Виктор Ки: "Когда у меня появился двойник, я подумал о себе: "Парень, значит, дела твои идут неплохо"
Я ожидала, что он придет с ежиком красных волос: по этой фирменной прическе знаменитого жонглера узнавали во время гастролей в разных странах. А он пришел со стильно выбритой головой. «А где же волосы?» — удивилась я. «Пришлось расстаться, — объясняет Виктор. — „Ежик“ себя скомпрометировал. (Улыбается.) Однажды мне написала пожилая леди: „Уважаемый мистер Ки! Когда вернется моя дочь, которая уехала к вам на свидание неделю назад? И все ли с ней в порядке?“ Пришлось вызвать адвокатов и разобраться: кто от моего имени заманивал юных дев в сети любви? Они быстро нашли проходимца, который, маскируясь под меня, выстриг волосы ежиком и покрасил их в красный цвет».
— Это был поклонник, который посещал все мои выступления, — вспоминает Виктор Ки, с которым мы встречаемся в столичном кафе «Шапито» во время его кратковременного приезда в Киев. — Он похож на меня, и к нему бросались за автографами. Чтобы добиться еще большего сходства, он изменил прическу, потом основал свой сайт и стал под моим именем активно встречаться с девушками. С одной стороны, он портил мою репутацию. С другой, я подумал о себе: «Парень, значит, дела твои идут неплохо, раз у тебя появляются двойники!» (Смеется.)
*Жонглер сейчас занят в шоу «дю Солей» под названием «Амалуна». Созданный Виктором образ Калибана стал очень популярен во всем мире (фото из личного архива)
— Кто придумал привести маленького Витю в цирковой кружок?
— В Прилуках Черниговской области, откуда я родом, была народная цирковая студия «УДАЙ», где известный цирковой педагог Александр Грузин делал из ребятишек настоящих звезд.
Мой старший брат Саша без разрешения воспитателей украл меня из детского сада и привел в цирковую студию, куда он тоже тогда ходил. Очень хорошо помню, как я увидел детей, кувыркающихся на матах, и… растерялся. А тренер посадил меня к себе на колени и спросил: «Ну что, будешь заниматься?» И в дальнейшем у меня уже никогда не возникало мысли, что в жизни можно делать что-то другое.
После школы я поступил в Киевское цирковое училище. Несмотря на то что советскому артисту платили 5 рублей 50 копеек за выход, конкурс был 26 человек на место! Когда развалился СССР, лопнули и все перспективы для выпускников училищ: мест в цирке для них не оказалось. Я нашел работу в Киевском мюзик-холле, которым руководил легенда отечественного циркового искусства хореограф Николай Баранов. Он-то и посоветовал мне не распыляться и сосредоточиться не столько на отработке техники, сколько на художественных аспектах номеров. Так родилась идея: отказаться или почти отказаться от традиционных шести-семи мячей в жонглировании и сделать акцент только на трех. Плюс обогатить номер танцами и акробатическими элементами. Ведь, жонглируя шестью мячами, особо не потанцуешь.
В общем, я, что называется, изменил штамп в искусстве, и в 1994 году выиграл серебряную медаль и престижную премию Распини на 17-м Международном фестивале цирка «Cirque де Demain» в Париже. Потом были выступления в кабаре «Мулен Руж» и «Лидо» в Париже, театре-варьете Фридрихштадтпаласт в Берлине, «Мираже» в Лас-Вегасе, королевском Альберт-холле в Лондоне.
Как-то подписывал контракт в офисе «Мулен Руж», и женщина, которая оформляла документы, не могла выговорить мою фамилию: «Ки… Ки… это кто?» Я ответил: «Ну, пусть будет Ки». Так подписал документы и превратился из Виктора Киктева в Виктора Ки. Позже оформил документы уже на эту фамилию.
Однажды прилетел в Нью-Йорк. Мне повезло: наше шоу увидел миллиардер Дональд Трамп. После выступления он пожал мне руку и сказал: «Если вам будет нужна помощь, обратитесь к моей секретарше». Я не растерялся и тут же попросил, чтобы мне помогли легализовать пребывание в США. Через два месяца получил на руки иммиграционную карту «green card».
