Александр Немченко: "Из "Стариков" сам Быков убрал много смешного. И правильно сделал..."
Легендарной киноленте «В бой идут одни «старики» о летчиках-истребителях поющей эскадрильи уже более 40 лет. Но «старики» не стареют и, как завещал режиссер фильма Леонид Быков, «держатся вместе». Об этом рассказал «ФАКТАМ» заслуженный артист Украины, актер театра и кино, театральный педагог Александр Немченко.
— Александр Дмитриевич, фильм «В бой идут одни «старики», отобразивший жизнь на войне, дружбу, любовь, радость побед и горечь потерь, близок нам и сегодня. В картине вы сыграли барабанщика поющей эскадрильи. Почему юного летчика называли по имени-отчеству — Иваном Федоровичем?
— У многих героев фильма есть реальные прототипы, — поясняет 61-летний Александр Немченко. — Леонид Быков запечатлел на экране людей, которые были дороги ему. Дважды Герой Советского Союза Виталий Попков стал прообразом гвардии капитана Титаренко. Прототипом Смуглянки был друг Леонида Быкова Виктор Щевронок, с которым они вместе поступали в летное училище. Вано — отважный грузинский летчик Вано Габуния. Реальные прообразы имели и отважные девушки-летчицы. Что касается Ивана Федоровича, жил такой мальчик в Барнауле. Когда его звали Ванькой, он тут же поправлял собеседника, дескать, никакой он не Ванька, а Иван Федорович. Таким он запомнился режиссеру.
*"В гимнастерках из «Стариков» мы выступаем перед нашими нынешними зрителями», — говорит Александр Немченко (фото автора)
Я учился на втором курсе киноактерского факультета Киевского театрального института, когда Быков пригласил меня на съемки. Говорил, ему нужны люди, которые умеют петь, играть на музыкальных инструментах и у кого вместе с аппендиксом не вырезали чувство юмора. К тому времени Леонид Федорович уже был известен как режиссер художественного фильма «Зайчик». Сниматься у Быкова, конечно же, было честью. В «Стариках» он высказал свое восхищение летчиками, ведь и сам в юности мечтал стать летчиком. Наше кино покорило зрителя своей простотой, даже наивностью. В этом его феномен. Хоть многие профессионалы отмечают огрехи монтажа, неточности, ошибки…
На съемках царила такая дружеская атмосфера! Снимали фильм в селе Шестовица под Черниговом. На колхозном поле были построены блиндажи, натянуты маскировочные сетки. Мы очень подружились с местными жителями, не раз выступали перед ними. Сельчане заботились о нас — кормили, поили. А режиссер следил за дисциплиной и порядком не только во время съемок, но и в перерывах между ними. Никакого пьянства, никаких преферансов у нас не было!
Леонид Федорович душевно относился и к людям, и к Украине. Помните, в фильме после воздушной схватки его герой, Маэстро, говорит бойцам: «Мы же сегодня над моей Украиной дрались!» Ему отвечают, дескать, те же поля, дороги, села… Но Быков восклицает: «А воздух другой. А небо голубее и земля зеленее…»
— По отзывам фронтовиков, в фильме точно передана атмосфера военного времени.
— Картина основана на реальных событиях времен Великой Отечественной войны. Консультантами на съемках были военные летчики, принимавшие участие в боях. Мне же атмосфера того времени была близка, потому что вырос на фронтовых воспоминаниях родителей, которые прошли войну. Отец сначала был автоматчиком, а затем ему, музыканту, предложили создать фронтовую концертную бригаду. А мама в ней пела. В общем, музыкальное, актерское начало у меня от родителей. С детства любил петь, танцевать, а отбивать ритм на барабане научился в школьном ансамбле. Родители играли на сцене Винницкого музыкально-драматического театра имени Садовского, я фактически вырос за кулисами. По окончании школы долго не раздумывал, кем стать, — пошел в артисты. И мама, и отец, конечно же, были рады, когда я стал сниматься в «Стариках», однако съемки они воспринимали лишь как работу, то есть как совершенно обыденное дело.
*Кадр из фильма «В бой идут одни «старики». Александр Немченко (на фото слева) в роли барабанщика поющей эскадрильи Ивана Федоровича
— Из фильма действительно были убраны некоторые интересные эпизоды?
— В картине сам Быков убрал много смешного. И правильно сделал, ведь это фильм о войне! Картина получилась цельной. Причем убрали эпизоды безвозвратно, в архивах отснятая кинопленка не сохранилась (тогда ее сдавали на серебро). Многие моменты подкорректировала цензура. Например, Маэстро говорил: «Руинами Берлина удовлетворен», но в фильме прозвучало: «Руинами Рейхстага удовлетворен».
