Зинаида Кириенко: "Когда-то в Киеве я очень любила ходить в "Вареничную" на Крещатике"
— Как вы сами представились бы нашим читателям?
— Народная артистка России, лауреат Госпремии СССР. Да, кстати, у меня есть Золотая медаль имени Александра Довженко. Думаю, зрители помнят мои роли в фильмах «Тихий Дон» Сергея Герасимова, «Поэма о море» и «Повесть пламенных лет», снятых женой Александра Довженко Юлией Солнцевой по его сценариям, «Судьбе человека», снятой Сергеем Бондарчуком по Шолохову, в картинах «Любовь земная», «Сорока-воровка», «Вдали от Родины», съемки которой проходили на киевской киностудии. Это экранизация произведения украинского писателя Юрия Дольд-Михайлика «И один в поле воин». А в фильме «Зачарована Десна» я играла маму Александра Довженко. С Украиной и Киевом у меня связано много прекрасного. Вспоминаю Крещатик, Днепр…
— Ваш любимый цвет, запах, продукт, напиток?
— Цвета люблю больше пастельные, нежные. Многое зависит также от оттенка. Один принимаешь, другой — нет. Запах нравится лилий — он яркий. Что касается блюд, я готовила «фирменные» вареники с картошкой. И сейчас иногда делаю. С луком, ароматным подсолнечным маслом. Не могу сказать, что это любимое мое блюдо, но если хочу удивить гостей, знаю, что вареники будут пользоваться огромным успехом. К слову, когда-то в Киеве я очень любила ходить в «Вареничную» на Крещатике. Из напитков люблю чай и кофе. Могу выпить и крепенького — в пределах нормы. Предпочитаю виски или водочку.
— Чем для вас пахнет детство?
— Мандаринами, которые в годы моего детства были на вес золота. Когда мама устраивала елку, весь двор у нас собирался. Доставали огромный рыжий чемодан с игрушками. Помню, как мы наряжали елку. Тогда у нас не было гирлянд с электрическими лампочками. Использовали натуральные свечи с подсвечниками. Дети обязательно получали подарки. В пакете были яблоко, мандаринка или две, конфеты. Происходило это все в Махачкале.
— Счастье —это… что? Вы счастливый человек?
— Счастье — когда все дома, нет тяжелых утрат, все радует. Дай Бог, чтобы дети были здоровы, благополучия и чтобы не было войны. Счастливый ли я человек? Думаю, да. Вот недавно вышла из метро, и вдруг подходит женщина, узнавшая меня. И столько мне добрых слов наговорила. Разве это не счастье? Считаю, что огромное счастье — состояться в профессии. Я снялась в фильмах, составивших золотой фонд кинематографа. Спасибо Богу. Мне грех обижаться на судьбу.
— В чем вам видится смысл жизни?
— Думаю, он в том, чтобы оставить добро после себя, чтобы тебя не поминали лихом. Я стараюсь никогда не совершать что-то недоброе.
— Что такое любовь?
— Не понимаю бесконечного количества браков. Это мне не дано. Я вот уже одиннадцать лет без супруга и не могу даже себе представить, что кто-то займет его место. Радуюсь детям, хочу им благополучия. А вообще, любовь — это готовность брать на себя все сложности и не требовать от любимого человека того, чего он не может дать. Не понимаю девушек, которые ловят миллионеров. Это не любовь, а просто, считаю, сожительство. А любовь — когда ради любимого человека готов на все и не можешь без него жить. Важно, конечно, чтобы тебе отвечали взаимностью.
— Вы хорошо помните самый счастливый день своей жизни? А самый непростой?
— Трудно сказать. Жизнь протянется, всего достанется. Один из самых счастливых дней был, когда я встретила своего будущего супруга Валерия. Он был молод, красив, умен, к тому же юморист. Я снималась в Грозном, а там как раз гастролировал Аркадий Райкин. Вечером я шла на его выступление, и на пути мне встретился Валерий. Подошел ко мне, завязался разговор… А самые непростые дни — уход близких.
— Чего вы ни за что не сможете простить другим людям?
— Предательства.
— Что-то может довести вас до слез?
— Конечно. Но я предпочитаю людям свои слезы не показывать.
— Какими качествами нужно обладать, чтобы добиться успеха?
— Кто знает? Столько путей и столько примеров. Я предпочитаю пути праведные.
— Есть у вас личная формула успеха?
— Если Бог даст — мое счастье, но выворачиваться для успеха наизнанку и делать то, что мне неприятно, не буду.
— Какую роль в вашей жизни играют деньги?
— Они для меня второстепенны. Но, конечно, ужасно, если их у человека нет и семья бедствует.
— Что для вас означает быть свободной?
— Человек свободен, когда не врет и ему нечего скрывать.
— Испытываете ли вы страх перед смертью?
— Наверное. Но я отгоняю эти мысли.
— Что вы станете делать, узнав о том, что вам осталось прожить ровно семь дней?
— Не знаю. Я бы предпочла внезапную смерть — такую, чтобы ты даже не знал, что умер.
— Вы никогда не задумывались над тем, есть ли жизнь после смерти?
— Бог знает. Никто еще ведь оттуда не возвращался. Но надеюсь, как и, наверное, большинство людей, что жизнь не кончается с умиранием тела, что, может быть, есть какая-то иная форма жизни. Хочется в это верить.
— Что вы вкладываете в понятие добра и зла?
— Добро — не делать зла. А зло — дьявольщина в разных ее проявлениях: вражда, война…
— Вас часто предавали?
— Я бы не сказала.
— Что вам помогало преодолеть периоды полного отчаяния?
— То, что есть люди, которым гораздо тяжелее. И еще знание того, что уныние — грех. Когда не стало мужа, был очень тяжелый период. У детей, внуков, которые любят меня, все-таки своя жизнь. Завидую белой завистью людям, которые живут в паре до конца дней своих. Моего друга верного по жизни мне очень не хватает.
— Что в жизни вам представляется самым непростым?
— Сама жизнь. Жизнь прожить — не поле перейти.
— Существует ли Бог?
— Я где-то в глубине души верую. Считаю, что Бог в душе человека.
— Случались в вашей жизни чудеса?
— Я их сама творила. То, что я во ВГИКе училась, попала к Герасимову, в «Тихий Дон» меня взяли без проб, потому что я уже показала себя на курсе, когда мы играли инсценировки — все это чудеса.
— Сколько времени вы смогли бы прожить на необитаемом острове и что взяли бы с собой?
— Когда-то мне этот вопрос задавали журналисты в Лондоне, где я была с Юлией Солнцевой на Неделе советского кино с ее картиной «Повесть пламенных лет», снятой по сценарию Александра Довженко. Я ответила, что записи «Битлз» — эта группа гремела тогда. А сейчас бы взяла всех своих родных и близких. Не дай Бог остаться одной на необитаемом острове!
— В какую эпоху вам хотелось бы жить и с кем из представителей той эпохи пообщаться?
— Мне бы было интересно посмотреть, каким будет мир лет через пятьдесят.
— Как вы считаете, красота действительно может спасти мир?
— Думаю, когда люди будут духовно красивы, тогда и жизнь будет другая.
Беседовала Ольга СМЕТАНСКАЯ, «ФАКТЫ»
Фото в заголовке с сайта Vitogran.ru
2663Читайте нас в Facebook