А вскоре, в 1999 году, стал артистом «Цирка дю Солей».
— «Цирк дю Солей» сильно отличается от традиционного?
— Здесь принципиально нет номеров с дрессированными животными. Вы не увидите конферансье, не услышите криков «Алле, оп!», барабанную дробь и прочие элементы традиционного циркового искусства. Номера просто сменяют друг друга. Цирк мало похож на привычный глазу тринадцатиметровый манеж с куполом, трапециями и бархатными занавесями. Это специально оборудованный по новейшим технологиям зал.
Во время шоу на сценическом пространстве могут установить шесть платформ: одна будет вставать на дыбы и вращаться, другая — подниматься снизу, и по ней будут прыгать гимнасты, третья выплывет откуда-то сверху… Эти специально оборудованные залы расположены в разных отелях Лас-Вегаса и в других городах, где ежедневно проходят различные шоу-спектакли.
Каждое шоу идет на своей площадке годами и имеет в репертуаре лишь один цирковой спектакль с оригинальным названием и направлением. К примеру, «О» — представление, в основе которого водная феерия, «Love» — цирковой спектакль о группе «Beatles». Сейчас восемь шоу находятся в турне и восемь постоянно действуют: семь в Вегасе и одно в Мексике.
Департамент по подбору артистов ищет не только представителей традиционных цирковых жанров, но и профессиональных спортсменов: прыгунов в воду, пловцов-синхронистов, прыгунов с шестами и многих других.
Еще одно интересное отличие: здесь нет авторских номеров и нет места импровизациям артиста: сценарий, режиссура, хореография всех программ «Цирка дю Солей» в основном придумываются специалистами центрального офиса в Монреале под руководством основателя компании Ги Лалиберте. Канадец французского происхождения Ги Лалиберте еще в 1984 году был уличным артистом, глотателем огня и танцором на ходулях. Затем он объединился со своим школьным товарищем Даниэлем Готье, который получил бизнес-образование, и решил начать новое дело, назвав его «Цирк Солнца» (Cirque du Soleil). К слову, Ги Лалиберте три месяца назад уже продал компанию.
Точно так, как мы не можем импровизировать со своими номерами, нельзя своевольничать даже при нанесении грима. Для каждого артиста перед новым туром команда в Монреале разрабатывает грим. Процесс подробно фотографируют и снабжают инструкциями так, чтобы артист потом сам смог наносить сценический макияж.
— В каких постановках заняты вы?
— В «Цирке дю Солей» я семь лет был занят в представлении «Dralion», но оно уже закрыто. Теперь в шоу «Amaluna» играю получеловека-полуящера по имени Калибан. У меня там к сценическому костюму прикреплен искусственный хвост. Им я тоже отбиваю мячики. Образ Кали стал настолько популярен в мире, что на него тут же отреагировали производители: стали выпускать «Хвосты ящера», чтобы все желающие могли примерять на себя этот образ. (Улыбается.)
— Бывало ли, что шоу проваливалось?
— Скажем так, не имело ожидаемого кассового успеха. Команда «Цирка дю Солей» может вложить миллионы долларов, не зная, отобьются ли эти деньги. Однажды они вложили в шоу восемьдесят миллионов долларов, а через восемь месяцев его закрыли, получив всего двадцать миллионов. Работать с такими рисками может разве что Голливуд.
— Говорят, артисты в цирке обласканы: великолепные условия, к тому же мастера имеют баснословные доходы. Или это тайна за семью печатями?
— Никто вам не раскроет свой доход, но существуют вполне официальные данные: артист «дю Солей» зарабатывает от 50 до 300 тысяч долларов в год. Размер зарплаты зависит от квалификации, занятости и участия в той или иной постановке. Думаю, это вполне достойная плата за тяжкий труд.
