Переговоры полицейских, расстрелявших БМВ: "Он повернул на встречную полосу. Будем открывать огонь!"
Скандал вокруг истории с погоней патрульных полицейских за «БМВ» не утихает. Как уже сообщали «ФАКТЫ», инцидент, в результате которого погиб 17-летний пассажир иномарки, произошел в Киеве в ночь на 7 февраля. Требования полицейских остановиться молодые люди проигнорировали. Сотрудники полиции открыли стрельбу. Иномарка остановилась только после того, как вылетела на обочину. Выскочив из салона, водитель попытался убежать, но его догнали. Двое пассажиров не стали сопротивляться. Еще один получил смертельное ранение и вскоре скончался.
Погибшему парню было 17 лет. Во вторник его похоронили в Боярке Киевской области. Родственники погибшего обвиняют в произошедшем не столько пьяного водителя «БМВ», сколько сотрудников полиции — по их мнению, патрульные не должны были открывать стрельбу. В полиции же утверждают, что оружие было применено абсолютно законно: водителя иномарки нужно было немедленно остановить, ведь он подвергал опасности других людей и мог спровоцировать не одну аварию.
«Иномарка двигалась слишком быстро, чтобы успеть выставить автомобили по пути его следования»
То, что водитель «БМВ» был пьян, сотрудники полиции поняли сразу — видели, как он садился в машину со спиртными напитками в руках. И он, и его друзья вели себя неадекватно.
— Они выбросили бутылки с алкоголем из окна автомобиля и поехали, — говорит начальник Киевской патрульной службы Юрий Зозуля. — Патрульные — за ними. На указания полицейских остановиться не реагировали. Водитель «БМВ» ехал на огромной скорости, нарушая правила дорожного движения. При съезде на Окружную дорогу патрульные открыли предупредительный огонь. Но водитель автомобиля опять не отреагировал. Тогда патрульные, пытаясь остановить машину, начали стрелять по колесам.
В тот момент нарушителя догоняли уже два патрульных автомобиля. Затем к ним присоединились еще несколько полицейских машин.
— На улице Заболотного машину нарушителей развернуло, — продолжает Юрий Зозуля. — Полицейские попытались заблокировать «БМВ». Но водитель не остановился и сбил патрульного. Полицейский получил ранение ноги, его напарник чудом не пострадал. А иномарка в конце концов вылетела на обочину.
По словам Юрия Зозули, когда выяснилось, что один из пассажиров иномарки получил ранение, сотрудники полиции пытались ему помочь, до приезда «скорой» делали непрямой массаж сердца. Но через десять минут парень скончался.
— В этой ситуации патрульные руководствовались исключительно законодательством, а также правилами личной безопасности, — подчеркнул Юрий Зозуля. — Делали все возможное, чтобы остановить «БМВ» и тем самым обезопасить других граждан. Автомобиль ехал со скоростью более ста километров в час и по дороге едва не совершил несколько аварий. У патрульных были все основания подозревать, что водитель и пассажиры иномарки находились в состоянии алкогольного опьянения.
На вопрос о том, почему сотрудники полиции стреляли не только по колесам (ведь «БМВ» был со всех сторон изрешечен пулями), Юрий Зозуля сказал:
— Это результат того, что стрельба велась в движении, да еще и на большой скорости. При таких обстоятельствах довольно трудно стрелять метко.
Мнения по поводу того, правильно ли поступили полицейские, расходятся даже у экспертов. Одни говорят, что у патрульных не было другого выхода (ведь пьяных нарушителей нужно было остановить, пока они не натворили беды), другие называют такие методы слишком опасными. Дескать, странно, почему полиция, имея большое количество патрулей, колонной ездила за одним автомобилем вместо того, чтобы перераспределить патрули и заблокировать «БМВ».
