Соблюдая древние каноны, мастера выкладывают мозаики под куполом михайловского златоверхого собора
Добираться к месту «работы» пришлось довольно долго -- все выше, выше по строительным лесам к надалтарной части Михайловского Златоверхого собора. Здесь -- наиболее яркая и насыщенная красками мозаичная часть убранства. Фигуры Евангелистов почти готовы. Миллионы мозаичных строк уже уложены в созданные художниками контуры.
Позолоченные кусочки смальты -- один к одному -- я укладываю дрожащими руками на черный слой мастики, где они через несколько минут навсегда застынут и станут частью сияющего нимба святого. Конечно же, комментарий к происходящему главного заказчика храма, начальника столичного управления охраны памятников истории и культуры Руслана Кухаренко был очень торжественным:
-- Вот, приобщились к вечному, частичка вашей энергии, как и энергии мастеров, навсегда останется в этих мозаиках. Между прочим, вот эти строки (маленький фрагмент главного купола собора с изображением Пантократора и святого воинства) были уложены руками знаменитых боксеров -- братьев Кличко, и не способствовало ли это столь славным их победам?
Руслан Иванович, стоя под куполом собора, с восторгом рассказывает о каждом элементе внутреннего убранства храма и о том, какими трудами он давался. Время от времени мы знакомили читателей, как шло строительство собора. Сегодня же почти завершена и его роспись.
-- Златоверхий собор расписан по всем канонам (но в технике кейм), как в древнерусских храмах: на каждой части -- свой сюжет из Святого писания. Таким образом перед не изучавшими Библию, а в древности -- перед неграмотным людом открывалось все ее содержание, -- продолжает Руслан Кухаренко. -- Мозаика укладывается тем же методом, который использовали наши прадеды. В конце мая 2000 года будет открыта для богослужения и посещений центральная часть собора, а к 7 января 2001 года -- оставшиеся Варваринский и Екатерининский приделы.
-- Смальты уже уложено 300 квадратных метров. Осталось еще столько же, -- говорит руководитель живописных и мозаичных работ Леонид Тоцкий. -- Чтобы не покупать для собора очень дорогую смальту в Италии (а нужно ее было 10 тонн), в Киеве запустили собственное производство на простаивающем заводе художественного стекла. Ему помогают севастопольский и донецкий заводы -- там производится золотая и серебряная смальта. Представляете, сколько людей трудилось над созданием каждой детали храма, начиная от его фундаментов!
-- А резной иконостас, -- говорит Руслан Кухаренко, -- мы заказывали лучшим мастерам Украины, развозили им заготовки по домам. Когда каждый подготовит свой фрагмент, мы их смонтируем. А потом разберем на части и отдадим позолотить. Только после этого они будут окончательно собраны воедино. Почему получается такая божественная красота? Потому что все мастера знают: их работа -- на века.
404Читайте нас в Facebook