Григорий Вербицкий: «Я не верил, что операция по удалению опухоли может длиться всего 15 минут. Но образования больше нет!»
Впервые о гамма-ноже (радиохирургический аппарат, удаляющий опухоли головного мозга без крови и боли) «ФАКТЫ» рассказали восемь лет назад, опубликовав историю 12-летней киевлянки Тани. Девочке в Праге чешские нейрохирурги без трепанации черепа успешно удалили опухоль в головном мозге. Провести такую операцию зарубежные врачи смогли благодаря гамма-ножу, который с высокой точностью облучает опасное образование, не задевая здоровые ткани. Деньги на покупку этого аппарата чехи собирали самостоятельно. А с 2000 года в эту страну ежегодно отправляли десять украинских детей на бесплатные операции. Тогда журналисты «ФАКТОВ» решили: «Чехи смогли. Чем мы хуже?» Именно с этого и началась Всенародная акция «Гамма-нож для Украины», эмблемой для которой стал рисунок известной художницы Евгении Гапчинской — девочка с распущенными волосами держит в руках мишку. По удивительному стечению обстоятельств нарисованная девочка — точная копия нашей героини Тани, которую Гапчинская до этого ни разу не видела.
В ответ на многочисленные публикации о тех, кому современное оборудование может спасти жизнь, люди со всей страны стали присылать деньги: пять, десять, сто, тысячу гривен. В Институте нейрохирургии был открыт специальный счет. Откликались все. Например, воспитанники киевского детского сада перечислили деньги, собранные на кукольный театр — примерно две тысячи гривен, а украинский певец Виктор Павлик регулярно отправлял определенную часть своего гонорара. Таким образом за полтора года люди собрали почти миллион долларов, после чего Всенародную акцию поддержали народные депутаты и правительство, выделив недостающую сумму из бюджета. К тому времени в мире появилось более современное устройство — линейный ускоритель «Трилоджи», который удалось приобрести и установить в новом радиологическом отделении Национального института нейрохирургии. Сейчас при помощи этого оборудования врачи удаляют больным смертельно опасные опухоли.
— Мое здоровье заметно ухудшилось четыре года назад, когда из-за злокачественного образования мне удалили почку, — говорит 60-летний Григорий Вербицкий из Сум (на фото в заголовке). — Как потом оказалось, в головном мозге появился метастаз. Тогда резко упало зрение, возникли головные боли, тошнота, слабость. «Вам срочно нужна операция», — сказали местные врачи и дали мне направление в Киев. В больнице «Феофания» мне удалили опухоль традиционным способом, с трепанацией, и мне стало легче. Казалось, самое страшное уже позади, но… одно из плановых обследований показало: в другой части головного мозга образовался еще один метастаз. «В этот раз опухоль задевает отвечающие за моторику центры, которые могут пострадать во время открытой операции», — объяснили мне. Но я узнал, что в Институте нейрохирургии проводят радиохирургические вмешательства без трепанации черепа. До последнего не верил, что избавиться от образования можно всего за… 15 минут. Но сделанное на следующий день после операции обследование показало: опухоль начала разрушаться.
«Радиохирургический метод позволяет разрушить множественные метастазы в головном мозге»
— Линейный ускоритель «Трилоджи» может облучить опухоль до трех с половиной сантиметров в диаметре, и при этом больной ничего не чувствует, — говорит заведующий радиологическим отделением Национального института нейрохирургии кандидат медицинских наук Андрей Грязов. — На рентгеновском снимке Григория Ивановича видно: образование задевало центры, отвечающие за движения правой половины тела. Их нельзя было травмировать. Поэтому, готовя пациента к операции, мы рассчитали дозу и объем облучения таким образом, чтобы лучи избирательно воздействовали только на метастаз. Пациенты, особенно женщины, часто задают вопрос: «Облысею ли я после операции?» И я с уверенностью говорю: «Нет». К тому же мы облучаем не весь головной мозг, а только конкретный его участок.
— Каким образом проходит операция?
— Для пациента само вмешательство длится всего 15—30 минут, хотя на самом деле мы готовимся к нему заранее. Изучаем размеры и особенности опухоли, ее локализацию. Исходя из этих данных, готовим стереотаксическую рамку (или индивидуальную маску), которая обеспечивает точность облучения, а также неподвижность головы во время операции. Фиксация рамки — единственный неприятный момент при радиохирургическом лечении. Ведь само удаление проходит совершенно безболезненно, пациенту не требуется наркоз.
*"К каждой операции мы готовимся заранее. Изучаем размеры, локализацию и другие особенности опухолей, — говорит врач Андрей Грязов. — На этом линейном ускорителе Григорий Вербицкий прошел лишь один курс лечения" (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
— Уже на следующий день после вмешательства мы с супругой уехали домой, в Сумы, — продолжает Григорий Иванович. — Я хорошо себя чувствовал. После открытой операции, которую перенес четыре года назад, долго восстанавливался: сначала в больнице, потом дома. А в этот раз уже через неделю вышел на работу. К слову, сейчас я продолжаю работать руководителем в частной фирме: выполняю ответственную работу, хорошо вижу, а очками пользуюсь только при чтении. До операции из-за опухоли у меня возникли сложности с правой рукой и ногой, было трудно ими управлять. Сейчас все постепенно восстанавливается. Раз в три месяца я прохожу обследование, делаю томографию головного мозга, и врачи довольны моими результатами. Я очень благодарен всем, кто участвовал в сборе средств на покупку «Трилоджи». Эти люди спасли мне жизнь. Ведь если бы не этот прибор, не знаю, как бы все сложилось. Такая операция в частных фирмах и за границей стоит 15—20 тысяч долларов. Таких денег у моей семьи нет.