— Естественно, пьяного водителя нужно было остановить, — рассказал «ФАКТАМ» бывший сотрудник Госавтоинспекции с большим стажем работы. — Но погоня со стрельбой на огромной скорости была не менее опасна. Причем как для полицейских, так и для других участников дорожного движения. Тем более что происходило это не на безлюдной трассе, а в городе, где по ночам ездят машины. Стрелять по колесам автомобиля, который мчался со скоростью более ста километров в час, тоже опасно — машина c поврежденным колесом могла перевернуться, и жертв было бы больше. С моей точки зрения, самым правильным решением было бы перераспределить патрули таким образом, чтобы загнать беглеца в ловушку, наглухо перекрыв дорогу. Однако сделать это довольно сложно, особенно ночью.
В среду на брифинге начальник Киевской патрульной службы Юрий Зозуля заявил, что применить план «Перехват» во время погони было невозможно из-за того, что «БМВ» ехал на большой скорости.
— «БМВ» двигался слишком быстро, чтобы успеть выставить автомобили по пути его следования, — рассказал Юрий Зозуля. — А перекрыть движение во всем городе мы не могли. Как и предсказать, куда будет ехать этот автомобиль.
По словам очевидцев, машина мчалась на скорости минимум 150 километров в час.
«Я как будто побывала на съемках американского боевика, — написала в соцсети киевлянка Анна. — Возвращалась с одного мероприятия, как вдруг мимо меня на огромной скорости промчалась машина, за ней — патрульные. Полицейские авто обгоняли меня со всех сторон. Уйти с дороги было некуда — там одностороннее движение и отбойник…»
*Иномарка остановилась лишь после того, как ее выбросило на обочину
«Брат ни в чем не виноват. Оказался в машине случайно и погиб»
Правильно ли действовали сотрудники полиции, установит следствие. Пока же в столичной прокуратуре открыли уголовное производство по двум статьям: «Превышение власти или служебных полномочий, повлекшие тяжелые последствия» и «Угроза или насилие в отношении работника правоохранительного органа».
Тем временем выяснилось, что за рулем «БМВ» находился 24-летний житель Боярки Руслан Тропачевский (имя изменено в интересах следствия). Местные жители, с которыми общались «ФАКТЫ», называют его мажором.
— Всем известно, что он любил выпить и погонять по городу, — рассказала местная жительница Надежда. — Часто вел себя неадекватно. Хвастался, что папа, влиятельный бизнесмен, всегда «отмазывал его от ментов». В том, что он сел за руль пьяным, нет ничего удивительного. И друзья у него такие же. А вот погибший Миша Медведев — другой. Тропачевский не был его другом, они мало общались.
— Почему же тогда Михаил оказался в «БМВ» вместе с Тропачевским?
— Насколько я знаю, это произошло случайно. В тот день Миша с друзьями праздновал день рождения товарища. Ребята посидели в кафе и уже хотели вызывать такси, как вдруг увидели Тропачевского с компанией. Тропачевский предложил подвезти. Мишин друг не согласился и дождался такси. А Миша сел в машину. возможно, он не понял, что Тропачевский был пьян. А потом уже было поздно..
— Я тоже не знаю, чем руководствовался Миша, когда садился в эту машину, — говорит брат погибшего Леонид. — Но он в любом случае ни в чем не виноват. Оказался в машине случайно и погиб. Убили ребенка. На следующей неделе ему должно было исполниться 18 лет. А получилось, что в день его рождения как раз будет девять дней…
До недавних пор Михаил Медведев учился в Боярском колледже экологии и природных ресурсов. Правда, в декабре прошлого года был отчислен за то, что не сдал сессию. По словам директора колледжа Сергея Крапивко, из-за того, что Михаил неважно учился, часто приходилось вызывать его родителей. Однокурсники отзываются о Михаиле неплохо. Мол, веселый, компанейский. Выпивкой не злоупотреблял.
Чего нельзя сказать о Руслане Тропачевском. Водитель «БМВ», с которым удалось пообщаться нашим коллегам с канала ICTV, откровенно признался, что в ночь на 7 февраля был пьян. Но при этом заявил, что сотрудники полиции действовали неправильно и… хотели его убить.
— Я понимаю, что ехать за рулем выпившим не имел права, — сказал Тропачевский. — Но действия полиции шокировали. Мне, если честно, и сейчас страшно. Машина, кстати, не моя — я одолжил ее у товарища и поехал в клуб. Когда увидел, что приближается автомобиль с мигалками, начал ехать потихоньку. Потом ускорился.
