56 лет назад Великобритания и Франция приступили к созданию сверхзвукового пассажирского самолета
25 октября 1983 г. Вооруженные силы США вторглись на Гренаду (остров в Карибском море) с целью ликвидации последствий произошедшего там ранее переворота.
26 октября 1968 г. Стартовал космический корабль «Союз-3», пилотируемый Георгием Береговым.
27 октября 1808 г. В ходе Русско-шведской войны произошло сражение при финском городе Иденсальми, закончившееся победой шведских войск.
27 октября 1938 г. Основан Союз художников Украины.
28 октября 1944 г. Украина была освобождена от фашистских захватчиков.
29 октября 1863 г. На международной конференции в Женеве (Швейцария) основан Международный Красный Крест.
29 октября 1955 г. В бухте Севастополя в результате взрыва затонул линкор «Новороссийск», погибли 604 человека.
30 октября 1918 г. Османская империя подписала соглашение о прекращении огня, положив конец Первой мировой войне на Ближнем Востоке.
31 октября 1984 г. Премьер-министр Индии Индира Ганди была убита своими сикхскими телохранителями.
После преодоления звукового барьера и появления сверхзвуковых бомбардировщиков конструкторы в разных странах задумались о строительстве пассажирских сверхзвуковых самолетов. Франция и Великобритания объединились и в итоге создали «Конкорд» (с французского — «согласие»). В 1962 году, когда программа только стартовала, расходы на нее оценивались в 200 миллионов долларов. Но на деле с момента разработки самолета и до коммерческого запуска пришлось потратить больше миллиарда долларов.
Первый полет «Конкорда» состоялся 2 марта 1969 года, а с января 1976-го началась его коммерческая эксплуатация в British Airways и Air France. Сначала лайнер летал из Лондона в Бахрейн, из Парижа в Рио-де-Жанейро. Через год, после длительных переговоров с властями США, были открыты маршруты в Вашингтон и Нью-Йорк. Рейсы из Европы в Нью-Йорк стали основными. Полеты в Азию (а именно в Японию) оказались невозможны из-за Советского Союза, который запретил сверхзвуковому самолету лететь по Транссибирскому маршруту.
В 1979 году билет в одну сторону по маршруту Лондон — Нью-Йорк стоил 1300 долларов, а к 2003 году цена дошла до 4—5 тысяч долларов. Пассажирам предлагали шампанское, черную икру, куропаток. В такой обстановке даже рев четырех двигателей Olympus 593, по сравнению с которыми обычные турбореактивные двигатели казались практически бесшумными, переносился намного спокойнее. Самолет развивал скорость до 2150 километров в час, при этом фюзеляж нагревался до 127 градусов. Пассажиры довольно быстро усвоили, что стекло иллюминатора лучше не трогать — оно обжигало пальцы.
Ограничение скорости лайнера было вызвано как раз перегревом обшивки. Обтекатель в виде конуса в носовой части фюзеляжа самолета отклонялся вниз, обеспечивая пилотам обзор на взлете и посадке. Топливная система «Конкорда» состояла из 17 топливных баков общей вместимостью 119 тысяч 280 литров. При достижении околозвуковой скорости насосы топливной системы перемещали 20 тонн топлива из передних баков в хвостовой балансировочный бак. Это позволяло сместить центр тяжести самолета на 2 метра назад, что было необходимо для сверхзвукового полета.
К 1972 году разные авиакомпании по всему миру разместили заказов на 74 «Конкорда». Но нефтяной кризис 1973 года привел к удорожанию топлива, затем появился «Боинг-747», что сделало авиаперевозки более бюджетными. И большинство авиакомпаний отозвали свои заявки.
«Конкорд» не следовал на определенной высоте, как обычные авиалайнеры. Там, куда он поднимался, не было никакого воздушного движения, поэтому использовался более выгодный режим — постоянный набор высоты по мере облегчения самолета из-за выработки топлива. Специальное оборудование «Конкорда» позволяло в автоматическом режиме осуществлять посадку и перелет в любых погодных условиях.
На сверхзвуковых лайнерах летали бизнесмены, дела которых требовали частого перемещения между Нью-Йорком и европейскими столицами, актеры, музыканты, президенты. Летали на «Конкорде» королева Елизавета II, Папа Иоанн Павел II. За 27 лет самолет побывал в 150 аэропортах по всему миру. За все время эксплуатации лайнер показал высокую надежность. Единственная авария, повлекшая катастрофу 25 июля 2000 года в Париже, была вызвана наездом «Конкорда» при взлете на металлическую деталь, отвалившуюся от другого самолета. В результате было повреждено колесо, которое, разлетевшись, повредило топливный бак и провода управления шасси. После взлета возник пожар, нарушивший работу двигателей, и самолет рухнул на землю. Погибли 100 пассажиров, 9 членов экипажа и четыре человека, находившихся в расположенном в парижском предместье Гонесс отеле, на который упал «Конкорд».
Сразу за катастрофой последовала приостановка полетов «Конкордов». После расследования в конструкцию были внесены изменения, позволявшие избежать повторения трагедии, и в ноябре 2001-го полеты возобновились. Но репутация авиалайнера, пошатнувшаяся после катастрофы, обусловила падение спроса на билеты. Стало очевидно, что продолжение эксплуатации самолетов, и так приближающихся к окончанию срока службы, бессмысленно. 24 октября 2003 года сверхзвуковой лайнер совершил коммерческий рейс из Нью-Йорка в Лондон, а 26 ноября состоялся его последний полет в Бристоль — именно там и был построен первый «Конкорд».
Ныне британская компания Reaction Engines Limited занимается программой LAPCAT, планируя построить самолет на водородном топливе на 300 пассажиров под названием А2, способным преодолеть расстояние от Брюсселя до Сиднея на скорости 5 тысяч километров в час за четыре с половиной часа.
Подготовила Светлана ВИШНЕВСКАЯ, «ФАКТЫ»
804Читайте нас у Facebook