После выхода на экраны кинофильм имел ошеломляющий успех. Ему была присвоена высшая категория, а мы, артисты, получили немалые премии…
Недавно на телеканале «Интер» появился проморолик по мотивам «Стариков». Современный взгляд на продолжение финальной сцены, в которой капитан Титаренко и механик Макарыч, сидя у могилы погибших летчиц, говорят, что после войны вернутся сюда, пройдут по этим местам и позовут лучший симфонический оркестр, чтобы сыграл «Смуглянку». Так и произошло: оркестр позвали, и грянула «Смуглянка» — песня, ставшая визитной карточкой фильма!
— В поющей эскадрилье были бойцы из Украины, России, Грузии, Узбекистана, и враг у нас был общий — фашизм. Сегодня агрессор, пришедший к нам с войной, похоже, забыл об этом…
— Столько чудовищной лжи, ненависти по отношению к нам, украинцам, пролилось в последнее время с экранов телевизоров, транслирующих российские каналы! У меня много друзей было в России, и большинство из них поверили в эту ложь. Как ни пытался втолковать, что их зомбируют, увы, ничего не получилось! А недавно российский Первый канал позвал меня на съемки какой-то передачи, чтобы поразмышлять о «Стариках», о нынешнем времени. Я не раздумывая отказался ехать в Москву. Съемки для этой передачи готовили киевские телевизионщики. Я сразу же поставил им условие: буду говорить только о кино, и ни слова о политике. Не представляю, как можно общаться с российскими журналистами, которые взахлеб рассказывают о распятых детях в Украине, несут всякую ахинею, чтобы дурачить и оболванивать сограждан.
У нас их дикая ложь вызывает недоумение и даже смех, а вот зрители-россияне почему-то все принимают за чистую монету. Телевидение — мощное психотропное оружие. Почувствовав его губительное влияние, перестал смотреть телевизор.
Впрочем, в прежние годы, когда готовили такие передачи, я тоже не ездил на съемки. Потому что все обсуждения сводились к тому, что Быков не украинский, а российский актер и режиссер, к размышлениям, покончил он с собой или его убили, к воспоминаниям о том, что его сын попал в психушку. В общем, ничего хорошего от таких передач, отдающих желтизной, ждать не приходится…
— В последние годы много говорили о намерениях создать продолжение фильма. Так что, «старики» снова пойдут в бой?
— Эта идея возникла несколько лет назад. Однако имеется в виду не продолжение «Стариков». Ведь столько лет прошло, кто будет играть героев? Задуман фильм об актерах, которые снимались в картине, о наших судьбах. Сценарий написал заслуженный артист Украины Вилорий Пащенко, сыгравший лейтенанта Воробьева. В основе будущей киноленты — наша, актеров, реальная жизнь. Получается, играть мы будем сами себя… Впрочем, вопрос с финансированием фильма пока остается нерешенным.
«Старикам» уже более 40 лет, а мы, актеры, сохранили дружбу, взаимопонимание, уважение друг к другу. Вот уже лет десять в преддверии Дня Победы небольшим творческим коллективом ездим с концертами по разным регионам Украины. Раньше бывали и в Белоруссии, и в России.
Собрал нас Вилорий Пащенко, увы, не в полном составе. Многие ушли… Леонид Быков трагически погиб, не стало Виктора Мирошниченко, сыгравшего комполка Ивана Ермакова, Сергея Иванова — Кузнечика, Сергея Подгорного — Смуглянки… Во время встреч со зрителями, которые помнят и любят нас, мы надеваем свои гимнастерки, те самые, в которых играли в «Стариках». Разъезжаем на грузовичке военного времени — полуторке, он служит нам сценой. Делимся впечатлениями о фильме, о съемках, поем. Приезжают и Ромео — Рустам Сагдуллаев из Узбекистана, и Вано — Вано Янтбелидзе из Грузии.
Часто во время выступлений зрители благодарят нас за победу в Великой Отечественной! Мы поначалу даже не знали, как быть. Ведь фильм снят в 1973 году, и почти все мы родились после победы над фашистской Германией. Воевал лишь один из актеров — Алексей Смирнов (механик Макарыч), человек удивительной судьбы. Но, видимо, само звучание картины позволяет связывать ее с Победой.
После «Стариков» меня утвердили на роли еще в девяти картинах. Снялся у своего друга Вячеслава Колегаева, с которым мы вместе учились, в двухсерийном фильме «Комбаты», у Михаила Терещенко в фильме «Право руководить». Много лет работал в Винницком театре имени
Читайте нас у Facebook