ПОИСК
Історія сучасності

В старину в течение сорока дней поста девчата не носили яркие ленты и сережки

7:00 28 листопада 2013
Сегодня у православных и грекокатоликов начался Рождественский пост

С сегодняшнего дня, 28 ноября, православные и грекокатолики начали активную подготовку к Рождеству. Чтобы с чистой душой встретить светлый праздник рождения Спасителя, верующие в течение 40 дней постятся, отказывая себе в развлечениях и скоромной пище.

Рождественский пост

Хотя Рождественский пост не слишком суровый, от многих продуктов все же придется отказаться. В течение 40 дней — с 28 ноября по 6 января — верующим запрещается употреблять все продукты животного происхождения: мясо, яйца, молоко. Во вторник и четверг можно готовить блюда с растительным маслом. По понедельникам, средам и пятницам позволяется растительная пища без масла. По субботам и воскресеньям, в дни церковных праздников (Введение в храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря) и особо почитаемых святых (апостола Матфея (29 ноября), Андрея Первозванного (13 декабря), великомученицы Варвары (17 декабря), святителя Николая Чудотворца (19 декабря) и других) разрешается дополнить меню рыбными блюдами. Отдельно нужно сказать о молочных продуктах. Сыр, творог, молоко и сметану по благословению священника разрешается есть больным и пожилым людям, путешествующим, воинам, роженицам и детям.

Зимний пост, именуемый в народе Пилипiвкой, всегда встречали с радостью. Наши предки говорили: «На Пилипiвцi ще люди ситi», — и с удовольствием переходили с мясных блюд на рыбные, а также каши, соленые грибы и квашеные овощи. В это время в рацион включали несколько видов растительного масла (подсолнечное, конопляное, льняное, маковое), а по субботам и воскресеньям к столу подавали красное вино. Кроме того, на Рождественский пост приходится немало православных праздников и памятных дней, которые наши предки всегда отмечали весело.

Хозяин, заметив зашедшего во двор соседа, быстренько… запирал дверь хаты

В старину люди называли Рождественский пост радостным, так как он предшествует приходу на землю Сына Божьего. В эти дни верующие чаще посещали церковь, исповедовались и причащались, а также старались позаботиться о нуждающихся ближних. «Нагодуй голодних, напої спраглих, вiдвiдай хворих, пожалiй змучених, утiш немiчних й плачучих, будь милосердний…» — обращались словами Иоанна Златоуста к прихожанам священники. Даже одевались люди в пост скромнее: девчата не носили яркие ленты и сережки, а замужние женщины не надевали сорочки с красной вышивкой.

РЕКЛАМА

*В пост хозяйки часто готовили борщ с грибами, кашу, а также вареники с капустой и картошкой (фото Ольги Высоцкой, специально для «ФАКТОВ»)

РЕКЛАМА

Свято соблюдали традиции и в праздники, дни памяти особо почитаемых святых. Так, 4 декабря, на Введение в храм Пресвятой Богородицы (третья Пречистая), наши пред­ки обязательно ходили в церковь. После литургии старались не задерживаться, а поскорее вернуться домой. С надеждой и вместе с тем с некоторым опасением семья ждала первого гостя. Ведь перший полазник, по давним верованиям, принесет в дом либо счастье, либо беду. Очень хотелось, чтобы в дверь постучал молодой чернявый парубок, да еще и с деньгами в кармане. Тогда в следующем году и урожай богатый семья соберет, и все домочадцы будут здоровы. Считалось, что, если придет пожилой мужчина, заболеет кто-нибудь или злыдни в доме заведутся. А переступит порог старуха — не миновать кому-то смерти. Видимо, поэтому в Закарпатье на третью Пречистую никто не проведывал соседей. Более того, если хозяин замечал, что во двор зашел односельчанин, быстренько… запирал дверь хаты.

В западных областях Украины существовала хорошая традиция — проводить в праздник духовные уроки с детьми. Взрослые учили малышей новой молитве или песне религиозного содержания. Лучше всего, если это было обращение к Богородице. В восточных регионах на Введение освящали воду, веря, что через нее на людей сойдет благословение от Пречистой.

РЕКЛАМА

Ну, а по погоде в этот день судили о том, какой она будет на Рождество: «На Введення мороз — всi свята з морозом, тепло — всi свята з теплом». Еще предсказывали погоду весной. Если к вечеру неожиданно налетал ветер со снегом, значит, ранней весной ливни наделают бед. Также считалось: сколько на Введение воды, столько на Юрия травы…

Как только за окном темнело, девчата открывали двери, давая знак Богородичной звездочке на небе, щоб дивилася щовечора у цю хату. Малышня, подпрыгивая у окошка, зазывала: «Зiрничко-зiрничко, заходи до хати, лягай з нами спати. Там, де Пречиста, на душi чисто!» Кстати, в другое время маленьким детям строго-настрого запрещали смотреть в темное окно: «Дiти бачать те, що старi вже не бачать, а воно може послiдувати за ними на все життя».

А 5 декабря — на Прокопа — люди всем миром выходили на улицу расчищать дороги от снега. Чтобы путники не сбивались с дороги, вдоль нее выставляли столбики — вiхи. Наши предки говорили: «Прийшов Прокiп — розбив розмiт, по снiгу ступає — дорогу копає». Позднее появилась традиция чистить на Прокопа ковры и половики, а также верхнюю одежду, щоб доля не оминула оселi, та не вiддала здоров`я родини комусь iншому.