— Почему же не остановились?
— Я боялся, так как был в чужой машине. У меня ее забрали бы и поставили на штрафплощадку. Поэтому я уехал. А потом действительно испугался за свою жизнь. Понял, что эти люди (полицейские. — Авт.) хотят не задержать меня, а застрелить. Когда машина уже остановилась, один полицейский схватил меня за плечо, а другие при этом продолжали стрелять. Делали из машины решето. И мне пришлось убегать. Я боялся умереть.
Друг Руслана Максим, который тоже ехал в машине, события той ночи помнит плохо. Говорит, из-за того, что был сильно пьян. Но, как и его друг, утверждает, что виноваты полицейские.
— Я вообще не понимаю, как остался цел, — говорит Максим. — Вы видели машину? Вся обстреляна. Помню, как осколки падали мне за шиворот. Сейчас пишут, что у нас были наркотики и оружие, что мы стреляли… Это неправда. Откуда у нас могло взяться оружие?!
Оружия не нашли. А вот наркотики? Пресс-секретарь МВД Артем Шевченко заявил, что во время осмотра салона «БМВ» было обнаружено сухое вещество, которое направили на экспертизу.
Родные погибшего парня тем временем обратились к адвокату.
*Этот снимок с пьяными гонщиками был сделан сразу после случившегося. Водитель и двое его друзей до сих пор не задержаны
«Он пытался скрыться, сильно превышая скорость. Что должны были сделать полицейские? Закрыть на это глаза?»
— Безусловно, то, что погиб человек, это трагедия, — сказал пресс-секретарь МВД Артем Шевченко. — И мы соболезнуем его родным. Но полицейские действовали правомерно, руководствуясь статьей 46 Закона Украины «О Национальной полиции». Там четко прописано, что огнестрельное оружие может применяться для остановки транспортного средства в том случае, если водитель машины своими действиями создает угрозу жизни людей. А угроза, безусловно, была. Установлено, что водитель «БМВ» находился в состоянии алкогольного опьянения. При этом он не подчинялся требованиям полицейских и пытался скрыться, сильно превышая скорость. Что должны были сделать полицейские? Закрыть на это глаза? В то время как по вине пьяных водителей происходит огромное количество аварий. Только за прошлый год на дорогах Украины погибли около четырех тысяч человек. Большая часть аварий случилась именно по вине людей, которые сели за руль в нетрезвом состоянии.
Некоторые СМИ сообщили, что сотрудники полиции осуществили 77 выстрелов. Это неправда. Всего было 34 выстрела. И оружие применялось не для того, чтобы убить человека, а чтобы остановить автомобиль.
В пресс-службе прокуратуры Киева «ФАКТАМ» сообщили, что пока рано делать выводы.
— На сегодняшний день проведен осмотр места события, изъяты записи с камер видеонаблюдения, — сообщили в пресс-службе прокуратуры. — Опрошены сотрудники патрульной полиции и свидетели.
— Это очень серьезная ситуация, — заявил в среду в эфире канала «112 Украина» помощник генерального прокурора Владислав Куценко. — Никому нельзя нарушать Правила дорожного движения, превышать скорость, «гонять» в Киеве или в другом городе государства. Но был убит 17-летний парень, который не управлял автомобилем. Важно выяснить, при каких обстоятельствах полицейский принял решение начать стрельбу.
Ответ на этот вопрос появился вчера, когда в Интернете опубликовали запись радиопереговоров преследовавших «БМВ» полицейских. На ней четко слышно: полицейские приняли решение стрелять, когда автомобиль с пьяным водителем выехал на встречную полосу на проспекте Победы. «Он повернул на встречную полосу. Будем открывать огонь!» — сказал патрульный.
Что касается второго уголовного дела, открытого по факту нанесения телесных повреждений сотруднику полиции, то там пока нет подозреваемых. Руслану Тропачевскому подозрение не предъявлено. Ни он, ни его друзья не задержаны.
«ФАКТЫ» следят за развитием событий.
3940Читайте нас у Facebook