Леонид Кравчук: «Будучи Президентом, ездил на советских автомобилях, а у моей жены и сына охраны и близко не было»
После провала попытки государственного переворота в Москве (ГКЧП) Верховный Совет УССР под председательством Леонида Кравчука принял 24 августа 1991 года Акт провозглашения независимости Украины, открыв стране путь к созданию суверенного государства. На референдуме 1 декабря 1991 года народ Украины одобрил и подтвердил решение парламента — независимость страны поддержали свыше 90 процентов граждан, принявших участие в голосовании. Одновременно состоялись и первые прямые президентские выборы. Главой государства был избран тогдашний Председатель Верховного Совета УССР Леонид Кравчук, набравший 61,59 процента голосов. А 8 декабря Украина, Белоруссия и Россия подписали в Беловежской пуще соглашение о создании Содружества независимых государств. В документе констатировалось, «что СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».
В 1991 году президент Украины был избран в первом туре голосования
Конечно, не все граждане, поддержавшие независимость страны, были убежденными сторонниками суверенного государства. На фоне межнациональных конфликтов, вспыхнувших в ряде республик в последние годы существования СССР, Украина казалась островком спокойствия и стабильности. Таким образом, желание людей отмежеваться от царившего вокруг хаоса было вполне понятным. К тому же, несмотря на общий экономический спад, уровень жизни в Украине существенно превышал российский. Да и фронтальная пропагандистская атака — дескать, в независимой стране, без «братских» республик-нахлебников, быстро начнется рост экономики и благосостояния граждан — дала свои результаты.
Позитивным итогам референдума способствовала и предвыборная кампания, поскольку все шестеро кандидатов в президенты были сторонниками независимости Украины. Народ отдал предпочтение более опытному и взвешенному политику, сумевшему переступить через коммунистические догмы, — Леониду Кравчуку. Второй тур не понадобился, поскольку уже в первом Леонид Макарович набрал более 50 процентов голосов. Вячеслава Чорновола — главу Львовского облсовета, баллотировавшегося от Народного руха, поддержали 23,27 процента избирателей, а лидера Украинской республиканской партии Левка Лукьяненко — 4,49. Заместитель Председателя Верховного Совета Владимир Гринев набрал 4,17 процента голосов, глава «Народной рады», группы оппозиционных депутатов в парламенте, Игорь Юхновский — 1,74 процента, а руководителя Украинской народной партии Леопольда Табурянского поддержали менее одного процента граждан, пришедших на выборы.
С провозглашением в 1990 году Декларации о государственном суверенитете перед Украиной встала задача выбора формы государственного правления. В июле 1991 года Верховный Совет соответствующим законом ввел в Украине новый для страны институт президентства.
— Мнения по поводу формы государственного правления разошлись кардинальным образом, — вспоминает Леонид Кравчук. — Большинство депутатов, в том числе и коммунисты, выступали за парламентскую республику, а группа, представлявшая Западную Украину, во главе с Вячеславом Чорноволом настаивала на классической президентской форме правления. Кстати, его в этом плане поддерживал и Иван Плющ. Но когда в июне 1991 года президентом России был избран Борис Ельцин, харьковская группа народных депутатов предложила ввести институт президентства и в Украине. Аргументировали тем, что в условиях переходного периода пост главы государства просто необходим, чтобы не потерять динамику, в то время как парламент может упустить время, погрязнув в болоте дебатов. Эта инициатива и была поддержана.
«Первый секретарь ЦК КПУ получал меньше, чем президент Академии наук УССР»
— Леонид Макарович, выиграв президентские выборы, вы получили больше власти?
— Когда я стал главой государства и сравнил свои возможности секретаря, а затем второго секретаря ЦК КПУ с властью Президента, то просто ужаснулся: небо и земля. На посту второго секретаря я только один раз говорил подчиненному, что нужно сделать и к какому сроку. Он даже не спрашивал: «А вдруг не уложусь?» Потому что знал, если спросит, то вместо отведенных на выполнение задания 10 дней может получить только шесть. Я не злоупотреблял такими мерами воздействия на подчиненных, но другие секретари использовали их часто. Если сотрудник не справлялся с поручением, его освобождали от должности. Вот это была власть! Контроль тщательный и постоянный, а дисциплина — жесточайшая. Именно благодаря строгой партийной дисциплине Советский Союз и продержался так долго.
