Аурика Ротару: «Для нас с сестрой Соней в преферанс поиграть — первое дело. И при этом обязательно семечки грызть!»
По традиции народная артистка Советского Cоюза София Ротару отмечает день рождения у себя на даче под Ялтой, где встречает гостей и принимает поздравления. Однако в нынешнем году певица решила отказаться от пышного празднования и укатила за кордон. Выбор пал на Италию. Для своей многочисленной семьи София Михайловна арендовала под Флоренцией роскошный особняк с десятью спальнями и просторной гостиной. На огромной территории разбит прекрасный сад, а поскольку вилла примыкает к лесу, то прямо по аллеям разгуливают косули и лани, бегают зайцы.
Вместо пафосного гулянья получился тихий семейный праздник. Поздравить виновницу торжества приехали ее сестры Аурика и Лидия, братья Анатолий и Евгений, а также самые близкие друзья — модельер Лилия Пустовит и футболист Александр Шовковский. Как всегда, рядом с Ротару были сын Руслан с невесткой Светланой и внуки Толик и Сонечка.
* «Мы всегда знали, что Соня будет певицей», — утверждает Аурика (на фото — с сестрой Софией)
Седьмого августа с самого утра именинница принимала поздравления. Пришли телеграммы с теплыми пожеланиями от президентов Виктора Януковича и Владимира Путина, а ближе к обеду позвонил Леонид Кучма. Не забыли Ротару и коллеги по сцене: Филипп Киркоров, Валерия, Николай Басков.
Праздничные столы накрыли в шатрах у бассейна. Среди многочисленных холодных закусок — пармская ветчина прошутто, итальянские сыры: пармезан, моцарелла, горганзола с фруктами. На горячее — мясо, приготовленное на гриле. Из напитков — молодое молдавское вино, привезенное братьями, и местное итальянское. «ФАКТЫ» сердечно поздравляют народную любимицу с юбилеем и, поскольку сама София Михайловна не дает интервью, накануне праздника встретились с ее сестрой Аурикой.
«Ротару — наша настоящая фамилия, в переводе — колесник»
— Аурика, подарок для сестры уже приготовили?
— Приготовила, хотя, признаюсь, дарить что-то человеку, у которого есть практически все, сложно. На прошлый юбилей мы привозили в Ялту молдавский коллектив «Флуераш» — со скрипками, цимбалами. Для Сони это был большой сюрприз. В нынешнем году решили с братьями и сестрами презентовать Сонечке украшение. Хочется, чтобы подарок ей понравился, чтобы она носила его с удовольствием и он радовал ее.
— Вам, наверное, часто делают комплимент, говорят, что у вас очень красивое имя.
— Мое полное имя Аурэлия. По-молдавски аур — золото, а Аурика — золотая или золотце. Это, кстати, очень распространенное молдавское и румынское имя. Только со мной в классе училось четыре Аурики, одна из которых стала женой моего брата Толи.
— Слышал, что София Михайловна не любит, когда ее называют Софой.
— Да нет, это ерунда. Я ее так называю, и в телефоне она у меня записана как Софа, и она нормально реагирует.
— С именами разобрались, перейдем к фамилии. Ходят легенды, что ваша настоящая фамилия Ротарь.
— Наши родители родились на румынской территории, которую присоединили к Украине только после Великой Отечественной. У папы была румынская фамилия — Ротару. Но он рассказывал, что после войны его вызвали в военкомат и посоветовали поменять фамилию, чтобы не было румынского окончания. Вот и придумали русский вариант Ротарь. А потом время прошло, и мы вернули прежнюю фамилию. В две тысячи каком-то году я снова стала Ротару, Соня сделала это еще раньше. Так что наша настоящая фамилия — Ротару, в переводе — колесник.
— Еще одна легенда гласит, что как-то из-за обряда на старый Новый год у семьи начались проблемы с властями.
