Иван Марчук: "Уже работаю над новым циклом картин — душа, как писал Шевченко, "оживає і сміється знову"
«Слава Богу»! — невольно восклицаю в мастерской Ивана Марчука, когда художник показывает свои новые «космические» картины, продолжающие цикл «Погляд у безмежність». Год назад Иван Степанович признавался, что не может писать — так тяжко было на душе. «А сейчас понемногу душа оживает, — замечает Маэстро. — Помнишь, как у Шевченко: „Оживає і сміється знову“. Дал свежих картин на выставки в Словакию, Турцию…»
География выставок Марчука удивляет. В течение нескольких последних лет его полотна экспонировались в Литве, Германии, Польше, Венгрии, Иордании, Бельгии. Осенью 2016 года выставка картин мастера — единственного из наших соотечественников, кто вошел в чисто ста ныне живущих гениев мира, — с успехом прошла в Европейском парламенте… А 2 июня две экспозиции одновременно открылись в Брюсселе и Братиславе. Затем картины народного художника Украины увидит чешская столица Прага. После чего полотна пропутешествуют по Турции: Анкара, Анталья, Стамбул… Одним словом, Иван Марчук (отметивший в мае нынешнего года 81-й день рождения) открыл свой «второй фронт» и завоевывает почитателей украинской культуры в мире.
— Иван Степанович, говорят, вы удивили жителей Иордании свежим снегом?
— Да, — улыбается Иван Марчук, — мои зимние пейзажи казались им фантастичными. Меня же поразило, как люди могли тут селиться — прямо на камнях! Выставка проходила осенью минувшего года в столице Иордании Аммане, в украинском посольстве. Трогательной была встреча с нашей диаспорой. Первая посетительница — пышная, красивая жиночка — пришла с пятью смугленькими ребятишками мал мала меньше… А напоследок мне приготовили сюрприз — звонок из Тернополя. Земляки сообщили: только что вручили школьникам премии (год назад Тернопольский облсовет учредил областную премию имени Ивана Марчука для художественно одаренных детей от 7 до 15 лет. — Авт.). Поблагодарил их за добрую новость и говорю: «Знаете, я сейчас стою возле посольства Украины на улице Шевченко». Такое название улица получила благодаря стараниям нашего посла в Иордании Сергея Пасько.
— Украинские дипломаты, похоже, вас поддерживают?
— И очень весомо! Как не вспомнить о Николае Точицком, после в Бельгии, и его жене Тамаре, о Юрии Мушке — нашем после в Словакии, о после в Турции Андрее Сибиге. В марте этого года у меня была памятная выставка в Бельгии — в средневековом городе Брюгге, фламандском центре культуры. Почти 100 картин разместили в галерее старинного здания в центре города. Выставку посетили тысячи туристов из разных стран. Подходили ко мне, благодарили. Китайцы звали выставляться у них на родине (правда, к таким дальним перелетам пока не готов). И вот сейчас — снова Бельгия. Картины экспонируются в Брюсселе, во Фламандском парламенте. Одновременно открылась выставка в Словакии. Потом будет Чехия. И, может, из Праги удастся заехать в Вену, куда меня давно зовут, — это же рядом.
*Картина «Пробудження», написанная в 1992 году, для многих ассоциировалась с возрождением Украины
— Сколько той Европы…
— Да уж поменьше, чем Сибири (смеется). Но если серьезно, то небольшая территория стала колыбелью мировой культуры.
— Иван Степанович, у многих еще на слуху история с загадочной пропажей ваших картин, впоследствии, к счастью, найденных…
— На эту тему говорить не хочу. Главное, что они нашлись. 40 из них сейчас на выставке в Братиславе.
— Помнится, вы рассказывали, что пережили, не увидев в аэропорту багажа с картинами, которые выставлялись в США.
— Просто чудо, что они тогда не потерялись навсегда! Когда после теракта в сентябре 2001-го я улетал в Украину, выставка моих работ в Нью-Йорке еще продолжала работать. Картины должен был привезти позже мой коллега. И вот я в назначенный день встречаю его в Бориспольском аэропорту. Проходит час, другой. Наконец он появляется в полной растерянности. Багаж с картинами не прилетел! У меня тогда чуть сердце не разорвалось.
