Интервью со звездой Наедине со всеми

Сын Чарли Чаплина Юджин: «Останки отца нашли в 15 километрах от места захоронения, на пшеничном поле...»

8:00 12 апреля 2018   4819
Юджин Чаплин
Александр ЛЕВИТ, «ФАКТЫ» (Одесса)

Президент международного фестиваля кинокомедии, креативный директор цирковых фестивалей, известный звукорежиссер и продюсер Юджин Чаплин побывал в начале апреля в Одессе в качестве члена жюри международного фестиваля клоунов и мимов «Комедиада». Он любезно согласился дать эксклюзивное интервью «ФАКТАМ», в канун 129-го дня рождения легендарного, трижды оскароносного Чарльза Спенсера Чаплина.

— Юджин, рад приветствовать вас в Украине и в Одессе, давно ставшей одной из столиц мирового юмора.

— Спасибо! Могу лишь подтвердить эту характеристику и добавить, что я в восторге от того, что здесь увидел: замечательный город, где все дышит историей. Естественно, очень благодарен устроителям «Комедиады», лично Георгию Делиеву, пригласившему меня.

— Вам сейчас столько же лет, сколько было на момент вашего рождения вашему отцу.

— Неужели! Даже не чувствую (улыбается).

— Честное слово, это — не я, во всем арифметика виновата. 16 апреля — день рождения Чарльза Спенсера Чаплина. Знаменитый актер, сценарист, режиссер, композитор, продюсер… Список можно продолжать долго. Само собой напрашивается вопрос. У вашего отца было 8 детей, хватало ли у него времени для всех?

- Я был пятым ребенком в семье, потому все помню достаточно хорошо. Отец очень много работал. В пятидесятых годах прошлого века в США начались гонения на либералов. Отца обвинили в поддержке коммунистов, для него это стало ударом. Семья переехала в Швейцарию, что для нас, возможно, было и лучше. В том смысле, что он и мать Уна О' Нил (дочь американского писателя, лауреата Нобелевской премии Юджина О' Нила. — Авт.) были по-настоящему влюблены друг в друга.

Каждый вечер мы собирались за домашним столом, в одно и то же время — без пятнадцати семь, садились ужинать. Чарли Чаплин был очень пунктуален: ровно за час до того он выпивал виски или бокал красного вина. Папа спрашивал у каждого ребенка: «Как прошел твой день? Какие оценки ты получил в школе?» Никого не оставлял без внимания. При этом был всегда весел, но строг. Например, во время ужина нам не позволялось выходить из-за стола. Даже чтобы посетить туалетную комнату, нужно было дождаться своей очереди и спросить разрешения родителей.

Для отца было очень важно воспитать нас порядочными и образованными людьми. Поскольку в детстве у него у самого ничего не было — начал работать с пяти лет, даже читать не умел. Позже, когда его приняли в театр, это создавало массу проблем: он не мог прочитать сценарий.


* Чарльз Чаплин и Уна О'Нил в окружении детей

— Известно, что он не владел нотной грамотой, но сам писал музыку ко многим фильмам.

— Это правда, он сочинял просто волшебные мелодии и в совершенстве играл на ряде музыкальных инструментов.

— Привычный образ Чарли-бродяги и Чарли Чаплин наяву — это два разных человека?

— Конечно, абсолютно разных. Созданный им образ разительно отличался от своего создателя и не довлел над ним. Более того, именно в силу разницы в этих характерах отец с удовольствием и даже с интересом пересматривал собственные фильмы. На экране — комический персонаж, а в жизни отец был очень серьезным. В то же время — очень сочувствующим, переживающим за общество человеком. Думаю, его образ Бродяги, ставший легендарным, и сегодня был бы актуален, поскольку иллюстрирует, в частности, человеческую глупость.

— Быть клоуном сейчас сложнее чем во времена Чаплина?

— Да. Во-первых, потому что нынче намного сложнее быть оригинальным. Тогда все только начиналось, открывалось. Сейчас много клоунов присутствуют, в частности, на политической арене.

— Что ж, политика — та же игра. К слову, отец играл с вами в детстве?