— Наш брат Толя пришел из армии и во дворе нарядил красивую елку. А так как с техникой он очень дружил, вечно что-то придумывал, то сделал елку, которая мигала лампочками и при этом крутилась. Так вот, мы включили эту елку еще и на старый Новый год. В ту же ночь пришли и забрали папу. Его сразу же исключили из партии, Толю — из комсомола и университета. Какой-то идиотизм! Кстати, сколько себя помню в детстве, мы никогда не праздновали Новый год 31 декабря, только с 13 на 14 января. Короче говоря, после этого инцидента Соне посоветовали уехать из Черновцов. Тогда она как раз была на гастролях по Крыму, где ей и предложили перевестись в Крымскую филармонию и переехать в Ялту.
— Значит, очередная легенда о том, что у Ротару туберкулез и врачи посоветовали ей климат помягче, — ерунда?
— Конечно, хотя многие обсуждали эту тему. Кстати, папу потом снова вызывали, предлагали восстановиться в партии, но он отказался.
— А в КГБ Софию Михайловну не вербовали?
— Нет, ее все время пытались склонить, чтобы она в партию вступила. Но Соня отказывалась, говорила: «Я считаю, что недостойна быть членом КПСС». Ни она, ни ее муж Толя Евдокименко так и не вступили в партию.
«Самая незабываемая игра детства — это ночные прятки»
— Аурика, в детстве ваша семья жила достаточно скромно?
— Скромно — это мягко сказано. Мы жили бедно, детей в семье было шестеро: четыре сестры и два брата. У нас было большое хозяйство, за которым нужно следить, и около гектара земли, которую надо обрабатывать. Наш папа Михаил Федорович был бригадиром полеводческой бригады. Он с утра до вечера работал, а мы с мамой Александрой Ивановной — дома на хозяйстве. У каждого из нас были свои обязанности. Мама перед школой поднимала нас чуть раньше, и мы сперва все делали по дому, завтракали и только потом шли на учебу. А после школы — огород полоть. Все, что выращивали, мама возила в Черновцы на рынок и продавала. Кстати, мы с Соней никогда не торгуемся на рынке, поскольку знаем, сколько вложено труда в эти овощи и фрукты.
— А на игры времени хватало?
— Самое незабываемое — это ночные прятки. Когда родители укладывали нас спать, мы сбегали из дому через окошко. Делились на две команды — одна пряталась по всему селу, а вторая искала. Причем территория была огромная: огороды, чердаки, сараи. Один раз пришли домой, а на табуретке... сидит папа с ремнем. (Смеется.) Получили по первое число. Вообще-то родители нас очень любили, но воспитывали в строгости. В углу всегда стояла дежурная ветка лозы. Сколько же нервов надо было иметь нашей маме, чтобы всех нас выдержать. Ведь каждый ребенок со своим характером, бывало, и дрались.
— И девочки тоже?
— А как же! Кстати, Соня с детства была боевой, что вы хотите — Львица ведь по гороскопу. И только старшая сестра Зина была у нас святой. Она как вторая мама, что сказала — мы выполняли беспрекословно. В четыре года Зина переболела тифом и из-за атрофии зрительного нерва ослепла. Поэтому целый день сидела, слушала радио, у нее абсолютный слух, а когда мы приходили из школы, она разучивала с нами новые песни, проверяла уроки. Позже отец отвез Зину в Кишинев, она окончила школу Общества слепых, вышла замуж. Сейчас у сестры много друзей, и она живет полноценной жизнью.
— Помните, когда Соня привела своего будущего мужа познакомить с родными?
— Конечно. Толик был красивый, высокий. Он приезжал к нам домой из Черновцов. Потом сыграли свадьбу — большую, человек на 500. Во дворе сделали шатер, под которым накрыли столы, собрались соседи, родственники. Было весело.
— Родители верили, что Соня далеко пойдет?
— Папа всегда говорил, что Соня будет певицей. Он сам очень хорошо пел и обожал это дело. Мама тоже слыла певуньей, но отец просто бредил музыкой, в армии запевалой был.
Когда Соню пригласили учиться в музыкальное училище, мы поняли, что карьера у нее удастся. А потом, когда она поехала в Болгарию и заняла первое место на фестивале молодежи и студентов, то исчезли последние сомнения. Мы все очень гордились ею, собирали вырезки из газет с заголовками «Наша София в Софии».
— Из-за границы сестра подарки привозила?
