Бисер Киров: «Шляпы несколько раз спасали мне жизнь, поскольку имеют свойство смягчать удар»
Бисера Кирова называли самым известным болгарином в СССР, а артист до сих пор считает себя «Болгарии русским певцом». Уже давно нет Советского Союза, да и самый известный болгарин нынче другой — Филипп Киркоров. Но песни Бисера Кирова «Дождь», «Мне мама тихо говорила», «Алеша» до сих пор на слуху, хотя и не звучат, как прежде, в эфире радиостанций и телеканалов. Певец по-прежнему бодр и полон сил, несмотря на то, что отметил
«Попасть к Ванге для меня было не проблемой, но я очень боюсь заглядывать в будущее»
— Бисер, какая мудрость открылась в вашем возрасте?
— Я понял, что у каждого из нас есть судьба, которую невозможно ни обойти, ни объехать. Например, я дважды попадал в страшные катастрофы, каждой из которых хватило бы для того, чтобы умереть. Но я выжил. В первый раз это была автомобильная авария на Кубе, после которой я почти два месяца лежал в реанимации. Местное радио тогда даже сделало обо мне передачу «Воспоминания о Бисере Кирове». Им сообщили, что я умер. Но я выкарабкался, правда, с тех пор время от времени случается, что теряю память.
Во второй раз загорелся самолет, на котором я летел. Много думал о том, почему так получилось. Ведь запросто мог погибнуть, но почему-то этого не произошло. Значит, у каждого есть в жизни своя задача, и пока мы ее не выполним, нас никто не отпустит.
— Вам не предсказывали судьбу?
— Я очень боюсь заглядывать в будущее, поэтому никогда никого не просил рассказать о том, что со мной будет дальше. Хотя возможность такая представлялась неоднократно. Я знаком с Павлом Глобой и его бывшей женой Тамарой, да и попасть к Ванге мне как болгарину было несложно. Но я всегда отказывался. Как жить человеку, который знает, что с ним должно случиться нечто плохое, но не может этого предотвратить? Так и до депрессии недалеко.
Лишь однажды на гастролях какая-то женщина вызвалась погадать мне по руке, и я до сих пор об этом жалею. Она сказала, что в нашей семье скоро кто-то должен умереть. Через несколько месяцев умер отец моей жены. С той поры предсказания для меня — запретная тема. Да и грех узнавать свое будущее, это я вам говорю как верующий человек и сын пастора адвентистов седьмого дня.
— Вы были да и остаетесь самым известным болгарским певцом на всем постсоветском пространстве.
— Известным в Советском Союзе я стал после того, как теперь уже в далеком 1967 году получил третью премию на конкурсе «Красная гвоздика», проходившем в Сочи. Все тогда было другое: и время, и песни, к которым писали не бессмысленные тексты, а настоящие стихи. Да и пели мы «вживую», без фанеры. Сегодня такое даже трудно себе представить.
После этого я объездил с гастролями Азию и Африку, Европу, США, давал концерты на Кубе. Шесть лет подряд пел в знаменитом берлинском концертном зале «Фридрихштадтпаласт» — выступал на одной сцене с Жаком Брелем, Роем Обрисоном, Роем Кларком. Я дружил с легендами советской эстрады Владимиром Ивасюком, Владимиром Мулявиным, Юрием Богатиковым. Поддерживаю хорошие отношения с Иосифом Кобзоном, Софией Ротару, Львом Лещенко, Владимиром Винокуром.
«Думаю, Дин Рид сознательно сделал все для того, чтобы умереть»
— Вы ведь дружили еще с одним другом Советского Союза — американским певцом Дином Ридом?
— Это был удивительный человек — верный, преданный, надежный. Кстати, именно он подарил мне первую в моей жизни шляпу. Просто снял свой головной убор и сказал: «Это тебе — на удачу!» Сам-то он, как настоящий ковбой, умел носить шляпу так, будто в ней родился. Я примерил, мне понравилось и я, как говорят сейчас, изменил имидж — стал надевать шляпу. До этого был хиппи с длинными волосами и головных уборов не признавал вообще. Не поверите, шляпы несколько раз спасали мне жизнь. Несмотря на то, что сделаны из мягкого материала, они имеют свойство смягчать удар.
— Шляпу — подарок Рида — вы, наверное, храните как дорогую реликвию?
— Увы, она не сохранилась. Я отдал ее Алле Пугачевой, когда она решила организовать в Москве музей рок-н-ролла.
— Дина Рида очень любили в СССР.
