ПОИСК
Интервью

Кинорежиссер Евгений Ташков: «Прототипом майора Вихря был Евгений Березняк, ставший Героем Украины»

6:30 9 июня 2012
Евгений Ташков
Галина ЦЫМБАЛ, специально для «ФАКТОВ»
Ровно 45 лет назад на телеэкраны вышел культовый фильм «Майор Вихрь»

Картине «Майор Вихрь» — одной из самых первых советских лент, снятых для телевидения, исполнилось 45 лет. К сожалению, режиссер фильма Евгений Ташков не так давно ушел из жизни. Незадолго до его смерти «ФАКТЫ» побеседовали с режиссером о «Майоре Вихре», а также других, не менее любимых зрителями картинах мастера — «Приходите завтра», «Адъютант его превосходительства», «Уроки французского». Фильмы Ташкова сразу становились знаменитыми и любимыми зрителями, но их автор всегда оставался в тени.

*Евгений Ташков был очень скромным и непубличным человеком, поэтому его вклад в кинематограф недооценен

— Насколько в «Майоре Вихре» вы опирались на реальные события, происходившие в Кракове в годы войны?

 — «Майор Вихрь» — документальная повесть Юлиана Семенова. Но для меня это была отдельная история, которую я просто взял для создания фильма. Ведь я уже накололся на «Жажде», где надо было всем доказывать, правда или нет то, что происходило в Одессе в годы войны. Кстати, «Майор Вихрь» снимался у вас в Украине — во Львове. Мы даже задействовали местное пожарное депо. На его ступеньках сняли выход из ресторана. И для Вадима Бероева, исполнителя главной роли, съемки в этом городе были ностальгическими, потому что там прошло его детство.

РЕКЛАМА

— Он, кажется, больше ничего и не сыграл?

 — Вадим умер через 2 года и 11 месяцев после выхода фильма. Он хороший актер, но стал пить. Я ему говорил: «Вадим, сопьешься!» Через год Бероев звонит мне: «Ну что, спился?» — «Так всего год прошел!»

РЕКЛАМА

— У его героя майора Вихря даже был прототип.

 — Это Евгений Березняк, он потом стал Героем Украины. Но Березняка и его товарищей по подполью наградили за то, что спасали Краков, уже после выхода нашей картины. Благодаря ей и всплыла эта история. Но это не значит, что в реальности люди были такими, как в фильме, и все происходило именно так.

РЕКЛАМА

— Евгений Иванович, расскажите, как вы попали в кино?

 — Случайно. Актриса Александринского театра Инна Мальзини, пережив ленинградскую блокаду, после войны приехала к нам в деревню. Организовала там драмкружок, и после нескольких лет занятий в нем я услышал от актрисы: «Женя, поверь мне, твой путь в искусство». Я не поверил ей и год проучился в Ростовском железнодорожном институте. Но это было настолько не мое, что убежал оттуда и приехал во ВГИК. Мне повезло, попал на курс Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой, которые когда-то играли на сцене МХАТа вместе со Станиславским.

*Майора Вихря потрясающе сыграл Вадим Бероев, к сожалению, ушедший из жизни менее чем через три года после выхода картины. Кадр из фильма «Майор Вихрь». 1967 год

— Вы актер, играли в нескольких фильмах, но стали режиссером.

 — На вступительных экзаменах во ВГИК меня тоже мучили сомнения, туда ли я иду. На занятиях сразу увлекся режиссурой, начал ставить отрывки для курсовых работ. А на дипломном спектакле Бибиков взял меня ассистентом.

— Там и познакомились со своей первой женой — актрисой Екатериной Савиновой?

 — Она была удивительно талантливым и ни на кого не похожим человеком. Мы, два бедных провинциальных студента, жили очень трудно, но дружно. Катя меня и вдохновила на «Приходите завтра», в основе которого была, собственно, ее жизненная история. К сожалению, Катя умерла, тяжело и долго болела.

— Разве можно было делать кинопостановки без специального режиссерского образования?