— Очень часто мы сталкиваемся с пациентами, у которых не один, а сразу несколько метастазов в головном мозге, — продолжает Андрей Грязов. — Недавно больному во время одной операции убрали сразу три метастаза. Мы запрограммировали устройство таким образом, чтобы лучи подавались равномерно на каждую из опухолей, полностью разрушая их ДНК. Бывают случаи, когда пациенту требуется несколько операций. Например, полгода назад лечили мужчину, у которого было восемь метастазов. Он перенес четыре операции в течение двух месяцев. Зато теперь у него хорошие результаты. К слову, радиохирургический метод — единственный, с помощью которого можно разрушать множественные метастазы.
— У метода есть противопоказания?
— Да. Бескровную операцию можно делать в тех случаях, если опухоль не больше трех с половиной сантиметров. К сожалению, к нам, как правило, приходят люди с уже запущенной болезнью. Поэтому я настоятельно рекомендую раз в год делать магнитно-резонансную томографию головного мозга, которая поможет выявить образование на ранней стадии. Это безопасное исследование. В первую очередь оно необходимо людям старшего возраста, а также тем, кто перенес онкозаболевания. Метастазы нередко возникают после меланом, рака почки, молочной железы.
«В 2010 году Всенародную акцию «Гамма-нож» удостоили премии «Гордiсть країни»
Восемь лет назад бескровный метод удаления опухолей головного мозга казался настолько современным, что о нем знали даже не все врачи. А после многочисленных публикаций в «ФАКТАХ» и других средствах массовой информации (в общей сложности эту тему освещало более восьмисот разных источников) о гамма-ноже заговорили и взрослые, и дети. Примечательно, что деньги на покупку оборудования отправляли в основном те, кого эта беда, к счастью, не коснулась. Каждый отдавал то, что мог. Поразила история
70-летней пенсионерки, которая, отказавшись от покупки зимнего пальто, перечислила восемьсот гривен. Многие не указывали своих имен и фамилий. Регулярно передавали деньги сотрудники линейных отделов милиции на железной дороге, коллективы больниц и школ. Благодаря всем этим людям за год удалось собрать около пяти миллионов гривен (тогда — больше миллиона долларов). Позже акцию поддержали народные депутаты всех фракций парламента, которые понимали, что самостоятельно люди не поднимут такой грандиозный проект. Тогда Верховная Рада приняла постановление: выделить недостающую сумму — свыше четырех миллионов долларов — из бюджета страны. Когда аппарат наконец купили, на базе Института нейрохирургии построили отдельный радиологический центр, где сейчас оперируют больных.
В 2010 году акция «Гамма-нож для Украины» была признана самой масштабной среди благотворительных мероприятий в истории нашей страны и удостоена премии «Гордiсть країни» в номинации «Всем миром». За это главный редактор газеты «ФАКТЫ» Александр Швец и заместитель директора Института нейрохирургии Виталий Цымбалюк получили статуэтки из рук Анны Герман и Виталия Кличко. Вручая награду, Анна Герман отметила: «Я выражаю благодарность моему коллеге Александру Швецу за то, что он показал, как всем миром, всем обществом можно собираться для добрых дел, как объединяет добро, сделанное ради ближнего своего». На что главный редактор самой массовой в Украине газеты ответил: «Это — награда для каждого из тех, кто перечислял деньги на покупку аппарата». Виталий Цымбалюк с ним согласился.
— К счастью, в условиях экономического кризиса нам все-таки удалось завершить этот проект, — говорит заместитель директора Института нейрохирургии имени
— Какие еще заболевания головного мозга можно лечить радиохирургическим методом?
— Это доброкачественные опухоли — невриномы, менингиомы, врожденные сосудистые аномалии (артериовенозные мальформации, аневризмы, ангиокаверномы). Сейчас мы начали применять метод при невралгии тройничного нерва. Недавно оперировали такого пациента. При этом заболевании человек страдает от сильных стреляющих болей в ушах, голове, глазах, губах и даже зубах. Рентгеновские лучи аппарата «Трилоджи» воздействуют на небольшой участок веточки тройничного нерва, после чего боль проходит. В каждом отдельном случае мы решаем, какой метод лечения больше подходит пациенту. Специально для этого была создана экспертная комиссия, которую я возглавляю. Вместе с руководителями всех клиник института раз в неделю мы проводим консилиум.
Линейный ускоритель «Трилоджи» отличается от гамма-ножа тем, что его можно модернизировать. Мы делаем это, следя за мировыми новинками в области радиохирургии. Недавно я был на конференции, где выступал с докладом профессор одного из ведущих медицинских учреждений Франции. Французские коллеги прооперировали уже более ста человек, страдающих эпилепсией, болевыми синдромами. Это настоящий прорыв. Сейчас мы осваиваем методики, позволяющие проводить такие операции без трепанации черепа.
— Среди ваших пациентов есть дети?
— Мы оперировали 16-летнего парня, у которого была кавернозная ангиома ствола головного мозга. Проводить радиохирургическое лечение детям младшего возраста мы пока не можем. Дело в том, что размер головы у ребенка меньше, чем у взрослого, и нам будет сложно ее зафиксировать. В других странах малышей вводят в медикаментозный сон, но для этого необходимо специальное оборудование, которого у нас нет.
Чтобы выявить болезнь на ранней стадии, необходимо быть очень внимательным к себе. Если появились такие симптомы, как головные боли, нарушение координации движений, шум в ушах, нужно обратиться к участковому невропатологу. Врач может выписать направление в консультативную поликлинику столичного Института нейрохирургии.
13153Читайте нас у Facebook