— Он был популярен во всех странах социалистического лагеря. Но не стоит путать искреннюю любовь простых людей и отношения с власть имущими, а они у Дина не сложились. Рид не был коммунистом, как часто можно прочитать в посвященных ему статьях. Он был, скорее, мечтателем и идеалистом, который, как ребенок, верил в том, что добро на земле может победить зло. Добром для него был советский социализм, а в перспективе коммунизм, а злом — американский империализм.
Чтобы оказаться поближе к своему идеалу, он уехал из Соединенных Штатов в Восточную Европу. Конечно, решился на это не сам по себе, были люди, которые что-то ему обещали. Однако по какой-то причине они не сдержали своих слов. Когда Рид это понял, было уже поздно. Так, он должен был снимать свой фильм на Рижской киностудии, но процесс затягивали и затягивали, а потом и вовсе отказали Риду. А Дин уже заказал сценарий, обнадежил актеров. Пришлось ему всем платить из своего кармана, из-за чего он влез в большие долги, а возвращать их было нечем. Он почувствовал себя обманутым и, как мне кажется, сознательно сделал все для того, чтобы умереть.
— Так вы считаете, что его гибель на озере неподалеку от Берлина была самоубийством?
— Трудно сказать, меня ведь рядом с ним тогда не было. Но то, что он очень устал и разочаровался в жизни, могу утверждать абсолютно точно. После его смерти прошло много лет, но, наверное, не было дня, чтобы я не вспоминал о своем друге и не ломал голову над тем, почему же так произошло. Я не верю, что это был просто несчастный случай. Дин ведь незадолго до этого уже пытался уйти из жизни, вскрыв себе вены. Тогда его спасли, а факт попытки самоубийства скрыли. Когда он утонул, тело быстро кремировали, не проведя положенной в таких случаях криминалистической экспертизы. Наводит на подозрения, правда?
— А в личных отношениях у него все было в порядке — в последние годы жизни он буквально разрывался между женой и любовницей?
— Женой Дина была немецкая киноактриса Рената Блюм — дочь директора знаменитой студии «Дефа». Казалось бы, с таким тестем ему все должно было даваться легко и просто, но это не так. Дин никогда не позволил бы себе жить за счет жены и ее семьи, не такой это был человек. Он работал как каторжный, чтобы покупать Ренате вещи, к которым она привыкла. На заработанные деньги приобрел роскошный дом в пригороде Берлина.
Что же касается эстонской актрисы Эвы Киви, роман с которой приписывают Дину журналисты, то я об этом ничего не знаю. Не думаю, что речь идет о любовном треугольнике. Женщине (так уж она устроена) всегда хочется верить, что сыграла особенную роль в жизни мужчины, даже если на самом деле это не совсем так.
«В Болгарии у нашей семьи естьполя, леса, два дома»
— Сейчас вы, по сути дела, живете на две страны. Проводите много времени не только в Болгарии, но и в России.
— В Москве снимаю квартиру в болгарском посольстве, из окон которой открывается замечательный вид на Поклонную гору. В Болгарии у моей семьи есть недвижимость: поля, леса и два дома — один в Софии, другой в горах, возле деревушки Чокманово. Дому уже более двух сотен лет, он принадлежал моему деду — герою Порт-Артура. За всем этим, как вы понимаете, нужно приглядывать.
— Вы обеспеченный человек?
— К сожалению, несмотря на все концерты и гастроли, я за всю свою жизнь столько не заработал. Дело в том, что я происхожу из старинного боярского рода и в результате реституции (восстановление прежнего имущественного положения. — Авт.) нам вернули все то, чем владела наша семья ранее. Но главное даже не это, а то, что у меня есть дом не в материальном, а в моральном смысле слова — место на Земле, где меня любят и ждут, куда бы я ни уезжал. У нас с женой двое прекрасных детей — сын и дочь, они живут в Германии. Вообще, мой брак — это самое важное, прочное и стабильное, что есть у меня в жизни. Мы с супругой, как и все, ссорились, но глубоких и серьезных разочарований я в семейной жизни не испытал. И благодарен за это своей жене.
— Значит, вы знаете, в чем секрет счастливой семейной жизни?
— Женщина, если она хочет быть счастливой, должна сделать так, чтобы мужчина почувствовал себя нужным, уважаемым, любимым. Именно в этом, а не в должностях, чинах, деньгах, кроется и настоящее мужское счастье. Для такой женщины мужчина совершит все возможное и невозможное. К сожалению, сейчас представительницы слабого пола забыли об этой хитрости и все чаще берут на себя мужские обязанности, а это неправильно. Пользуясь случаем, хочется сказать всем женщинам: дайте мужчинам возможность быть мужчинами, и они сделают вас по-настоящему счастливыми.
1869Читайте нас в Facebook