Монтсеррат Кабалье: «В 80 лет я попрощаюсь со сценой? Впервые слышу об этом!»
В аэропорт «Борисполь» Монтсеррат Кабалье прибыла рейсом из Вены с опозданием почти на час. 78-летняя звезда появилась в здании терминала, сидя в инвалидном кресле. С каждым годом Монтсеррат все труднее передвигаться, тем не менее она не прекращает гастролировать. Проблемы у певицы появились давно, после того как она попала в автокатастрофу. Тогда Кабалье была закована в гипс, ходила на костылях, но, превозмогая боль, выходила на сцену. В оперном театре Вероны приме пришли на помощь художники по костюмам. Они придумали широкие одежды с необъятными рукавами. Певица могла медленно передвигаться по сцене, и публика ничего даже не подозревала. А в костюмы придворных дам Елизаветы, партию которой исполняла Кабалье, на всякий случай одели медсестер из ортопедической клиники.
Железную силу воли певица продолжает демонстрировать и сейчас. Перед черным «Бентли» Монтсеррат встала из кресла и, опираясь на костыли, подошла к машине. Видно, что шаги даются ей с трудом. Но легендарная испанка, несмотря на усталость, улыбается и шутит. В таком же приподнятом настроении она появилась в гостинице, где ее ждали журналисты. Оставив вещи в номере и даже не передохнув, звезда отправилась на пресс-конференцию. Правда, она могла и не состояться. Увидев зал со множеством ступенек, дива ужаснулась: «Я же не смогу туда спуститься, мне врачи строго запрещают ходить по ступенькам». Более категоричной была администратор певицы: «Ищите другой зал, иначе пресс-конференции не будет!» Благо все обошлось: долгожданная встреча состоялась в тесной и душной комнатке. Даже такие явные промахи организаторов не испортили настроение Монтсеррат Кабалье. Вчера обладательница уникального сопрано дала сольный концерт во Дворце «Украина» и заверила, что несмотря на слухи, уходить со сцены не намерена.
«Могу позволить себе бокал красного вина. Но уже после концерта»
— Я счастлива снова приехать в Киев, — призналась Монтсеррат Кабалье. — Каждый раз, бывая здесь, надеюсь найти время, чтобы поближе познакомиться с городом… Перед концертом мне необходимо отдохнуть и сделать специальную гимнастику для поддержания связок. Это я делаю ежедневно. Каждый раз, выходя на сцену, очень переживаю.
— Неужели все еще волнуетесь?
— Конечно. Даже стоя за кулисами, перед самим выходом. Но как только увижу зрителей в зале, волнение улетучивается. Сейчас больше переживаю за то, чтобы быть в форме. Ведь люди хотят слышать мой голос. Надеюсь, что благодаря мне зрители соприкасаются с настоящей музыкой.
— Говорят, немного алкоголя перед выступлением расслабляет связки.
— Могу позволить себе бокал красного вина. Но уже после концерта. Я вообще малопьющая.
— Правда, что сейчас вы находитесь в прощальном гастрольном туре, который завершится в день вашего 80-летия?
— Впервые слышу об этом! (Смеется.) У меня запланировано пять оперных сезонов. Но я не собираюсь прекращать петь. Даже не могу представить себе это. Пение для меня — не просто работа. Я жить без этого не могу. Если остаюсь дома несколько дней, начинаю грустить, ужасно скучаю по сцене. Хочу видеть глаза зрителей. Сцена — это и есть моя жизнь. Благодарна Богу, что смогла сделать такую карьеру и вместе с тем имею прекрасную семью. У меня двое детей, сын и дочь, которыми горжусь.
— Ваш случай можно назвать уникальным. Как вам это удалось?
— Примером были мои родители, их взаимоотношения. С детства поняла, что в семье важно равенство. У нас было заведено в доме, что никто ни над кем не главенствует. Точно так же мы с мужем растили детей. У каждого ребенка своя индивидуальность, характер, который нужно уважать. С гордостью могу утверждать, что наша семья гармонична. Я всегда старалась сделать так, чтобы мои дети не чувствовали ограничений, не страдали оттого, что их мама знаменитость. Всегда помнила, что, помимо музыки, у меня есть и другие интересы и обязанности. И это прежде всего семья. Надеюсь, своим близким и друзьям я все-таки нужнее, чем искусству.