— Она вообще никогда не приезжала с пустыми руками, постоянно всех баловала. В основном привозила обувь и одежду. У Сони чутье, она всегда точно угадывает с размерами. Помню, как привезла мне потрясающие черные сапоги на танкетке и красные плетеные босоножки. Я самая модная была в школе.
— Вы ведь с сестрой одно время были соседками?
— Недавно Соня построила новый дом под Киевом и переехала туда с детьми. Я тоже, кстати, скоро собираюсь переехать за город. Хочу жить не в квартире, а на земле. Пять лет, как строю по Бориспольской трассе дом. Надеюсь до Нового года закончить. А некоторое время мы с сестрой жили в одном подъезде в доме на Малоподвальной, что в самом центре Киева. У нее квартира была на втором этаже, у меня прямо над ней. Раньше каждый вечер собирались в преферанс поиграть. Для нас карты — первое дело. И семечки! Братья об этом знают и когда едут из деревни к нам в гости, то обязательно везут семечки тыквы или подсолнуха.
— А говорят, они для связок вредны.
— Более того, у артистов есть примета, что, когда едешь на концерт, категорически нельзя грызть семечки — иначе сборов не будет.
«Когда мы собираемся в село к родным, Соня шутит: «Как приедешь туда, так сразу же плюс пять килограммов!»
— О кулинарных талантах Софии Ротару ходят легенды.
— Это нас мама научила готовить. Какие котлеты вкусные Соня жарит, перчики фарширует, борщи потрясающие делает, курицу в сметане, мамалыгу, которую все обожают! Дома у нас мамалыгу всегда варил папа. Это было его коронное блюдо.
— Сейчас у сестры в гостях часто бываете?
— Вот буквально на днях собирались на шашлыки. Во дворе у Сони есть прекрасная беседка и барбекю. А в доме — замечательный бассейн: Соня любит поплавать. Мы уже три года подряд в январе ездим на Мальдивы. Там, конечно, рай. Встаем в шесть утра и идем гулять по берегу, собираем ракушки. Никого вокруг, тишина, потрясающий океан с бирюзовой водой. А еще нам дают электромобиль, и мы на нем катаемся по всему острову.
— Кто за рулем?
— Я. После того как Соня однажды в Крыму села за руль и чуть не въехала в трактор, она заявила: «Все, больше не хочу». А я обожаю водить. Мы часто садимся вдвоем в машину и едем в село, к родным. Соня по поводу этих поездок шутит: «Как приедешь, так сразу же плюс пять килограммов!» (Смеется.) Сестра Лида постоянно приглашает — у нее в Черновцах свой ресторан. И все вкусное, домашнее. Да и братья с невестками в родных Маршинцах всегда стараются, столы накрывают...
— Это правда, что между собой вы на молдавском разговариваете?
— Дома обычно говорим на русском, но стоит кому-то сказать слово на молдавском, и мы автоматически переходим на этот язык. Наши родители ведь не говорили на русском. Папа — совсем немножко, а мама вообще не понимала и очень обижалась, когда при ней общались на русском. Мы окончили молдавскую школу, где русский язык преподавали как иностранный. Украинский не преподавали вообще.
— Языковой вопрос сейчас актуален как никогда. Кто-то может позлорадствовать, мол, народная артистка Украины на украинском не разговаривает.
— Соня очень красиво поет на украинском, но действительно не разговаривает. Хотя она все прекрасно понимает и даже может несколько фраз сказать. Но я лично считаю, что нечего коверкать язык.
— У Софии Михайловны миллионная армия поклонников. А неадекватные встречаются?
— Была одна — Галя Стародубова из Тулы. Она очень долго доставала и меня, и Соню, и концертного директора. Все время звонила, угрожала. Могла мне позвонить в три часа ночи. То начинала ругаться матом, то заявляла: «Мы украдем внука или внучку Сонину». Такой бред несла! Я даже поменяла домашний номер телефона. Последней каплей стало, когда она позвонила и сказала, что заминировала Кремль, где у Сони был концерт. Тогда ее и забрали в ФСБ, признали вменяемой и дали срок. К счастью, такие случаи исключение. Большинство Сониных фанатов добрые, прекрасные, очаровательные люди. И она их обожает!
3874Читайте нас в Facebook