— Естественно. Он развлекался и развлекал нас, например, когда смотрел телевизор. Если ему что-то не нравилось, раздражал какой-то политик, вместо того, чтобы кричать и сердиться, он передразнивал картинку, которую видел на экране, с удовольствием пародировал политиков. В принципе, всю свою жизнь отец использовал комедийные приемы, чтобы говорить о вещах, которые его злили.


* Чарли Чаплин был знаком со многими знаменитостями. С Уинстоном Черчиллем

— Какой из своих фильмов отец показал вам первым, и какой из всех им созданных — ваш любимый?

— В шестидесятые годы он писал музыку ко всем своим старым фильмам. Он работал до конца жизни — писал сценарии, которые, увы, так и не стали фильмами. А вот картины, которые отец создал, конечно, показывал нам. Например, «Малыш» или «Цирк». Мы разворачивали экран в гостиной и запускали фильм. Он смотрел на нашу реакцию, смеются ли дети. Но, конечно, в первую очередь для него было важно, нравится ли фильм моей маме.

Лично я люблю все 82 киноленты, созданные отцом. Мне интересно наблюдать, как персонаж с годами развивается — из фильма в фильм. Чем Чарли Чаплин старше — тем он становится лучше и лучше.

— Крылатая фраза вашего отца: «Клоуны, как вино — чем старше, тем лучше». Вместе с тем, когда появилось звуковое кино, начали говорить, что немой кинематограф умер. Тогда Чарли Чаплин создал «Огни большого города» и, по сути, доказал обратное. А свой последний фильм — «Графиню из Гонконга» с Софи Лорен и Марлоном Брандо — создал в цвете. Каково мнение по этому поводу? Умерло ли незвуковое кино?

— Знаю, что было время, когда отцу говорили: «Ты — клоун из немых картин, как актер ты умер». Адекватным ответом на это стали, в частности, его «Огни большого города» — признанный шедевр. Считаю, что на самом деле пантомима — огромная сила. Потому что она дает возможность людям во всех уголках мира понимать, что происходит. Например, на том же киноэкране, даже без озвучивания. Актеры показывают все «говорящей» мимикой, движением. Люди это понимают и получают неподдельный эмоциональный восторг. Поэтому я считаю, что пантомима жива. Вот есть пример — всемирно известный мистер Бин, которому не нужно говорить, чтобы заставить людей смеяться. А это на самом деле очень сложно. Или другой пример. Несколько лет назад «Оскар» получил фильм «Артист». Он черно-белый и немой.

Не скрою, работать над цветной «Графиней из Гонконга» Чаплину было очень непросто. Достаточно сказать, что даже цветной телевизор, который мама преподнесла ему в подарок, он распорядился установить в детской, а старенький черно-белый, который перенесли в детскую, вернуть на место. Помню, нашей радости не было предела -- до этого нам разрешали смотреть телепрограммы только один час в день, вместе с папой.


* Фильм Чарли Чаплина «Огни большого города» был снят в самом конце эпохи немого кино

— В первом полностью звуковом фильме «Великий диктатор», который вышел на экраны в 1940 году, ваш отец сыграл две полярные роли — Гитлера и бородатого еврея…

— Время было непростое. Америка еще не была в состоянии войны с Германией. В этом фильме очень точно освещена проблема преследования евреев, аншлюс Австрии, безумие Гитлера. То, что он играл упомянутые роли, было очень провокационно, однако Чаплин стремился показать, к чему могут привести сумасшедшие идеи и помешанные на них правители. И опять же, подчеркнуть, что некоторые политики — больше клоуны, нежели цирковые. К слову, именно тогда отца стали именовать коммунистом. Хотя, по сути, «Великий диктатор» — это политическая сатира на нацизм в целом и на Гитлера в частности.

— После выхода на экраны этого фильма Гитлер заявил, что Чаплин — его личный враг № 2 (к тому времени врагом за № 1 уже был Илья Эренбург).

