Валентин Дикуль: «Я поднял на ноги более четырех тысяч пациентов, которые, по словам медиков, никогда бы не смогли ходить!»
Валентина Дикуля называют человеком-легендой. Один за другим судьба наносила ему жестокие удары. В три года мальчик остался круглым сиротой — отец погиб при исполнении служебных обязанностей. Через несколько месяцев умерла и мать. Валентин Иванович оказался в детдоме.
В подростковом возрасте отдушиной для паренька стал цирк-шапито. Здесь он проводил свободное время, помогал артистам, а вскоре начал выступать как воздушный гимнаст. Но неожиданно произошла трагедия: перекладина, на которой крепилась страховка, лопнула. И юный артист, упав с тринадцатиметровой высоты, поломал позвоночник.
Врачи вынесли приговор: всю жизнь Валентин Дикуль проведет в инвалидной коляске. Однако сам он не хотел в это верить и начал тренироваться. А спустя пять лет сделал первые шаги без палочки. Более того, смог вернуться в цирк, став силовым жонглером. И то, что Дикуль вытворял на арене, казалось невероятным: к примеру, на спине удерживал автомобиль «Волга».
Однако главным делом жизни Валентина Дикуля стала разработка методик, поднимающих людей с инвалидного кресла.
«И маленький подарок может быть человеку очень дорог, если сделан от чистого сердца»
О невероятных случаях исцеления Валентин Иванович рассказал «ФАКТАМ» накануне
— Валентин Иванович, от всей души с юбилеем вас!
— Спасибо. Очень значимая для меня дата. С инвалидных колясок я поднял на ноги более четырех тысяч пациентов — людей, которые, по словам медиков, никогда бы не смогли ходить! Этот праздник для меня не менее важен, чем день рождения, который люблю отмечать в кругу семьи — с женой Жанной, сыном Валюшкой, которому сейчас четыре года, старшей дочкой Анечкой и внучкой — тоже Валюшей.
В моем детстве, которое прошло в детдоме, праздников было мало. Дни рождения, например, не отмечали никогда. А с одним из новогодних утренников связаны очень тяжелые воспоминания. Я тогда учился во втором или третьем классе. Нам, детишкам, пообещали: кто придумает самый лучший маскарадный костюм, получит приз — большую порцию торта. Я же решил всех удивить, одевшись девочкой. Незадолго до праздника стащил у воспитательницы платье и туфли. Все это искали, но я спрятал надежно, поэтому не нашли. А чтобы на празднике платье не узнали, тушью и чернилами нарисовал на нем цветочки, решив: потом отстираю и повешу назад.
Белые лакированные туфли тоже хотел покрасить. Но ничего не получалось, чернила не держались, поэтому рисунок я нацарапал гвоздем. Оделся, вошел в зал, и тут меня взяли «под белы ручки».
Завели в комнату, избили, и в результате семь месяцев я провел в больнице в тяжелом состоянии. Была страшнейшая черепно-мозговая травма, много чего переломали, бросая об батарею, об стенку... Врачи еле спасли тогда. Такой вот получил «подарок». Воспитатели в то время так нас воспитывали.
— Но были ведь и подарки судьбы. Например, квартира от Брежнева...
— Леонид Ильич подарил мне квартиру с московской регистрацией, хотя я его не лечил. А вообще и маленький подарок может быть человеку очень дорог, если сделан от чистого сердца. Вот сейчас для меня самый лучший, знаете, какой? Тот, который сам себе готовлю. Скоро несколько моих пациентов должны сделать первые шаги — вижу по их динамике. А они о том, что встанут и пойдут, сами еще не знают. Когда человек делает эти первые четыре-пять шагов, признаюсь, я плачу.
— В прошлый раз вы рассказывали мне, как за неделю помогли встать на ноги японскому художнику, который 32 года был прикован к инвалидной коляске. А какие чудеса исцеления случались в последнее время?
— Чудеса творю не я, а сам больной. Моя задача — привить пациенту желание трудиться, работать над собой. Важно, чтобы он не опустил руки и не поддался мысли, что ходить никогда не будет.
— Как в свое время вы не поверили тому, что вам предрекали врачи?
— Они не предрекали. Было заявлено однозначно, что в моей жизни коляска навсегда, не встану на ноги никогда. Не поверил. И спустя два года и восемь месяцев сделал первые шаги. Правда, нужно отметить: я ведь не просто лежал все это время, а много над собой работал. Спустя пять лет отставил в сторону палку и костыли. А потом и в цирк вернулся. Всего на восстановление у меня ушло семь лет.
Иногда меня спрашивают: если бы мог прожить жизнь заново, что-то изменил бы? Я отвечаю, что во многом хотел бы прожить ее так же и стать тем, кем стал, помогать людям. Правда, жаль тех семи лет. Возможно, за это время еще бы больше сделал.