Через два дня, 7 декабря, православный люд отмечает день великомученицы Екатерины. Эту святую наши предки называли покровительницей учащихся (так как святая Екатерина была образованной и мудрой девушкой), а также заступницей женихов и невест.

В Украине день памяти великомученицы Екатерины считали святом дiвочої долi. Девушки просили святую помолиться за них, чтобы Бог послал им хороших мужей. Ну, а выяснить, услышала ли Екатерина просьбу, можно было так. Утром до восхода солнца срезали несколько веточек вишни и ставили в воду. Если ко дню святого Василия (14 января) зацветут — значит, Екатерина помолилась и через год девушка выйдет замуж.

Еще девчата собирались у одной из подруг, приносили продукты (овощи, крупу) и вместе готовили борщ и кашу, чтобы устроить вечорницi. Парубки приходили в этот день в гости без приглашения. Зайдя, торжественно приветствовали хозяев: «Добридень, панiматко, вся чесна громадко й хата! Чи дозволите завiтати до оселi та привiтатися з Катериною?» Как правило, такое разрешение давали. Тогда один из парней клал на стол хлеб и говорил: «Зi святою Катериною, з добрим вечором, здоровеньки були!» Затем все рассаживались за столом парами, ужинали, пели песни про долю и веселились от души.

В день великомученицы Варвары готовили кутью, которой подкармливали пчел

Праздник холодного Юрия (Георгия Победоносца), 9 декабря, в народе считался лучшим днем, чтобы завести собаку. А если в хозяйстве уже был пес, его полагалось приласкать и угостить чем-нибудь вкусным. Столь внимательное отношение к братьям нашим меньшим связано со старинной легендой. Якобы на холодного Юрия волки в лесу в стаи сбиваются. В этот день один хозяин отправился в лес искать своего заблудившегося коня, но попал к волкам «на свято». Если бы не пес, почуявший беду, плохо бы пришлось мужчине. С тех пор собака стала настоящим другом человека. Ударить пса на Юрия — большой грех. Даже если домашний любимец шкодил, например, крал курицу, наказывать его не полагалось. Напротив, песику говорили «на здо­ров`я!» и оставляли добычу, благодаря таким образом за спасение.

С нетерпением девчата ждали дня памяти апостола Андрея Первозванного, 13 декабря, чтобы снова устроить гадания. Главная задача — узнать скоро ли выйдешь замуж. Способов выяснить это девушки знали немало. Например, брали горсть пшеницы и, высыпав на стол, раскладывали по два зернышка. Если их оказывалось парное количество, значит, после зимних праздников можно сватов ждать, а останется одно, еще в девках сидеть придется. На порог или на забор клали рукавичку. Если наутро ее там не окажется — вскоре жених появится.

В Рождественский пост молодежь часто собиралась на вечорницi. На Андрея девчата готовили к праздничному вечеру разные постные блюда, главным из которых была калита — большой круглый медовый корж с дыркой посередине. Когда стол был накрыт, приходили парубки. По традиции молодые люди приносили девушкам гостинцы: сладости, разноцветные ленты, платочки… Все это девчатам предлагали в обмен на калиту. Медовый корж парубки подвешивали на красной ленте к длинной палке и устраивали веселую игру «Кусання калити». Одного из ребят назначали Паном Калитянским, его обязанностью было, дергая за ленту, опускать и поднимать корж. Остальные парубки по очереди становились Паном Коцюбовским. Участники игры должны были отгадать загадку и, изловчившись, откусить от пряника кусочек побольше. Считалось, что парубок, отведавший калиты, познал истину и теперь может жениться. Однако довольно часто за весь вечер никому из парней не удавалось укусить корж. Тогда калиту разламывали и давали каждому по кусочку. Девчата, принимая пряник, говорили: «Калита, калита, солодка була, тепер ми її з'їли, за женихами полетiли».

Картофельный холодец

Для приготовления потребуются: 5—7 средних картофелин, 2—3 луковицы, 3—4 ст. ложки растительного масла, 10—12 зубков чеснока, полстакана кипяченой воды, соль, молотый перец, зелень. Очищенный картофель сварить. Отвар слить, а картофель в горячем виде протереть, добавить обжаренный репчатый лук, перец и развести массу до консистенции густой сметаны растительным маслом. Выложить в тарелку слоем в 4—5 сантиметров. Поверхность разровнять и поставить в холодильник на 2—3 часа. Охлажденное блюдо посыпать мелко нарезанной зеленью. Отдельно подать заправку из чеснока. Заправка: чеснок растереть с солью, залить кипяченой водой, добавить черный молотый перец.

Молодежь, несмотря на пост, развлекалась всю ночь. Парубки, недовольные тем, что родители девушек гулять не пускают, да еще говорят: «Не ходи з ним, ледарем», решали «проучить» заботливых отцов и матерей: снимали с петель ворота, разбирали заборы… Впрочем, обижаться на парней не полагалось. Ведь это был один день в году, когда им позволялось так бешкетувати.

Люди семейные на Андрея ходили в гости к кумовьям и родителям. А еще готовили разные целебные снадобья, в основном от простуды.

В день великомученицы Варвары (17 декабря) посещали церковь, а потом девушки собирались вместе, вышивали свадебные рушники и учили новые колядки. Хлеборобы и пасечники готовили кутью и узвар, «щоб хлiб родив та садовина ряснiла». Кутью ели на ужин, причем часть ритуального блюда оставляли, чтобы подкармливать пчел.

Фото в заголовке с сайта ladynews.com.ua

6032

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів