Сестра Владимира Ивасюка Оксана: "Червону руту" Володя написал в восемнадцать лет"
Судьба отмерила композитору и поэту Владимиру Ивасюку лишь тридцать лет жизни. Но и за это короткое время он успел создать песенные шедевры, ставшие визитной карточкой Украины во всем мире. «Червона рута» — один из них:
«Ти признайся мені,
Звідки в тебе ті чари,
Я без тебе всі дні
У полоні печалі.
Може, десь у лісах
Ти чар-зілля шукала,
Сонце-руту знайшла
І мене зчарувала?
Червону руту
Не шукай вечорами, —
Ти у мене єдина,
Тільки ти, повір.
Бо твоя врода —
То є чистая вода,
То є бистрая вода
З синіх гір.
Бачу я тебе в снах,
У дібровах зелених,
По забутих стежках
Ти приходиш до мене.
І не треба нести
Мені квітку надії,
Бо давно уже ти
Увійшла в мої мрії».
Среди исполнителей песни — Назарий Яремчук, Василий Зинкевич, София Ротару, вокально-инструментальный ансамбль «Смеричка», Константин Огневой, Вахтанг Кикабидзе и даже Тото Кутуньо. В честь нее назван популярный всеукраинский музыкальный фестиваль.
Об истории создания песни, а также малоизвестных эпизодах жизни и творчества Владимира Ивасюка «ФАКТАМ» рассказала его младшая сестра, преподаватель украинской литературы Киевского университета имени Бориса Гринченко Оксана Ивасюк.
— В 1971 году Володина «Червона рута» победила на первом всесоюзном конкурсе «Песня года» в Москве, — вспоминает Оксана Ивасюк (на фото). — Эта песня стала самой популярной в его творчестве. Написал он ее в восемнадцать лет. Володя окончил музыкальную школу по классу скрипки и фортепиано. Затем поступил в музыкальное училище. Создал ансамбль «Буковинка». Володя жил музыкой…
— Как же родилась знаменитая песня?
— В отцовской библиотеке (папа у нас был писателем, а мама — учительницей) Володя обнаружил сборник коломыек, который упорядочил известный этнограф и фольклорист Владимир Гнатюк еще в 1906 году. В одной из них речь шла о приворотном зелье и загадочном цветке. Во время фольклорной практики Володя побывал во многих гуцульских селениях. В одном из них услышал легенду: в ночь на Ивана Купала происходит чудо — не очень яркий цветок руты становится алым! Такое перевоплощение наблюдается лишь раз в десять лет. И тогда, говорят, с помощью руты можно приворожить кого угодно. Под впечатлением всего этого и родилась песня. Случилось это в 1967 году. Сначала Володя задумывал сочинить балладу, но потом решил, что должно быть что-то более лаконичное. Много раз переписывал, дорабатывал мелодию. С ней пришел на черновицкое телевидение. И вскоре состоялась премьера песни в программе «Камертон хорошего настроения». Исполнили ее дуэтом Володя и преподаватель педагогического училища Елена Кузнецова 13 сентября 1970 года.
— Как восприняли это событие в семье?
— Радостно! Я младше брата на одиннадцать лет, училась в четвертом классе. Меня переполняли эмоции. А родители сразу решили: чтобы талант Володи реализовался, брату нужно развиваться. Он тогда учился на третьем курсе в Черновицком мединституте, был концертмейстером институтского ансамбля. А потом решил продолжить обучение в консерватории, чтобы стать профессиональным композитором.
— Оксана, а вы-то сами видели цветок червоной руты?
— Сейчас это не редкость. В Закарпатье он растет практически в каждом дворе. Это многолетнее растение. Но в моем детстве я понятия не имела, каков он. Такие цветы росли высоко в горах. А Володя видел их уже в то время.
— Правда ли, что «Червону руту» Владимир посвятил любимой девушке?
— Текст песни он посвятил однокурснице Марии Соколовской, с которой дружил.
— В его жизни была большая любовь?
— Думаю, она возникла еще в школе. Девушку звали Людмила. Она поступила в киевский театральный институт, стала актрисой. После смерти Володи вышла замуж, жила в Севастополе. К сожалению, и ее уже нет.
— Дома Владимир часто музицировал?
— Вы знаете, в нашей двухкомнатной квартире в Черновцах даже проходили репетиции его институтского оркестра. А нас в квартире жило семь человек: отец, мама, я, сестра Галя, Володя, брат отца Иван, вернувшийся из Канады, и наша няня. Папа писал романы, брат сочинял музыку… В этой квартире родились и «Червона рута», и «Водограй».
На всесоюзном конкурсе «Песня года» они исполнялись в сопровождении оркестра под руководством Юрия Силантьева, который высоко оценил Володин талант. «Червону руту» в 1971 году в телестудии «Останкино» пели Василий Зинкевич, Назарий Яремчук и Володя, хотя сам он не планировал выходить на сцену. Это руководитель «Смерички» Левко Дутковский решил, что лучше будет им спеть втроем. Несмотря на то, что у Володи не было сценического костюма, брат на сцену все-таки вышел. Все получилось замечательно! А год спустя с песней «Водограй», созданной Володей под впечатлением от косовского водопада Гук, выступил Назарий Яремчук.
— Эта песня — еще один шедевр в творчестве Владимира Ивасюка.
— Популярность песен была фантастическая! Их знали далеко за пределами Украины. Володя был окрылен. Ему хотелось писать новые и новые песни.
— Слава как-то изменила Владимира?
— Нет. В нашей жизни все оставалось, как прежде. Летом с родителями ездили к родственникам в Бердянск. Оттуда пароходом добирались в Одессу. Нам нравилось проводить время вместе. Кроме увлечения музыкой у Володи было еще одно — рисование. Писал пейзажи и портреты. Часто делал зарисовки на полях нотной тетради. Очень нравилось ему рисовать музыкальные инструменты. Вообще музыкой Володя стал интересоваться очень рано. Первую свою песню написал в одиннадцать лет.
— Какая музыка нравилась Владимиру?
— Он очень любил песни «Битлз».
— Читала, что Владимира Ивасюка, Назария Яремчука и Василия Зинкевича иногда сравнивали с «ливерпульской четверкой». Они были так же талантливы и красивы. И при этом, кажется, не по годам серьезны.
— В жизни Володи разное бывало. В 1966 году, незадолго до окончания школы, произошла такая история. Володя с компанией друзей гулял в парке. Один из парней решил пошутить и забросил картуз на голову памятника Ленину. Ребята испугались, нужно было его как-то оттуда снять. Кто-то попытался это сделать, но… гипсовый бюст оказался не закреплен. Он рухнул, что-то отбилось, а парней, в том числе и Володю, забрали на пятнадцать суток в милицию. Золотую медаль, на которую шел брат, ему не дали, выгнали из комсомола. И с тех пор начались неприятности. Володю исключили из мединститута прямо на посвящении в студенты. Ректор сказал: да, ты поступил, но не имеешь права учиться. Брату пришлось пойти работать слесарем на завод «Легмаш», там он создал хор. А спустя год снова поступил в медицинский.
— Каким человеком ваш брат был в быту?
— Мебель в Володиной квартире была сделана по его эскизам в стиле «модерн 1970-х годов». Он ценил уют. В доме были картины, вышитые салфетки, магнитофон «Весна». Сделать что-нибудь для брата мне всегда было очень приятно. Помню, как он хвалил мой первый супчик, который я сварила из брикета в пятом классе. Володя сказал: «Ничего вкуснее я не ел!» А еще любил делать подарки и мне, и сестре Гале, и родителям, и друзьям. Как-то подарил мне очень красивый свитер. Я его долго носила. У Володи был хороший вкус.
— Владимир следил за модой?
— Да, и очень красиво одевался. К слову, под Володину музыку в 1976 году в Лондоне прошел показ мод. Об этом я узнала совсем недавно.
— А вы ему что дарили?
— Володе очень нравилась рижская туалетная вода с ароматом лаванды.
— За границей ему удалось побывать?
— Только в Польше на фестивале в Сопоте. Это был 1974 год. Там София Ротару спела «Водограй» и победила в конкурсе. А спустя год одержала еще одну победу, исполнив песню на музыку Володи и на слова Юрия Рыбчинского «У долi своя весна». Но в тот раз Володю в Польшу уже не выпустили. Почему — причины не объясняли.
— Владимир верил в чудеса?
— Он был романтик и в то же время реалист, учился ведь в медицинском вузе. Хотя, думаю, этот выбор был обусловлен прежде всего тем, что родители убедили его: нужно иметь серьезную профессию.
— По нынешним меркам, Владимир ушел из жизни совсем молодым. Случается, что раннюю смерть предсказывают ворожеи или ясновидящие.
— Понимаю, о чем вы хотите спросить. Нет, предсказаний не было. Да Володя и не верил во все это, он был христианин.
— А угрозы какие-нибудь от недоброжелателей поступали?
— Перед тем как Володя исчез (где-то за две недели), на него неожиданно напали на улице во Львове, сорвали куртку. Кстати, сейчас она находится в экспозиции музея.
— Наверняка у вашего брата было немало завистников?
— Думаю, они были, конечно.
— Известно, что Генеральная прокуратура Украины возобновила дело по расследованию обстоятельств гибели Владимира Ивасюка.
— Да, мы ждем результатов. Тяжело. Ясно одно: это не было самоубийство.
— Какие моменты общения с братом чаще всего вспоминаются?
— Не забуду, как отдыхали в Крыму в Планерском. Володя прекрасно плавал. С собой взял маску, ласты. С морского дна он доставал диковинные ракушки и дарил их мне. Брат научил меня готовить мидии. Там, в Планерском, мы познакомились с начинающими художницами — очень симпатичными девушками. Они писали морские пейзажи. Как-то Володя попросил у них краски и на закате стал рисовать мой портрет. Все это было в далеком 1966 году. А следующим летом мы снова поехали в Крым — в Новый Свет. Не забуду, как по узенькой каменистой тропе спускались на Царский пляж, как я боялась сорваться в пропасть, а Володя меня успокаивал… Еще мы ездили в Прибалтику, Грузию.
— Вам брат снится?
— Очень редко. Как-то приснилось, что Володя играет на нашем домашнем фортепиано. Но видела его словно издалека.
— Что бы вы сказали брату сегодня, если бы он мог вас услышать?
— Сказала бы, что его талант согревает душу. Горжусь, что во время Евромайдана песни брата объединяли сердца людей.
3061Читайте нас у Facebook