— Валентин Иванович, было когда-нибудь чувство, что вы пришли на эту землю с каким-то особым предназначением?
— Нет. Возможно, если бы в юности со мной не произошло несчастья, занимался бы чем-то другим. Но верю в судьбу, в то, что каждому из нас что-то предначертано. Мы ведомы. Каждому на Земле отведен определенный срок. Однако то, как проживет человек свою жизнь, во многом зависит и от него самого. В частности, это касается нашего здоровья. О нем необходимо заботиться с молодых лет. И еще — нужно уметь радоваться жизни.
— Как собираетесь провести отпуск?
— Знаете, я уже двадцать седьмой год работаю без отпуска.
— Жена не возражает?
— Ну а как она может возразить? Я же не брошу больных. Вот вчера, к примеру, вернулся домой без четверти двенадцать ночи, а без пятнадцати пять утра уже выехал на работу. И так постоянно. Выходной у меня один — воскресенье.
— Что вас вдохновляет?
— Сейчас пишу книги по реабилитации, в мастерской разрабатываю серьезные механизмы для восстановления больных. По-прежнему увлекаюсь штангой, гантелями. Мечтаю сделать в цирке свой бенефис. И, конечно, очень много для меня значат семья, дом.
*Валентин Дикуль: «Моя задача — привить пациенту желание трудиться, работать над собой. Важно, чтобы он не опустил руки и не поддался мысли, что ходить никогда не будет»
— В котором у вас, как я слышала, огромное количество цветов и семь собак?
— Действительно очень люблю животных и растения. Причем не срезанные погибшие цветы, а живые. Что касается собак, у меня их сейчас три. Когда родился сынишка, я принес в дом щенков, и они с ним выросли. Валюшка для них — брат.
— Слышала, вы всегда сами за рулем...
— Только на обходы отправляюсь с водителем. А так — сам. Я люблю ездить и езжу достаточно много.
«Даже если вам делают очень больно, никогда не отвечайте на зло злом»
— Какое ваше любимое блюдо?
— Очень люблю цеппелины. Это литовское блюдо. Они напоминают пельмени, но гораздо больше по размеру. Тесто делается из тертой вареной и сырой картошки, а начинка — из мяса. К тому же я большой сладкоежка. Хотя сладости мне нежелательны, так как от них полнею, но очень люблю.
— Говорят, вы хорошо разбираетесь в алкоголе — у вас уникальная коллекция. Это подарки благодарных пациентов?
— Я покупал эти напитки во всех странах мира, где бывал. Причем ценил не столько содержимое, сколько красоту самой бутылки. Например, есть бутылки в виде домиков, замков, пирамид, разных фигурок... Не повторяющихся — около 600.
— Это неприкосновенный запас или при случае можете угостить кого-то?
— Если гость хочет попробовать какой-то из напитков, пожалуйста. Я не из тех людей, которые дрожат над вещами. Считаю: если имеешь что-то, надо пользоваться. Не люблю людей, которые паникуют из-за того, что ребенок поцарапал новую мебель, или что гость пролил напиток на скатерть.
— Валентин Иванович, те, кто вас знает, говорят, что вы — человек без возраста. Признайтесь, в чем секрет вашей молодости?
— Думаю, в том, что я намечаю долгосрочные планы, потом пытаюсь их осуществить и не думаю ни о какой старости. А еще, чтобы оставаться молодым, нужно постоянно находиться в движении и верить в лучшее. И, конечно, необходимо идти в ногу со временем: мыслить прогрессивно, одеваться современно...
*Валентин Иванович по-прежнему увлекается штангой, гантелями и мечтает сделать в цирке свой бенефис
Я очень люблю жизнь. Только предательство ненавижу. Все остальное могу простить. Даже если вам делают очень больно, никогда не отвечайте на зло злом. Пройдет время, утихнут страсти, скорее всего, человек поймет, что был неправ. И даже если не извинится, простите ему и это. Делайте людям добро — и оно вернется вам сторицей. Улыбайтесь друг другу — и тогда мир вокруг вас будет светлее, красивее, добрее.
А злость — очень тяжелая болезнь. Зависть тоже заболевание, в котором человек непредсказуем. Часто люди завидуют чужим успехам, славе, состоянию. Но ведь богатство не в деньгах. Оно внутри нас. А деньги — это бумажки. Сегодня они есть, а завтра что-то произойдет, и их не будет.
— Валентин Иванович, о чем вы мечтаете?
— Чтобы хватило здоровья вырастить Валюшку, и еще — помочь многим людям.
5017Читайте нас в Facebook