— Удается отдыхать всей семьей?
— Не помню, когда была в длительном отпуске. Лучший отдых для меня в своем доме в Барселоне. Когда могу закрыть дверь, снять наряды и облачиться в любимый мягкий халат и удобные тапочки. В такие дни с удовольствием смотрю футбол и болею за команду «Барселона». Буквально два таких дня дома — и я снова готова к поездкам и выступлениям. Если гастроли затягиваются, родные приезжают ко мне. Прошу организаторов так спланировать мой график, чтобы оставалось время на родных. И неважно, где я при этом нахожусь. Близкие люди ездили ко мне и в Россию, и в Америку, и в Мексику… Особенно нам нравится вместе бывать в Вене.
«Важнее семьи в жизни человека не может быть ничего»
— Ваша дочь, тоже Монтсеррат, нарушила семейную традицию называть девочек этим именем?
— Мое полное имя Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фолк. С именем Монтсеррат связана легенда. Недалеко от Барселоны есть гора вулканического происхождения в виде горной гряды. Там расположен монастырь, названный именем Богоматери, которую каталонцы называют святой Марией Монтсеррат. Большинство испанцев католики, поэтому маленьких девочек крестят именем святая Мария Монтсеррат. Со временем, когда девочка подрастает, имя укорачивается, и остается только Монтсеррат. «Монте» — это гора, а «серра» — горная цепь.
В Испании девочек принято называть именем матери, а мальчиков — именем отца. Супруг Бернабэ Марти, с которым мы вместе почти 45 лет, прекрасный в прошлом оперный певец. Нашего сына зовут Бернабэ Марти, а дочь Монтсеррат Марти. Мы называем ее Монсита. Я же предпочитаю, когда меня называют просто Монтсеррат. Так зовут и мою племянницу. Если бы еще и внучке дали такое имя, пришлось бы всем присвоить номера (смеется). Внучку назвали Даниелой в честь ее отца Даниеля Фиаделла. Сейчас малышке уже два месяца.
— Сын имеет отношение к музыке?
— Можно сказать, что да, ведь ради него я однажды отменила концерт, на который были проданы все билеты. Сын заболел, и я, все бросив, улетела к моему мальчику в Испанию. К счастью, все обошлось, сын выздоровел. Театр пытался судиться, но они проиграли дело. Видимо, даже судьи понимают, что важнее семьи в жизни человека не может быть ничего. Сейчас сын живет в Нью-Йорке, музыкой не занимается.
— Помимо безграничной любви к своим близким и сцене, у вас еще есть и хобби. Признайтесь, давно держали кисть в руках?
— Это мое давнее увлечение (улыбается). Сначала писала акварелью, потом угольком, а позже перешла на масло. Было так интересно! Даже запах краски нравился. Мне хотелось писать пейзажи и натюрморты. В рисунках всегда почему-то преобладал зеленый цвет. Никогда не устраивала выставок своих работ. Для этого нужно больше заниматься, быть профессионалом. На все не хватает времени, а делать что-то вполсилы я не могу. Иногда в поездки беру с собой альбомы и рисую то, что вижу из окна своего номера в отеле. Не отношусь серьезно к работам. Они наивные. Сейчас все меньше этим занимаюсь, больше фотографирую.
— Еще одним вашим хобби были автомобили.
— Давно уже не садилась за руль. Но мне нравится путешествовать на автомобиле. Марка машины не имеет для меня значения, главное, чтобы было комфортно. В Испании наша семья пользуется джипом. Есть машина и поменьше.
— О чем вы сейчас мечтаете?
— Моя мечта не меняется уже долгие годы. Хочу, чтобы люди были добрее, старались изменить мир к лучшему своими поступками. Когда родились мои дети, я думала, что больше уже желать нечего. А теперь мечтаю о том, чтобы у них все было хорошо, мы чаще собирались вместе. Если соберемся за большим рождественским столом, это и будет воплощением моей маленькой, но очень важной для матери мечты.
1629Читайте нас в Facebook