Сенсационная находка: обнаружены 12 прижизненных портретов гетмана Мазепы (фото)
— В росписях Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской лавры тысячи персонажей, — рассказал «ФАКТАМ» исследователь биографии Мазепы Сергей Павленко. — За более чем 10 лет исследований я обнаружил среди них 12 прижизненных портретов гетмана Ивана Мазепы.
Все началось с того, что в монографии одного известного украинского искусствоведа я прочитал, что в 1718 году во время пожара в этом старинном храме огонь уничтожил настенные росписи. Затем художники якобы их восстановили, изобразив среди библейских персонажей гетмана Ивана Скоропадского и царского наместника (главу Малороссийской коллегии) Степана Вильяминова. Внимательно осмотрев живопись церкви, я не нашел персонажей, имеющих портретное сходство с этими двумя историческими личностями. Вот у меня и зародилась надежда на то, что пожар пощадил росписи конца XVII века — времен Мазепы. Я взял его небольшие портреты, имеющиеся в летописи казацкого старшины Самойлы Величко, и словесные описания гетмана. Стал сравнивать их с персонажами на стенах и сводах Троицкой надвратной церкви. Это помогло мне обнаружить там изображения Мазепы и людей из его окружения — старшин, членов семьи. Мазепа выступает здесь либо как гетман, либо в образе того или иного персонажа Библии, например, Иоанна Крестителя.
Сейчас я начал публиковать эти свои находки в журнале «Пам'ятки України». Фотографии для моих статей сделал бильдредактор этого журнала Максим Ритус.
* Троицкая надвратная церковь
— Вы обследовали все росписи Троицкой надвратной церкви?
— Нет. Пока только крупные композиции. Поэтому не исключено, что меня ожидают в этом храме новые интересные находки.
* Сергей Павленко: «В центре этой композиции, сохранившейся в Троицкой надвратной церкви, изображен гетман Мазепа»
— После попытки Мазепы освободить Украину от московского ига все, что было связано с опальным гетманом, уничтожалось. Удалось разобраться, благодаря чему уцелели его прижизненные портреты в Троицкой церкви?
— Да. Этот храм был госпитальным, предназначался для больных и калек. Начальство туда захаживало редко. Мазепу изобразили там таким, каким он был в 1695—1698 годах (в этот период расписывался храм). А против Московии он восстал гораздо позже — в 1709-м. Так что узнать его на стенах церкви было не так уж и просто. Тем более что там не написано, что вот этот человек Мазепа. А персонажей, как я уже говорил, в этой церкви тысячи. Важно также, что никто не донес царским властям о «крамольных» росписях. Напомню, что художники охотно изображали Мазепу в храмах потому, что он жертвовал много денег на строительство и реставрацию культовых сооружений.
Читайте также: В Киево-Печерской лавре показали уникальный подарок гетмана Мазепы Успенскому собору
— Вообще-то, христианская церковь решением своих соборов запретила изображать в религиозных сценах здравствующих людей, — комментирует доктор богословия Дмитрий Степовик. — Однако этот запрет давным-давно не соблюдается. Один из наиболее ярких примеров — Сикстинская капелла (бывшая домовая церковь в Ватикане, построенная в XV веке). На ее потолке гениальный Микеланджело изобразил большое количество живших тогда людей. А в сцене Страшного суда нарисовал себя. Папа Римский на это никак не отреагировал. В Украине же традиция изображать живых людей в образах церковных персонажей возникла как раз при Иване Мазепе.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о потрясающей находке в Софийском соборе, где под слоем краски была обнаружена старинная живопись.
Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»
2420Читайте нас у Facebook