— Как мне видится, отец просто раскрыл тайные планы Гитлера. Ведь съемки «Великого диктатора» начались еще до начала вторжения в страны Европы, в 1938 году. К слову, фильм создан на личные деньги отца. А что до отношений между Чаплиным и Гитлером, то они всегда были крайне сложными. Возможно, еще и в силу того, что они родились почти одновременно (Гитлер раньше на 4 дня), в одном зодиакальном созвездии. Даже имеется отдаленное внешнее сходство: невысокий рост, усики. Однако они абсолютно разные.


* Чарли Чаплин в фильме «Великий диктатор»

— Отталкиваясь от вашей основной, звукорежиссерской, деятельности, скажите, какой музыкальный струнный инструмент звучит лучше: обычный или напичканный электроникой?

— Здесь такая же ситуация, как и с фильмом. Если мы берем обычный фильм, снятый на пленку, в нем ощущается душа. Если берем современный — он слишком хорош, еще в нем можно все подправить, подчистить, отредактировать… Это все слишком прекрасно и неинтересно. То же самое с музыкой. Берем современный синтезатор и можем добавлять любые звуки. И это будет идеально. Но если мы слушаем настоящий оркестр, это совершенно другие эмоции и ощущения. Да, там может быть не все так идеально, но звучит жизненно, по- настоящему. Как присутствие вдохновенной импровизации, за которую я люблю ранние фильмы Чаплина.

— Вы снялись в фильме о своем отце, где исполнили роль директора цирка.

— Да, как говорится, и смех, и грех. У меня там небольшая роль. Однако сама история особая, просто-таки шокирующая. В основу этой комической ленты положены реальные события, которые даже сегодня вспоминать как-то страшновато.

Последние четверть века отец прожил в Швейцарии, где 25 декабря 1977 года умер. 1 марта 1978 года мародеры похитили гроб с его телом. Прямо из могилы на кладбище над Женевским озером, на расстоянии полутора километров от дома отца в Корсье, возле Лозанны.

Вечером неизвестный позвонил маме и заявил, что саркофаг с телом находится «в надежном месте». Похитители потребовали баснословный выкуп — 650 тысяч фунтов стерлингов. Переговоры велись около месяца, в конце концов они стали требовать за возвращение гроба выкуп в размере 400 тысяч фунтов стерлингов. Мама отказалась, заявив, что ее муж решил бы, что это дурная шутка. Однако по настоянию полиции мы продолжали вести «торги» с похитителями. Наконец, на 27-м звонке (!) полиции удалось засечь злоумышленников, звонивших из телефонной будки в Лозанне.

Ими оказались автомеханики, выходцы из Польши и Болгарии — 24-летний Роман Вардас и 38-летний Ганчо Ганев, которых задержали. Они сознались, что на мысль о похищении их навела статья в газете о краже тела миланского богача Сальваторе Матарессы. Вардасу дали 4,5 года тюрьмы, Ганеву — 1,5 года условно «за нарушение покоя усопших и попытку вымогательства». Останки отца нашли 17 мая того же года в 15 километрах от прежнего места, на пшеничном поле возле деревеньки Новилль. Хозяин поля оказался довольно предприимчивым и решил извлечь из этого выгоду: в память об этих событиях поставил на месте временной могилы Чарли Чаплина дубовый крест. На кресте деревенский резчик вырезал тросточку. С тех пор это место пользуется популярностью у туристов и почитателей таланта Чаплина.

Чтобы избежать повторения событий, полиция предложила «закатать» могилу Чаплина в бетон. Мы согласились. Несколько лет назад я сделал на основе имевшихся в семейном архиве кино- и видиозаписей свой первый документальный фильм. Он о Чарли Чаплине, которого знаю я, а не о том, которого знают все.

— На этом «фанаты» и «почитатели» Чаплина не успокоились и похитили первый «Оскар», которым был отмечен ваш отец.

— Да, статуэтку, оцениваемую примерно в миллион долларов, похитили в конце января 2015 года из парижского офиса Ассоциации Чаплина. Там же забрали набор ручек, каждая из которых стоит около 90 тысяч долларов. С места преступления ворам удалось беспрепятственно скрыться, ведется их розыск.