— Неужели подчиненные перестали выполнять поручения президента?
— А при Леониде Кучме разве выполняли? Или сейчас что-то изменилось? Если бы исполнялись указы и законы, которые подписывает Президент, Украина стала бы просто идеальной страной: все шло бы хорошо. Что, у нас нет законов и указов против коррупции? Есть! Но с каждым днем коррупция растет все больше…
В 1991 году я потратил на президентские выборы ровно столько, сколько выделил бюджет. Никто ни копейки не дал мне на предвыборную кампанию. Да я и не просил. Ведь тогда голосовали по другим принципам, была эйфория, романтика! А сейчас, если твоя команда тебя содержит, то могут и заявить: я потратил столько-то миллионов на выборы, отдайте назад или дайте мне заработать! И пошло-поехало… Вот основная причина и коррупции, и зависимости главы государства. Он лишается свободы в принятии решений!
— А какой была зарплата первого Президента?
— Меня до сих пор обвиняют: мол, хотел больше власти, поэтому пошел в президенты и решился на выход Украины из состава СССР. Но власть у меня уже была! Говорят, захотел лучше жить. Да я и до 1991-го жил очень неплохо! Первый секретарь ЦК КПУ Владимир Щербицкий получал 900 рублей, это меньше, чем президент Академии наук УССР Борис Патон (1200 рублей). Зарплата секретаря ЦК составляла 650 рублей в месяц. Льгот особых не было — только на питание и путевку в санаторий со скидкой. Еще можно было шить одежду в ателье «Коммунар», но за собственные деньги. В свое время члены Политбюро обедали все вместе в ЦК. Во главе стола сидел Владимир Щербицкий, а затем сменивший его на посту первого секретаря Владимир Ивашко. Возле каждого прибора лежало меню с ценами. После обеда, будь добр, сам подсчитай и расплатись. Недодал — официантка скажет, если передал — получи сдачу. Понимаете, мы за все платили, ничего бесплатного не было! Еще секретарю ЦК была положена квартира. Семья из трех или четырех человек могла претендовать на трехкомнатную, если пять — на четырехкомнатную квартиру. Мне предоставили трехкомнатную квартиру на Карла Либкнехта (сейчас Шелковичная. — Авт.) площадью 54 квадратных метра.
Сегодня трудно сказать, сколько точно я получал, будучи президентом, поскольку инфляция росла бешеными темпами. Но в перерасчете выходило не больше 700 рублей в месяц. Ездил на советских автомобилях, а у моей жены и детей охраны и близко не было. Сейчас же за счет государства охраняют всех. Телохранители возят в школу детей. Кстати, заторов на дороге я никогда не создавал. Впереди президентской машины шел автомобиль ГАИ, который на перекрестках останавливал движение буквально на минуту. Но перекрывать дорогу, да еще чтобы пять машин следом ехало, — такого никогда не было. А ведь сегодня в кортеж руководителей государства включают даже скорую помощь. В советское время «неотложка» постоянно колесила только за генсеком Константином Черненко.
*На фото: Леонид Кравчук принимает присягу Президента Украины на торжественном заседании Верховной Рады. 5 декабря 1991 года
Ну хорошо, у нас есть Президент, избранный народом. У него должна быть резиденция (и желательно одна, как у президента США), сопровождение, охрана… Но ведь сегодня подобными привилегиями пользуются чуть ли не все министры! Или взять историю с ограждением Верховной Рады. Это яркая демонстрация того, как народные избранники отгородили себя от народа. Я ведь тоже был председателем парламента, неужели я не знал, что творится на его территории? Как надо не уважать людей, чтобы заявить: пришел неизвестно кто и закрыл нас в клетке? Жизнь сегодня совершенно изменилась, поскольку к власти пришли малоопытные, не владеющие достаточной политической культурой и не имеющие должного образования люди, которые думают, что своими высокими постами уже заслужили безмятежную и обеспеченную жизнь.
1700Читайте нас в Facebook