Виктор Черномырдин: «Человеку временами только кажется, что он жизнь выбирает. Чаще — жизнь его выбирает»
Виктор Степанович Черномырдин, шесть лет возглавлявший правительство России, а затем восемь лет работавший на посту Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в Украине, умер на
«Никогда вполсилы не умел и не умею до сих пор. Делаешь — делай. Не умеешь, не тянешь, не получается — отойди»
Год назад в Черном Отроге (Оренбургская область), на родине патриарха российской политики, заложили первый камень в фундамент образовательного центра имени Виктора Черномырдина, который планируют открыть к его
Несколько лет назад, готовя публикацию к семидесятилетию Виктора Степановича, «ФАКТЫ» побывали в российском посольстве в Киеве и поинтересовались у господина посла, ощущает ли он свой возраст?
— Нет! Абсолютно! Даже представить себе не могу. Просто сама цифра пугает... А так кажется, что мне лет тридцать пять. Ну сорок. Это вы можете заметить мои годы, а я не ощущаю возраст. Ни в работе, ни в чем.
— Вы что-то не успели сделать?
— Не то что не успел. Просто хочется сделать еще больше.
— Мемуары писать не собираетесь?
— Да что-то не тянет. Но материала очень много. Может быть, когда- нибудь что-нибудь придется сделать... Ну спрашивают — рассказываю. Вот вы же спрашиваете, а я что-то вспоминаю. А так, чтобы сидеть, да еще и придумывать! Вспомнится чуть-чуть, а напридумается, наворочается...
Но мемуары Виктор Степанович все же написал. Год назад, к годовщине смерти, в московском издательстве вышли воспоминания Виктора Черномырдина «Время выбрало нас». На презентации в президентском фонде Леонида Кучмы «Украина» бывший помощник Черномырдина Евгений Белоглазов, работавший над мемуарами вместе с заместителем главного редактора журнала «Радуга» Петром Катериничевым, рассказал, что «Время выбрало нас» — первая книга из задуманной политиком трилогии и единственная, которую он успел вычитать.
Характер Черномырдина точнее всего определяет его фраза: «Никогда вполсилы не умел и не умею до сих пор. Делаешь — делай, не умеешь, не тянешь, не получается — отойди». В мемуарах Виктор Степанович писал, что он, собственно, никогда не стремился стать каким-то большим начальником, а руководствовался желанием во что бы то ни стало сделать работу лучше. «Всю жизнь старался быть первым... Еще учась в школе, занимаясь спортом, больше тянулся к старшим. И тогда же запали в душу слова отца моего: лучше быть последним среди первых, чем первым среди последних, тогда результат будет обязательно. Это стало моим образом жизни... Человеку временами только кажется, что он жизнь выбирает. Чаще — жизнь его выбирает, испытывает в деле. Почему так? Нам неведомо. Бог знает. А для себя я знаю точно одно: везде трудиться надо самоотверженно, на совесть», — написал о себе Виктор Черномырдин.
«Без семьи любой человек — сирота, как без Родины»
Виктор Степанович всегда с особенной теплотой говорил о семье: и о супруге Валентине, вместе с которой прожил полвека, и о теще Анне Алексеевне, которую называл мамой. Он был уверен, что ничего не смог бы добиться без надежного тыла: «Правильно говорят, что дурная жена всю жизнь переломать может, а добрая — твое и детям счастье. Мужчину — настоящего, с характером, — его мало любить, его порой еще и терпеть нужно. С Валей мы прожили почти полвека, и благодарен я ей за все: за поддержку, самоотверженность, нежность, любовь, понимание... Без семьи любой человек — сирота, как без Родины». Собственно, и свою книгу «Время выбрало нас» Виктор Степанович посвятил супруге, ушедшей из жизни 12 марта 2010 года.
*Виктор Черномырдин: «С Валей мы прожили почти полвека, и благодарен я ей за все: за поддержку, самоотверженность, нежность, любовь, понимание...»
В одном из интервью «Комсомольской правде» Виктор Черномырдин рассказал, что Валентина Федоровна всегда знала, когда у мужа какие-то неприятности по работе и ему крайне необходима поддержка: «Настроение чувствует. Вот когда меня в былые времена „чесали“ в Думе, по телевизору видела. Поэтому делала все, чтобы как-то сгладить, успокоить, отвлечь от тяжелых мыслей. Она дома все условия создавала для отдыха и покоя. Дети всегда ухоженные, никогда не создавали проблем — это ее воспитание. Результаты — если только ты не ненормальный — от благополучия в семье зависят. Жить в такой атмосфере, когда тебя пилят или тобой командуют, — невозможно. У нас этого никогда не было».
...Виктор Степанович познакомился с будущей супругой на вечеринке, которую устроил его заводской друг. «На Валю я сразу внимание обратил — она всем распоряжалась, все готовила, да и девушка была видная. И, чувствовалось, с характером. Так получилось, за столом рядом сели. Поговорили, посмеялись, песни попели... А пела она замечательно, душу трогало. До дома проводил... ну и — все. Потом мы с Валей не то что встречаться часто стали — поняли, что жить друг без друга не можем», — вспоминал Виктор Черномырдин.
Впрочем, сама Валентина Федоровна говорила, что смолоду петь стеснялась, хотя голос у нее хороший. Будучи хозяйкой в доме, она больше занималась семьей, чем собой. Но когда дети и внуки подросли и появилось свободное время, супруга политика нашла время для себя: похудела, научилась танцевать, водить машину и стала... петь. Да не просто в кругу семьи, а и со сцены. О ее увлечении вокалом муж узнал, пожалуй, одним из последних. Виктор Степанович вспоминал, как на творческом вечере Нелли Лошак, солистки хора имени Пятницкого, Валентина Федоровна, исполняя песню «Гармонист», заменила имя Ванюшечка на Витюшечку, чем растрогала супруга. А еще она записала 14 песен вместе с ансамблем Виталия Нестеренко «Уголок России» и выпустила небольшим тиражом диск, на обложке которого было написано: «Песни для мужа, детей и внуков».
1102Читайте нас в Facebook