 — Меня пригласил в качестве второго режиссера Вася Левин, работавший на Одесской киностудии. А до этого у Михаила Калатозова я был на странной должности режиссера по работе с актерами. Потом все-таки решил поступить на режиссерский факультет и подошел к Сергею Герасимову — мэтру режиссерского образования. Он предложил: «Приходи ко мне сразу на третий курс. Я сейчас запускаюсь с «Тихим Доном», ты снимешь какие-то отрывки и сразу защитишься». Я звоню во ВГИК: «Хочу на третий курс к Герасимову». — «Нет. Только на первый на общих основаниях». Я подумал: «А зачем мне это надо!» А через неделю, представляете, звонят из ВГИКа и предлагают мне на режиссерском курсе вести актерское мастерство… Конечно, я не получил диплом режиссера. Но если раньше было 7-8 фильмов в год, то в 1957-1958 годах уже снимали по 150 фильмов, и режиссеров катастрофически не хватало.

— Съемки первых ваших фильмов были в Украине?

 — Да, на Одесской киностудии. Снял «Страницы былого», «Жажду», «Приходите завтра». Я, кстати, на четвертинку украинец.

— Для картины «Приходите завтра» вы сами актеров выбирали?

 — Конечно. В роли скульптора, у которого остановилась Фрося Бурлакова, я собирался снимать Владимира Дружникова. Но сценарий ему категорически не понравился. Дружников даже не стал пробоваться. Тогда у режиссеров была практика ходить по театрам и смотреть актеров. Посмотрев 39 спектаклей, я пригласил на пробы Анатолия Папанова. Когда на «Мосфильме» мы с Папановым вошли в кабинет Рязанова, Эльдар Александрович, не стесняясь, сказал: «Чего ты его берешь? Он только может играть Кису Воробьянинова». Я ответил: «Думаю, он сможет и другое сыграть».

— Вы не побоялись также пригласить в «Приходите завтра» и своего учителя Бориса Бибикова.

 — До этого он у меня в «Страницах былого» сыграл жандармского генерала, а в «Майоре Вихре» — немецкого генерала Нойбута. Поначалу я действительно побаивался, что Бибиков как педагог будет выпендриваться. Но на съемочной площадке он вел себя идеально. Никаких замечаний. Все выполнял. Борис Бибиков преподал отличный урок работы актера на площадке.

— Также у вас есть замечательный телефильм «Уроки французского». Он о том, чего нам так сегодня не хватает, о человеческой доброте.

 — Первые лет семь-восемь после выхода этой ленты ее показывали по телевидению один раз в год, потом перестали. Мой приятель как-то спросил одного телеруководителя: «Почему вы не показываете «Уроки французского»?» — «У нас на телевидении нет переводчика», — был ответ.

— Как известно, автор рассказа «Уроки французского» Валентин Распутин очень редко давал разрешения на экранизацию своих произведений.

 — Написать киносценарий пригласили самого писателя. Он отказался. Тогда ему предложили писать сценарий вместе с режиссером, то есть со мной. Распутин тоже не захотел. И за сценарий взялся я сам.

— А с исполнительницей главной роли, которая после съемок в фильме стала вашей женой, это первая совместная картина?

 — Да, но у нее до этого были главные роли в фильмах Одесской киностудии «Поединок в тайге», «Сын чемпиона». Тогда Татьяна Васильева снималась под своей фамилией. Уже после нашего фильма Таня стала Ташковой, потому что в кино было достаточно Васильевых. Я очень редко приглашаю нескольких актрис на одну роль. Максимум две. А здесь пробовались сразу четыре. На худсовете я сказал: «Конечно, Лия Ахеджакова попробовалась лучше всех. Евгения Симонова тоже хороша. И Светлана Смирнова ничего. Хуже всех показалась Татьяна Васильева. Я прошу утвердить ее».

— Почему вдруг вы решили взять хуже всех?

 — Она проходила пробы последней и подходила больше, чем другие потому, что у нее из глаз шла первозданная доброта. Мой выбор для худсовета был шоком, но я очень упрямый и все же настоял на своем. Шесть раз я обращался с просьбой утвердить Юрия Соломина в «Адъютанте его превосходительства», и каждый раз мне отказывали. Его и еще несколько актеров в этом фильме я снимал под свою ответственность.

— Юрия Соломина на роль капитана Кольцова вы сразу наметили?

 — Нет. Первоначально планировался Михаил Ножкин. Я ему пообещал, уж больно он подходил на эту роль. И вдруг Ножкин приходит и говорит: «Я решил отказаться». Даже пробоваться не стал.

— Разве от таких ролей отказываются?

 — Его утвердил на какой-то эпизод в фильме «У озера» Сергей Герасимов. Хоть и эпизодическая роль, но ведь предстояло сниматься у самого Герасимова! «Раз так, то нет проблем», — сказал я, а группу попросил: «Ребята, надо искать героя». Кстати, когда вышла лента «У озера», эпизода с Ножкиным там не было. Остался лишь кадр, в котором на буфете стоит фото Миши.

