода солнца волочили по луговой траве чистый холст, затем выжимали из него влагу и умывались.
Согласно поверьям, любое растение в ночь на Ивана-травника обретает чудодейственные свойства, поэтому знахари и целители на рассвете собирали лекарственные травы и коренья. Зелье это называлось иванками, его освящали в церкви и хранили за иконами. Так, чередой запасались, чтобы лечиться от золотухи, медвежьими ушками — от нарывов, ромашкой и полынью — от болезней живота, а тысячелистником — для аппетита.
Рвали иванки, приговаривая: «Земля-мати, благослови мене траву брати». В Карпатах, выкопав корни белладонны, женщины оставляли в том месте хлеб и соль. На Буковине, собирая травы в Иванов день, люди крестились и говорили: «Мати Божа ходила, зiлля родила, вiдром поливала, нам на помiч давала!»
На Ивана-травника запасались и оберегами. К примеру, в Карпатах мужчины отламывали от небольшой смереки верхушку — «царя». С этой веткой глава семьи обходил пастбище, огороды, чтобы уберечь свое хозяйство от мора, засухи и неурожая. Потом оберег прикрепляли над входной дверью — от злых духов и молний. Кроме «царя», мужчины старались раздобыть и «Иванову голову» — так называли двойной колос ржи. Легенда гласит, что обладатель этого талисмана может без труда находить клады.
Если венок так и не оказался в руках суженого, значит, думать о замужестве в этом году еще рано
Главный обряд Ивана Купалы — очищение огнем. Ночью хлопцы складывали на холме у реки хворост, который заранее собирали по всему селу. Просить дрова не полагалось, для купальского костра односельчане выкладывали перед воротами поленья и старые вещи: соломенные коврики, рассохшиеся бочки, сломанные прялки, ушаты, корзины и прочую деревянную утварь. Парни бросали все это в мешки и тащили к реке. Зажечь купальский костер поручали старейшим жителям деревни. До появления вечерней звезды деды должны были одним из старинных способов добыть огонь и зажечь хворост. Кстати, наши предки приписывали купальским кострам магическую силу. Люди верили, что, прыгая через них, можно избавиться от сглаза, наговоров и бесплодия. Костер также помогал парубкам и девчатам выяснить, ранним или поздним будет брак.
«Ой, на горі, на горі
Горіли купальські
вогні...» —
пели парни и девушки, брались за руки и прыгали через огонь. Если пара при этом не разнимет рук, они вскоре поженятся и станут жить дружно и счастливо. Через огонь прыгали и семейные люди, считавшие, что, чем выше подпрыгнешь, тем здоровее будешь... Кроме того, предки верили: купальський вогонь очищує, додає сил і наснаги.
На Ивана Купалы девушки гадали, когда будет свадьба и с какой стороны ждать сватов. Вечером красавицы плели веночки из 12 трав. Каждая украшала венок по-особенному, чтобы не перепутать с чужим, а в середину ставила свечку. Ночью на берегу реки девушка зажигала свечу, пускала свой венок на воду и шла за ними по берегу:
«Пливи, пливи, віночку з барвіночку,
за миленьким у цю нічку...»
Если венок плыл ровно и свеча не гасла, это был знак, что девушка скоро выйдет замуж, если крутился на месте — ще дiвуватиме, потухнет свеча — жених бедным будет, утонет венок — готовься к похоронам. А еще следили за тем, к какому берегу венок пристанет, ведь оттуда и любимый придет.
На Полтавщине существовал и такой обычай. Суженый девушки старался перехватить пущенный по реке венок. Для этого хлопцы даже лодки на воду спускали. Девчата, кстати, старались помочь возлюбленным: каждая вплетала в венок особые ленты и большой цветок. На следующий день парубки хвастались перед девушками своими трофеями. А те девицы, чей венок так и не оказался в руках суженого, грустили, ведь это означало, что думать о замужестве в этом году еще рано.
Ну и конечно же, купальской ночью смельчаки старались раздобыть цветок папоротника, который, по поверьям, цветет всего несколько секунд. Легенда обещает, что счастливчику откроются все клады, он будет понимать язык птиц и животных, покорит сердце самой красивой девушки, а также станет удачливым во всем: хто цю квiтку знайде — щастя матиме.
Утром 7 июля, отстояв праздничную службу в церкви, девушки шли на берег реки к деревцу — Купале, или Марене, водили вокруг него хороводы и пели песни:
«Ходили дівчаточки навколо Мареночки,
Зелені дубочки — то парубочки,
Червона калина — то дівчина...»
Парубков в хоровод не допускали. Пока девушки пели, ребята договаривались между собой, как похитить и поломать Марену. Чтобы уберечь деревце, девушки старались перехитрить хлопцев и подсунуть им вместо Марены охапку колючих сорняков. После шуточной битвы молодые люди вместе купали деревце в реке, приговаривая: «Мареночка потонула, наверх кісочки зринула». Некоторые смельчаки прыгали за ней в воду, что считалось очень рискованным поступком, так как, по поверьям, в этот момент деревце окружено разной нечистью. Искупав Марену, ее с криком и смехом ломали на части так, чтобы каждому досталась веточка. Самые ловкие старались забрать верхушку, приносящую счастье. Веточки несли на огороды и раскладывали там, чтобы лучше росли огурцы. А на Галичине было принято закреплять ветки под крышей дома — на богатство.
Кроме деревца, наряжали и самую красивую девушку. Ее тоже называли Марой, Мареной. На Слобожанщине в день Ивана Купалы парни приносили своим возлюбленным срубленное молодое деревце клена или вишни, а также угощали их ягодами. Сладкий гостинец означал, что парубок вскоре посватается.
9460Рыба со щавелем
Для приготовления потребуется: на
400–600 г свежей или мороженой рыбы — 200 г щавеля, 100 г репчатого или зеленого лука, 1 ст. ложка муки, 2 столовые ложки подсолнечного масла.Рыбу почистить, порезать на куски, посыпать солью и перцем, обвалять в муке и обжарить на масле вместе с измельченным луком.
Щавель перебрать и промыть два-три раза в холодной воде. Затем не очень мелко нарезать, положить в кастрюльку, влить стакан воды, закрыть крышкой и прокипятить в течение 5 минут.
Обжаренную рыбу залить отваром вместе со щавелем, закрыть посуду крышкой и тушить при слабом кипении
20–30 минут. Одновременно с отваром в рыбу можно добавить две-три ложки томат-пасты или нарезанных кусочками свежих помидоров. А для аромата — несколько лавровых листочков, зубок чеснока, растертого с солью, столовую ложку измельченной петрушки.
Готовую рыбу подавать с отварным картофелем или рисом.
Читайте нас у Facebook