Ровно 115 лет назад США приобрели землю под строительство Панамского канала
15 ноября 1988 г. В СССР был выведен на орбиту многоразовый космический корабль «Буран». Однако он был запущен всего один раз.
16 ноября 1893 г. Во Львове состоялась премьера пьесы Ивана Франко «Украдене щастя».
16 ноября 1848 г. Состоялся последний концерт выдающегося польского композитора Фредерика Шопена.
18 ноября 1933 г. Вышло постановление пленума Коммунистической партии большевиков Украины о прекращении украинизации, положившее начало массовым репрессиям национальной интеллигенции.
19 ноября 1969 г. Легендарный бразильский футболист Пеле забил свой тысячный гол.
20 ноября 1943 г. Под охраной УПА на Волыни началась Первая конференция порабощенных Москвой народов, объявившая о создании Антибольшевистского блока народов (АБН).
21 ноября 1783 г. В небо над Парижем поднялся первый воздушный шар, управляемый его создателями — братьями Жозефом и Жаком Монгольфье.
В XVI веке испанец Васко Нуньес де Бальбоа заметил, что Панамский перешеек, разделяющий Тихий и Атлантический океаны, совсем невелик, и выдвинул идею строительства канала между двумя океанами. Этот план заинтересовал императора Священной Римской империи Карла V. Но тогдашние специалисты пришли к выводу, что проложить такой путь для кораблей невозможно. Вернулись к реализации этого замысла только в конце XIX века. Французы, опираясь на удачный опыт строительства Суэцкого канала, хотели доказать, что и в Панаме подобное возможно. Строительство началось в 1881 году, а через несколько лет компания обанкротилась.
Только в 1903 году работы продолжились благодаря Соединенным Штатам, купившим у французов права и фактически все, что связано с каналом, за 40 миллионов долларов. При поддержке ВМФ США Панама отделилась от Колумбии, объявила о своей независимости и 13 ноября 1903 года подписала договор с США о передаче им земли под Панамский канал. В качестве компенсации США уплатили Панаме 10 миллионов долларов и ежегодно выплачивали арендную плату.
От идеи бесшлюзового канала отказались и решили применять систему искусственных озер и шлюзов. Благодаря этому удалось в разы сократить работы по выкапыванию земли и ускорить весь процесс строительства. Канал построили за десять лет — к концу 1913 года работы официально завершили. В строительстве были задействованы более 80 тысяч человек. Многие из них умерли от болезней и погибли в результате несчастных случаев. Исследователи утверждают, что один километр водного пути обошелся в 400 человеческих жизней. Работников косили малярия и желтая лихорадка. Кстати, шляпа-«панама» получила свое название благодаря каналу. Именно такие головные уборы предпочитали строители, спасаясь от жары.
Общая длина канала 82 километра, ширина колеблется от 150 до 300 метров, глубина — от 15 до 26 метров. Фарватер не прямой, а извилистый, поскольку в значительной мере следует бывшему руслу реки Чагрес. На строительство ушло почти 640 миллионов долларов. Обычно для прохода через канал судну требуется 8—9 часов. Пропускная способность — до 50 судов в сутки. Ежегодно по Панамскому каналу проходит около 14 тысяч судов. Практически в самом центре канала находится гора Кулебра, где был самый трудный участок строительства. Суда проходят 11 километров между двумя крутыми и отвесными склонами, возвышающимися на 50—60 метров. Благодаря Панамскому каналу больше не нужно огибать Южную Америку и морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22,5 тысячи километра до 9,5 тысячи километра.
Подъем, а потом опускание судов производятся с помощью трех ступеней шлюзов. Длина шлюзовых камер — 305 метров, ширина — 33,5 метра. Шлюзы двойные, так что по ним могут проходить одновременно суда в двух направлениях. Число людей, обслуживающих работу Панамского канала, сравнительно невелико — 10 тысяч человек. Ежегодно через одну из самых знаменитых рукотворных транспортных артерий мира проходит 1 миллион 350 тысяч тонн (5% мировых грузоперевозок). Казалось бы, Панамский канал открывает практически безграничные возможности, однако количество судов, планирующих проплыть по нему, невероятно велико. Бывает, дожидаться своей очереди приходится больше недели. Судно, будь это даже небольшая яхта, не имеет права двигаться по каналу самостоятельно, его тянут специально предназначенные для этого электровозы, которые моряки называют мулами. В настоящее время их конструкция стала более совершенной. Стоимость одного такого электромула, специально разработанного для Панамского канала, составляет 2 миллиона долларов.
Со временем стали возникать трения по поводу канала между властями Панамы и США. И с 2000 года контроль над ним был передан правительству Панамы. Естественно, за прохождение судна по Панамскому каналу берется плата, которая зависит от размеров корабля, его груза, водоизмещения. Сумма может доходить и до 500 тысяч долларов, если это громадный контейнеровоз. За время своей работы Панамский канал способствовал сокращению выбросов углекислого газа на 650 миллионов тонн за счет уменьшения протяженности морских путей.
В 2006 году правительство Панамы выступило с планом расширения и модернизации канала. На референдуме его одобрили 76,3 процента жителей. Государство выделило 5,25 миллиарда долларов. Проект включал строительство двух новых трехступенчатых шлюзовых каскадов — один при входе со стороны Атлантики, а другой — со стороны Тихого океана. Ширина новых шлюзов достигает 55 метров, а глубина — 15,2 метра. Церемония открытия обновленного Панамского канала состоялась 26 июня 2016 года.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о столетнем юбилее окончания Первой мировой войны.
Подготовила Светлана ВИШНЕВСКАЯ, «ФАКТЫ»
640Читайте нас у Facebook