— А сыграл бы он капитана Кольцова, его карьера сложилась бы совсем по-другому.

 — Наверняка. Ну а я стал искать главного героя среди тех актеров, которые уже пробовались. У меня на столе лежало 90 фотографий. Я смотрел, смотрел, но всякий раз возвращался к Юрию Соломину, который уже был утвержден на роль капитана Осипова. Помните, после побега из бандитского плена его убивают в поле. Я подумал: «Надо попробовать Соломина». Юра прошел пробу. «Ни в коем случае!» — закричали киноначальники. Я говорю Соломину: «Юрий Мефодиевич, давайте сделаем еще одну пробу». Сделали вторую. «Да что же это такое? Почему снова он? Нет!» — возмущалось киношное начальство. В общем, мы еще сделали третью, четвертую… Менялась погода, и уходила «натура». «Давайте снимем, а потом будем утверждать», — предложил я. Под мою ответственность начали работать. Но фильм положили на полку из-за «неправильных» врагов. Я не мог выдержать этой несправедливости, ведь понимал, что картина удалась, и пошел в КГБ к Семену Цвигуну. Там организовали закрытый просмотр и сказали: «У КГБ претензий к фильму нет. Выпускайте!»

— Почему вы взяли непрофессиональную актрису на роль возлюбленной главного героя?

 — Татьяна Иваницкая — балерина. У ее героини есть фраза: «Пусть ваша холостяцкая жизнь будет скрашиваться такими вечерами». Я пригласил актрису, которая играла очень профессионально, но это было не то. «Совершенно не подходит, потому что она знает подтекст, тут должна быть совершенно непорочная девица», — решил я. Мы попробовали еще несколько актрис и поняли, что они просто не могут это играть. И тогда пригласили Таню. Ей был 21 год, и она еще не умела целоваться. 

— Судя по вашей фильмографии, вы уважаете творчество Достоевского.

 — Когда-то я очень хотел снять «Идиота», но мне сказали: «Вот вернется из-за границы Тарковский и будет снимать». Я просил: «Да его сейчас нет, еще неизвестно, вернется ли он. Давайте я». Не дали. А у меня уже и сценарий был.

— А «Подросток» по Достоевскому — это заказ или ваш личный выбор?

 — Заказ. Сначала предложили снимать Витаутасу Жалакявичюсу. Он заявил, что фильм будет минимум девятисерийным. Ему отказали. Предложили снять мне.

— И снова возвратились к писателю уже как к человеку, сняв в прошлом году «Три женщины Достоевского».

 — Достоевский очень неоднозначный автор. Вокруг его имени стало появляться много неправды и грязи, и я решил развенчать это. Сценарий «Трех женщин…» был написан 18 лет назад, и за это время многое изменилось. Так, роль одной из жен Достоевского — Марии Исаевой — я писал для своей супруги Татьяны. Но теперь ее возраст этого не позволил, и роль получила другая актриса. И если роль Достоевского предназначалась Андрею Ташкову, которого мы планировали «состарить», то теперь мы его уже «подмолаживали».

— Ваш сын играл не только в «Трех женщинах Достоевского», но и в «Подростке». Стать актером — было его желанием?

 — Когда он закончил десятый класс, я спросил: «Куда хочешь поступать? Физмат? Исторический?» — «Нет». — «Актер?» — «Да». — «Попробуй». Андрей сам выбрал программу для творческого конкурса. У меня не было ни одного замечания.

— Тяжело с ним было в детстве?

 — Я работал в Одессе. Моя первая жена Катя заболела, квартира на домработнице. Потом Кати не стало… Ужасно это все было. Андрей получил от матери удивительную доброту. У него давно своя жизнь. Мы общаемся, созваниваемся. У нас с Татьяной тоже родился сын. Алексею сейчас 28 лет. Он рос, когда у нас с женой начались трудности с профессией. Алеша вначале поступил в Школу-студию МХАТ на художника. Не пошло. Увлекся психологией. Но в результате все равно пришел к нашему делу. Только какими-то окольными путями. Одно время я с ним специально занимался режиссурой. Сейчас Алексей работает режиссером на Первом канале, снимает проект «Понять, простить». На «Трех женщинах Достоевского» он уже был моим сорежиссером.

2999

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров