Николай Луценко: «Не верьте, когда вам втюхивают долгосрочные прогнозы»
Свою самую главную роль Николай Луценко играет на телевидении. Причем уже 15 лет — без перерыва! «Погода» на ICTV просто немыслима без своего постоянного ведущего — актера Театра юного зрителя Николая Луценко. Правда, с театром его мало что связывает. Несколько лет назад Николай Николаевич ушел из родного ТЮЗа на вольные хлеба. Теперь иногда снимается в кино, клипах, но чаще озвучивает мультфильмы 15-летие своей работы на ICTV Луценко отмечать не собирается. Он признается, что сроднился с каналом. Надо сказать, эта любовь взаимна. Несмотря на многочисленные перемены внутри проекта «Погода», неизменным остается его девиз, когда-то придуманный самим Луценко: «Нехай проблеми та незгоди не роблять вам в життi погоди. Хай вам щастить»
«В детстве выступил с байкой Павла Глазового про прогноз погоды — и с тех пор на всю жизнь во мне засела бацилла творчества»
- Какой зима будет, Николай Николаевич?
- Понятия не имею! Цього нiхто не знаї!
- За столько лет работы вы уже могли научиться разбираться в атмосферных явлениях
— Все это — шарлатанство! Никому не верьте, когда начинают вам втюхивать долгосрочные прогнозы. Все понты, если честно. Сейчас так сложно в этом процессе.
- И не только в этом
— Вот раньше прогнозы честнее были. Поскольку люди не вмешивались в работу природы. А сейчас столько автомобилей, заводов, катаклизмы всякие, катастрофы! Все предусмотреть ну никак невозможно. И не верьте тем, кто говорит, что знает о будущем.
- Если так дальше пойдет, вы, не дай бог, без работы остаться можете.
— Ну у меня совсем другое дело. Прогноз на завтра, послезавт-ра — пожалуйста. Если фронт стоит где-то под Киевом, могу точно сказать, что завтра будут тучи.
- И не надоело вам все про погоду да про погоду?
— Помните, как Сердючка сказала: «А буряки ∙сти не нуднувато?.. » А вам не надоело приставать к людям с вопросами? То-то, работа такая, говорите. Вот и у меня тоже. И вообще, что значит «надоело»? Так и жизнь может надоесть Слава богу, пока я всем доволен.
- Правда, что вы прославились в 10 лет, прочитав юмореску, которая по невероятному совпадению тоже была связана с прогнозом погоды?
— Было такое. Только я не прославился, просто тот случай дал толчок моей последующей жизни. Было в этом что-то символическое, сакральное. Кстати, выступал я в церкви.
- В советское-то время?
— Раньше она была церковью, а в мое время стала простым клубом. На месте алтаря поставили сцену. Тогда мы не воспринимали это как какое-то богохульство. Клуб себе и клуб. При каждом таком заведении в обязательном порядке была художественная самодеятельность. Вот там-то я и выступал. Читал юмореску Павла Глазового про бабу Федору, которая сушить пўр'я и слушает репродуктор с прогнозом погоды.
- Успех имели?
— Не то слово! С тех пор на всю жизнь во мне засела бацилла творчества. Ничего с ней поделать не мог. Одно время даже поступил в техникум общественного питания, но все равно вернулся в искусство. Такая уж это зараза. Раз почувствуешь успех — и на всю жизнь инфицирован! Вот так и живу. Мучаюсь, но несу свою ношу.
«Верю, что все предначертано человеку судьбой»
- Скажу я вам, не самую плохую.
— Это я сразу понял. Хотя первый раз попал в театр достаточно поздно — в 17 лет. Учился на третьем курсе техникума в Киеве. Это был организованный культпоход студентов в Театр юного зрителя на спектакль «Именем революции!». Настоящий кошмар. Но вот вам еще одно совпадение: через десяток лет я пришел в ТЮЗ в качестве актера. Судьба. От нее никуда не уйдешь.
- Верите в такие вещи?
— Конечно. Я знаете кто? Сейчас скажу: эк-зис-тен-ци-а-лист. Очень трудно выговаривать это слово.
- Может, растолкуете?
— Все предначертано судьбой. Но я ни в коей мере не фаталист, боже упаси. Фаталисты слишком пассивные люди. Я же придерживаюсь мнения, что судьба подбрасывает нам возможности, а мы уже используем их или нет — как хотим.
- Как вас занесло-то в техникум общественного питания?
— Что вы хотите? Я человек из села, что можно было еще придумать. Профессия артиста была совсем не понятна. Мамочка была не против техникума. Да она вообще ни на чем не настаивала. Она хотела того же, что и я. Техникум — пожалуйста, артистом — тоже хорошо. Хотя мамочка простая женщина и даже понятия не имела, кто такой артист. Да мы в 60-е годы в селе холодильника не видели. У нас электричество появилось только в 1964 году. Но зато детство у меня замечательное было. Смотрю сейчас на детей асфальта и искренне жалею их. Я вырос в красивейшем месте — селе Качановка Сумской области. У мамы было небольшое хозяйство — куры, поросята. И огромный огород.
- И вы, значит, как хозяин
— Порався на нем. Конечно. Я и сейчас картошку не люблю, потому что она мне ТАК надоела. Пока мама была жива, мое существование проходило под знаком картошки. Весной надо ее посадить, потом окучить, выбрать Кошмар! Поэтому я всегда говорю: «Картошка — не моя еда». Я лучше рис или макароны.
- Да, вы не гурман
— Предпочитаю пищу добротную, хорошую. Уважаю японскую, китайскую и украинскую кухни. Только без излишеств. К тому же и сам люблю готовить.
- Все-таки техникум общественного питания сказался.
— На самом деле я специалист по торгово-техническому оборудованию. После техникума три года проработал на электростанции, потом поступил в Театральный институт. А готовить мне нравится. Ведь артист — кто такой? Пока ты на сцене — работа есть, только сошел — все. Творчество — это что-то эфемерное, не физическое и не материальное. Поэтому хочется сотворить что-то своими руками. Я могу и мебель починить, и плитку положить. Сiльська дитина
«После того как попал в серьезную автокатастрофу, не лихачу. Езжу спокойно»
- Да вы просто подарок!
— Ну, это женские штучки. С вами все ясно.
- Говорят, вы здорово водите машину.
— Нормально вожу. Лихачил, пока не попал в аварию. Теперь езжу спокойно. Скоро восемь лет исполнится, как я очень серьезно разбился на машине. Так что уже не летаю, как пацан. За руль довольно поздно сел — в 47 лет. С тех пор машина — моя любимая игрушка.
- И как зовут вашу нынешнюю «забаву»?
— «Ниссан Кашкай». Небольшой джипик черного цвета. Знаю, что этот автомобиль очень нравится женщинам.
- Вы до сих пор служите в Театре юного зрителя?
— Нет, в нашем романе небольшая пауза. ТЮЗ — театр не простой, там до пенсии дорабатывать не стоит. Одним словом, он специфический, и на этом, пожалуй, остановимся. Сейчас мне достаточно работы на телевидении и радио. К тому же я дублирую много мультиков.
- Мой любимый — «Рататуй» с вашим участием.
— А мне, честно говоря, больше нравится «Панда кун-фу». Он просто очаровательный. Украинский язык, что называется, прилип к нему. Русский дубляж гораздо слабее. У нас мультфильмы вкуснее, что ли, получаются. Вот только закончил работу над мультяшным сериалом «Перекресток в джунглях». Мне доверили Жабу, причем без кастинга.
- Это успех!
— Жаба получилась просто очаровательной (смеется). А вы художественный фильм «Душка» с моим участием смотрели?
- Знаю, что она была номинирована на «Оскар».
— Это фильм голландского режиссера Йоса Стеллинга. А что касается «Оскара» Вы же понимаете, он один, а фильмов много. Будет возможность, посмотрите.
- И все-таки «Оскара» вам пожелаю.
— Если дадут, сопротивляться не буду. И первое интервью дам вам. Договорились? Ну, хай вам щастить
1386Читайте нас в Facebook