«Оскар», похищенный в Париже, Чарли Чаплин получил в 1929 году. Тогда Американская киноакадемия наградила его фильм «Цирк». Именно эту ленту, которой исполняется 80 лет, я привез сейчас в Одессу и показал зрителям. Всего же Чарли Чаплин был отмечен тремя «Оскарами». Второй он получил в 1972 году «за бесценный вклад в то, что в этом веке кинематограф стал искусством», а годом позднее был удостоен премии Американской киноакадемии за музыку к фильму «Огни рампы».


* Чарли Чаплин получает «Оскар». 1972 год

— В одном из фильмов Чаплин говорил: «Одно убийство делает человека преступником, а миллионы убийств — героем». Не считаете ли, что сегодня эти слова актуальны как нельзя больше, хотя бы в связи с ситуацией между Россией и Украиной?

— К сожалению. Если человек совершит одно преступление, то он становится преступником. Если кто-то сбросит бомбу и погибнут тысячи людей, его в определенной стране могут назвать героем. Моего отца всегда интересовал человек. Ему хотелось понять, почему люди реагируют тем или иным образом на конкретную ситуацию. Почему убивают, к примеру, на войне. В жизни он любил посмеяться, но не мог терпеть, когда люди страдают.

Ситуация между Украиной и Россией — очень тяжелая тема. Украина находится между Европой и Россией, и у нее нет особого выбора. Ей нужно сохранить свою культурную идентичность. Быть собой, иметь свое мнение, но при этом стараться иметь нормальные отношения с соседями.

— Вы живете в Швейцарии — тихой, благополучной европейская стране. Украина, расположенная в центре Европы, до недавнего времени также жила мирно и тихо. Однако сюда «соседи» привнесли и войну, и терроризм.

- Швейцария — пример маленькой страны, в которой три официальных языка — французский, итальянский, немецкий. Это означает, что в этой небольшой стране есть три начала, три культуры. И они дружат. Если имеются какие-то культурные разногласия либо разногласия с правительством, население голосует и принимает общее решение. Это пример того, как должно быть, как нужно сосуществовать.

Относительно терроризма в целом, считаю, что сегодня в мире одна из самых больших проблем — это глобализация. Все хотят быть одинаковыми. Никому не интересно отличаться друг от друга. Но красота этого мира как раз в разных культурных идентичностях. Мы все разные и все по-своему прекрасны.

Одна из самых больших проблем, лежащих в зародыше терроризма, в том, что у большинства террористов нет ни образования, ни внутренней культуры. Все зло именно отсюда, от дремучести и темноты. Как и в истории с отцовской могилой и с его первым «Оскаром».

— На разных аукционах продавали вещи Чарли Чаплина. Немало реликвий хранится и в музее «Мир Чаплина», недавно открытом в швейцарском Веве. Для вас как для потомка великого человека какая вещь самая дорогая?

- На аукционах было продано очень много его вещей. Ведь после завершения съемок очередного фильма отец свои вещи попросту выбрасывал — ничего не хранил. Ни трость, ни шляпу… К следующему фильму у него было все новое. Люди, естественно, подбирали эти «отбросы» и потом часто продавали, в том числе, на аукционах.

Для меня наиболее важная вещь, которая хранится в музее, — это первый контракт Чаплина, подписанный в 1906 году с музыкальной компанией Фреда Карно (сценическое имя английского антрепренера Фредерика Джона Уэсткотта. Он создал Karno Pantomime Company — предприятие с несколькими актерскими труппами, которое поставляло мюзик-холлам готовые комедийные скетчи и пантомимы вместе с актерами «напрокат». — Авт.). Это была очень большая компания, именно она открыла ему путь в Америку.

Повторюсь, детство отца прошло в беспросветной нищете. Его папа оставил семью, и Чарли с братом вынуждены были пойти в сиротскую школу. Чарли работал продавцом газет, мальчиком на побегушках в типографии, помощником врача и никогда не терял надежды, что когда-нибудь сможет зарабатывать актерством. Свою первую роль в театре он получил в 14 лет — посыльного Билли в пьесе «Шерлок Холмс». Тогда Чаплин был неграмотным и очень боялся, что его попросят прочитать несколько абзацев вслух. Роль он выучил с помощью своего брата Сидни. Тем не менее Чарли Чаплин стал первым в истории актером, фотографию которого опубликовали на обложке журнала. 6 июля 1925 года это сделал журнал «Тайм».


