Олег Скрипка: "Сейчас украинская музыка востребована как никогда. Нельзя упускать такой шанс"
Лидер известной украинской рок-группы «Вопли Видоплясова», которой скоро исполнится 30 лет, несмотря на кризис и войну, активно гастролирует и пропагандирует украинскую культуру. Музыкант, у которого отец русский (Олег Скрипка родился в Таджикистане в семье военнослужащего, затем переехал в Мурманск, потом — в Киев), своим примером показывает, что такое настоящий патриотизм. Приехав в Киев, Олег за короткий срок выучил украинский, основал группу, успешно гастролировавшую не только в Украине, но и в Европе, США. От концертов в России музыкант отказался, когда началась оккупация востока нашей страны. В России Скрипку считают националистом, там не выйдет в прокат совместный украинско-российский фильм грузинского режиссера Наны Джорджадзе «Моя русалка, моя Лореляй», в которой Олег сыграл одну из главных ролей.
Тем не менее Олег Скрипка не жалуется. Говорит, что работы у него хватает. Главное — правильно распределить силы. В минувшие выходные в Киеве прошел завершающий этап благотворительной акции «Великі французькі вечорниці» в поддержку Центра детской кардиологии и кардиохирургии. Сразу же после него группа «ВВ» отправилась в «Великий весняний тур», который был прерван в 2013 году. Кроме того, Скрипка активно готовит очередной фестиваль «Країна мрій», который пройдет в июне в национальном музее «Пирогово». Наша встреча состоялась сразу после того, как музыкант вернулся из Днепропетровска, где выступил на открытии первой в Украине собственной базы милицейского подразделения для батальона «Днепр-1».
— Правда, что вы стали почетным воином?
— Культурного фронта. Я давно говорил и сейчас продолжаю настаивать на том, что сейчас стране необходим масштабный культурный проект, который объединил бы людей: волонтеров, музыкантов, артистов… Всех тех, кто в силу своих возможностей помогает армии, стране. С началом войны наши артисты занялись волонтерской деятельностью. Не только едут к военным с концертами, поддерживая их боевой дух, но и привозят все необходимое. Во время одного из концертов я познакомился с ребятами из батальона «Днепр-1», выступал перед ними и вот сейчас приехал их поддержать. Но это вовсе не значит, что завтра Олег Скрипка возьмет автомат и пойдет воевать. Я часто выступал в Днепропетровске, для меня он стал форпостом украинской государственности в этой сложной обстановке. Трудно даже представить, где были бы российские войска, если бы не сила воли и мужество жителей этого города.
— Один из российских телеканалов уже проинформировал, что «Скрипка присоединился к карателям»…
— Это информационное поле врага. Там любую новость могут интерпретировать, как угодно. Нам важно формировать и доносить свою точку зрения. Добровольческие батальоны собрали в своих рядах лучших людей страны, которые сознательно взяли в руки оружие, чтобы защитить свою страну и народ. Я горжусь быть рядом с этими украинскими героями. А что касается российской пропаганды, вообще не смотрю российские каналы.
— К сожалению, люди на востоке только их в основном и смотрят.
— Не могу говорить за всех, но там, где я был, ситуация радикально меняется. Люди ведь не слепые, сами видят, что происходит. И настроения наших военных тоже другие. Мне кажется, сейчас они более осознанно идут на войну. Заметил, что раньше парни слушали группу «Любэ», Газманова, а теперь у них на рингтонах стоят патриотические мелодии групп «ТНМК», «ВВ», «Мандры», «Тартак»… Сейчас украинская музыка востребована как никогда. Поэтому всем необходимо объединить усилия, выдать побольше качественного продукта и донести его до жителей нашей страны. Нельзя упускать такой шанс. Для этого необходимы массовые мероприятия, фестивали патриотической песни. А их написано очень много. Нужно, чтобы песни появились на радио, телевидении. Но сами музыканты не в состоянии решить эту проблему, тут нужны действия государства.
— Украинским исполнителям по-прежнему на радио говорят: «Неформат»?
— Конечно. Новые песни ставятся в эфир только по личному усмотрению музыкальных редакторов. Получается, несколько людей субъективно решают, что слушать миллионам граждан. По большому счету, мало что изменилось.
*Олег Скрипка: «Я хочу жить в Украине, мечтаю, чтобы она процветала» (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
— Об этом можно поговорить с министром культуры Вячеславом Кириленко в проекте «Минкульт», который стартует на одном из телеканалов. Какие вопросы вы зададите министру?
— Я уже включился в этот проект. А поговорить действительно есть о чем. В нашей стране хронически нет денег на культуру. Просить сейчас средства на новые проекты не имеет смысла. Не выделяются деньги на культуру — значит, нет мировоззрения. Если мы хотим быть экономически развитым государством, на равных вести диалог с европейскими странами, то для начала не мешало бы соответствовать европейскому уровню. На нас ведь в мире сейчас очень много обращают внимания. Поэтому следует задействовать все свои культурные возможности. Но чтобы реализовать их, нужны реформы. Они уже начались. Посмотрим, как это повлияет на культуру, но ломать старые подходы необходимо. В первую очередь мы должны научиться оптимально использовать свои ресурсы. Если все правильно сделать, появятся и средства, которые можно вложить в интересные проекты.