— И все-таки пропажа нашлась?
— Увидел я картины только через четыре дня. Груз был негабаритный — длинный рулон, и, видимо, он свалился с движущейся багажной ленты эскалатора. С большим трудом его нашли. Но… что греха таить: в Америке меня надул один нечестный человек, присвоив 19 картин. Художник, к сожалению, от такого не застрахован. Есть люди, для которых главное — деньги, и они с этой дорожки уже не свернут. Бог им судья. Я живу по-своему. Самая большая радость для меня — удивлять людей. И удивлять, и открывать тот мир, в котором они еще не были…
На журнальном столике в мастерской лежит недавно изданная книга стихов Ярослава Павуляка — друга (увы, уже покойного) и любимого поэта Ивана Марчука. Его стихи он знает наизусть и при случае цитирует в компании. «Да это же издавать надо!» — воскликнул как-то собеседник художника, финансит-меценат. И книгу издали. В нее вошли не публиковавшиеся ранее стихи. Листаю изысканный сборник, щедро иллюстрированный картинами Марчука, и вдруг натыкаюсь на странные рисунки — модерные и детские одновременно: изображения птицы, рыбки, коровы…
*Полотно «Опустіле гніздо», созданное за шесть лет до Чернобыльской катастрофы, стало пророческим
— А это чьи работы? — интересуюсь у художника.
В ответ Иван Степанович загадочно усмехается. Но потом все-таки достает с полки папку с рисунками. А там… целый «ковчег» — всякой твари по паре.
— Однажды по дороге из Тернополя в Киев, сидя в почти пустом вагоне, я решил как-то скоротать время, — объясняет художник. — При себе были листы бумаги, маркер. Закрыл глаза и… стал рисовать.
— Художник, рисующий с закрытыми глазами?! Такого еще не было…
— Но ведь получилось! Они забавные, эти рисунки. Сейчас думаю, как их модернизировать и перенести на полотно. Позже издам. Но вначале пусть выйдет альбом с 76 моими акварелями, его собираются выпустить в издательстве «Феникс».
Кстати, это же издательство с символическим названием (феникс, как известно, — птица, восстающая из пепла) совсем недавно выпустило альбом Ивана Марчука «Картини-притчі. (Ранній період)». Большая часть представленных здесь полотен никогда не экспонировалась и напечатана впервые.
— Тут я прощаюсь с соцреализмом, — замечает Иван Степанович, показывая иллюстрации из уникального альбома. — Взгляни, например, на эту картину с висящим замком…
Огромный замок отбрасывает тень, которая словно черным колпаком накрыла небольшое село с его хатками, церковью и жителями. Люди как будто заключены в подземелье без входа и выхода, которое стережет огромный паук. А над всем этим — два прожектора, как два недремлющих ока, которые денно и нощно следят за тобой… Мыслимо ли было увидеть такую картину на легальной выставке при тоталитарном режиме!
Иллюстрации для альбома, поясняет Иван Марчук, «вытягивали» с помощью чудом сохранившихся слайдов (диапозитивов). Часть работ удалось разыскать благодаря соцсетям — страница художника в «Фейсбуке» объединяет его почитателей из почти ста стран мира. Нашлись те, кто прислал репродукции картин из своих частных коллекций. Дело в том, что в конце 1970-х годов Иван Марчук передал часть своих работ на Запад. Они экспонировались в Лондоне, Париже, Мюнхене на первых выставках украинского современного нонконформистского искусства, организованных диаспорой. Оседали в музеях и частных коллекциях.
И вот спустя годы картины украинского художника (чье творчество до конца не познано даже соотечественниками) вновь путешествуют по миру. Хочется, чтобы в пути еще произошли остановки и в Лондоне, и в Париже, и в Мадриде.
Фото в заголовке Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
2559Читайте нас у Facebook