* Кадр из фильма «Малыш»

— Остались ли в вашем доме какие-то вещи отца?

— Нас восемь детей, и у каждого есть вещи, принадлежавшие отцу. В моем доме имеется скамейка, на которой любил сидеть Чарли Чаплин, Мы до сих пор ею пользуемся.

— Почему вы не стали актером, как ваши братья и сестры?

— Артистов и без меня вполне достаточно. Когда-то в младшей школе я участвовал в одной постановке. Мне это совершенно не понравилось — быть тем, кем ты не являешься. Вот организовывать процесс, сделать так, чтобы он шел, как надо… Мне ближе что-то конкретное. У меня в дипломе написано: «Менеджер сцены». После лондонской академии я работал по специальности в Женевской опере, занимался светом и звуком. Первой постановкой стали «Троянцы» Берлиоза, затем с Джорджем Баланчиным мы создавали балет «Ромео и Джульетта», когда он отказался от декораций и оставил из оформления лишь игру света и визуальные эффекты.

— Почему вы оставили театр?

— Просто увлекся. Знаменитая студия Mountain в Монтрё тогда была технически передовой, через нас «прошли» десятки артистов, в том числе и самые известные. Я работал там почти десять лет, помню знаменитые джазовые фестивали, мы ставили звук на концертах Эллы Фитцджеральд, Диззи Гиллеспи, Каунта Бэйси, выпускали диски с их живыми концертами.

— Правда, что первыми клиентами студии стали Rolling Stones?

— На альбом Black and Blue у нас ушло месяцев шесть. Аппаратура тогда была не цифровой, а аналоговой, приходилось делать метки — куда и что нужно вставлять. Писали на бобину, и если требовалось что-то убрать, приходилось работать ножницами. С тех пор, кто мне что ни говори, я знаю: Кит Ричардс — лучший в мире соло-гитарист, а Чарли Уоттс — блестящий ударник джазового уровня.

— Фредди Меркьюри, Дэвид Боуи, с которыми вы также сотрудничали, позволяли «работать ножницами»?

— Будучи инженером по звуку на альбоме A Kind Of Magic, по предложению Фредди я «врезал» гитару Мэя после припева в одноименной песне. В перерывах мы вместе выходили покурить, обсуждали оперные новости. Он очень любил оперу, из нее и выросли его «Барселона», «Богемская рапсодия». До последнего дня мы общались с Дэвидом Боуи, сдружившись с той поры, когда он принес в студию песни к диску Heroes и привел Брайана Ино. Помню, тот садился за стекло с гитарой и играл так, что было видно: его пальцы не знают, что о них думает голова.

— Вы поддерживаете отношения со всеми своими братьями и сестрами?

— Естественно, общаемся. Правда, не бывает такого, что мы собираемся все вместе, потому что живем в разных частях мира, у всех разные графики, семьи. Но мы всегда на связи.

— А у вас большая семья?

— Почти такая же, как была у нас: семеро детей. Старшей дочери Кире — 35. Сейчас, когда мы с вами беседуем, она на ралли в Марокко. Участвует в профессиональных женских соревнованиях на электромобиле. Второй год этим занимается. Еще одна моя дочь занимается искусством, она — художник. Сын — музыкант. От первого брака у меня пятеро детей, а от второго — близнецы. Им по десять лет.

— Юджин, вы молодец, позаимствовали и эту черточку у Чарли Чаплина.

— Дети делают нас молодыми. Они — наше будущее.

P.S. Автор благодарит за помощь в организации интервью Яну Делиеву.

Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Twitter

Читайте также
Новости партнеров

— Петя, ты двери закрыл? — Да. — На ключ? — Ну да, на ключ. — На два оборота? — На два... — Так, мужики, Пете больше не наливать! Мы же в палатке...