До сих пор у нас работала постсоветская система, в результате которой большинство денег просто разворовывалось. В итоге мы имеем заброшенные парки, запущенные музеи… А деньги исчезли в неизвестном направлении. Понятно, что на новые проекты никто даже внимания не обращает. Считаю, что современное искусство, кино, музыка, живопись — передовая культурного фронта. Много хороших вещей декларируется, посмотрим, что из этого выйдет.
— Свой коллектив вы также реформировали?
— С него и начал. Иначе я не размышлял бы на эту тему. За последний год мы столкнулись с тем, что схема, по которой действовали все украинские музыканты последние десять лет, перестала работать. Пришлось срочно все переформатировать, причем сделать это без единой копейки. Я решил пока отложить выпуск нового альбома. Нет смысла, диски не продаются. Приостановлен проект «Монмартр на Андреевском спуске». Зато появляются новые направления, такие как «Великі французькі вечорниці».
— Это ведь благотворительный проект?
— Мы собирали средства для закупки инструментов для Центра детской кардиологии и кардиохирургии. И я рад, что именно сейчас, когда страна переживает такие сложные времена, благотворительность работает. Все билеты (их стоимость от 600 гривен) на наше мероприятие были раскуплены, особенно VIP-места. Знаю, что многие пришли послушать не только мировые хиты, такие как «Rien De Rien», «Tombe la neige», «Padam, Padam», в неожиданной интерпретации, но и реально помочь больным детям, которым необходима операция. Акция стала возможна благодаря врачу этого центра Владимиру Жовниру. Это человек с действительно большим сердцем. Он делает все возможное и невозможное, чтобы помочь маленьким пациентам, подключил несколько благотворительных фондов, известных людей.
— Почему решили сделать ваши традиционные «вечорниці» французскими?
— Хотелось сделать такой шик-модерн… По большому счету, французская и украинская культуры близки. На концерте многие открыли для себя общность наших культур.
— И насколько открыли?
— Государственность Франции построила украинка Анна Ярославна, дочь великого князя Ярослава Мудрого (978—1054). В 1051 году она переехала в маленькое на то время государство, выйдя замуж за короля Франции Генриха II. После рождения сына Филиппа король умер, а Анна до совершеннолетия молодого короля правила страной и за 18 лет сделала ее преуспевающей. Французы и сейчас чтят Анну, вот только считают ее русской. На ее памятнике в Париже значится: «Анна Ярославна де Руси». Никакой России в те времена и близко не существовало. Была Киевская Русь.
Первая демократическая конституция Франции написана под влиянием конституции Филиппа Орлика, а в основе французского шансона стоял наш земляк Александр Вертинский. Самым востребованным во Франции является классический балет, а одни из самых ярких его представителей — знаменитые киевляне Серж Лифарь и Вацлав Нижинский. А еще украинские художники, музыканты.
— Скучаете по своей французской жизни? Вы ведь прожили в Париже почти шесть лет?
— Хотелось бы вернуться туда с творческим проектом. Возможность переезда во Францию не рассматриваю. Этот этап я уже прошел, когда эмигрировал из Советского Союза. Серьезно думал, что навсегда останусь жить в Европе, но потом решил вернуться. Уже в другую страну. В Украину. Сейчас мне комфортно в Киеве, здесь у меня семья, дом, который построил. Я хочу жить в Украине. Мечтаю, чтобы она процветала. Хочу гордиться своей страной, чтобы в ней было безопасно и комфортно нашим детям.
Не вижу ничего зазорного в том, что молодежь едет получать образование за границу. Особенно это касается представителей творческих профессий. Главное, чтобы люди возвращались и применяли приобретенные знания в своей стране. Но и тех, кто остается жить за границей, не осуждаю. Сейчас представители нашей диаспоры очень активны, они на расстоянии поддерживают борьбу за независимость Украины, собирают средства. Мы просто недооцениваем эту помощь.
— Олег, фестиваль «Країна мрій» состоится?
— Вслед за французскими в ближайшую субботу состоятся «Українськi вечорницi» — в «Бочке» на Подоле. Это будет «Вишиванка-паті», где мы открываем новый сезон фестиваля «Країна мрій», который пройдет в июне. В этом году мы перенесли его из парка «Феофания» в Пирогово. Сейчас разрабатываем формат мероприятия, состав участников. На главной сцене фестиваля выступят группы «Бумбокс», «Танок на майдані Конго», «Мотор'рола», «АтмАсфера». Будет представлен литературно-музыкальный проект «Жадан и собаки». Этно-джаз-сцену займут Млада и «Пиккардийская терция», а в лаунж-секторе будут выступать Onuka, Cepasa, Shopping Tour. С этничной программой выступят и «Вопли Видоплясова». Я буду в качестве ди-джея на disco-lounge сцене. Список участников мероприятий еще будет дополняться.
1987Читайте нас у Facebook