Артисты всем обеспечены. Сначала они проходят стажировку в Монреале, в штаб-квартире «Цирка дю Солей», затем подписывают контракт. Он включает полную медицинскую страховку, проживание в лучших гостиницах города во время гастролей (по желанию семьям могут снять комфортабельные квартиры), бесплатную разнообразную кухню (в том числе вегетарианскую и кошерную) с 9 утра до 10 вечера, школу для детей артистов (правда, ее недавно отменили из-за продажи компании), возможность получить заочное образование за счет фирмы, в том числе и нецирковое.
— Зависть, интриги, выяснение отношений. Как с этим в «Цирке Солнца»?
— Безусловно, они присутствуют, но в скрытой форме. Артисты друг с другом не скандалят: это непродуктивно и невыгодно. После первой ссоры тебя просто возьмут на заметку, после второй могут и уволить без права вернуться в команду.
— Тогда как же восприняли ваши звездные коллеги тот факт, что известный скульптор Ричард Макдональд, увидев вас, создал бронзовую скульптуру жонглера с завязанными глазами под названием «Blind Faith» («Слепая вера»). Она стала его визитной карточкой. Насколько известно, сейчас эта скульптура стоит в центральном офисе «дю Солей» в Монреале.
— Я позировал Ричарду для создания и других скульптур. Их установили в Лас-Вегасе, в зале, где проходит водное шоу «Цирка дю Солей» — «О». Там расположена одна из арт-галерей этого скульптора. Но коллеги остались не в обиде. Начав с меня, Ричард так увлекся, что перешел на танцоров, акробатов, эквилибристов, создав около 20 не менее совершенных скульптур артистов нашего цирка.
— После Майдана вы отправились в двенадцатидневное путешествие, рассказывая жителям США, от Сан-Франциско до Нью-Йорка, о событиях, происходящих в нашей стране. Не боялись санкций от руководства цирка за участие в политической акции? Не думали, что это повредит вашей карьере?
— Санкций не последовало. В контракте это даже не оговаривается: в свободной стране я могу свободно выражать свою гражданскую позицию. После расстрелов на Майдане в полной мере осознал, что я украинец. Тут уже было не до карьеры. У нас между гастролями обычно перерыв две недели. Как правило, это время использую, чтобы расслабиться: съездить к морю, поиграть в гольф, посидеть в сигарном салоне. Но на этот раз мы с моей помощницей, украинской журналисткой Катей Павличенко, которая, кстати, снимала фильм об этой акции, отправились в путешествие по Америке и проехали восемь тысяч километров, пытаясь привлечь внимание к происходящему в Украине.
Я перекрасил свой «Порш», разрисовав его символикой Украины, Америки и Евросоюза. В салоне машины постоянно играла музыка «Океана Эльзы». На украинском флаге, который мы везли с собой, расписывались и писали пожелания Украине люди разных национальностей. Некоторые этот флаг целовали.
Поначалу мы не ставили своей целью сбор средств. Но простые американцы начали давать нам деньги — кто пять, а кто сто долларов. Видя это, в последние дни мы на своем сайте сделали кнопку для пожертвований. Наша команда передала затем эти деньги семьям героев Небесной сотни.
— А российские СМИ обвинили вас в том, что вы финансировали нужды украинской армии в зоне АТО.
— Это пропагандистский трюк россиян. Ведь артист, помогающий детям погибших на Майдане, никому неинтересен. А вот если он вооружает украинскую армию — это хорошо ложится в пропагандистский образ врага. Один из российских депутатов даже отправил в Следственный комитет России обращение с просьбой проверить наличие состава преступления «в действиях украинцев: кавээнщика Владимира Зеленского, народной артистки СССР Ады Роговцевой и артиста „Цирка дю Солей“ Виктора Ки, которые на доходы, полученные в России, сделали пожертвования карательным батальонам Украины». Я об этом узнал из сообщений украинских и российских СМИ. Так и не понял, о каких «доходах, полученных в России», идет речь? Я там никогда не выступал и выступать не собираюсь. По личным убеждениям. Для меня эта страна — табу.
Кстати, когда я передал деньги детям погибших на Майдане, у меня возникла мысль открыть свой фонд «Viktor Kee Foundation» (www.viktorkeefoundation.com) и заняться благотворительностью в искусстве. В перерывах между выступлениями стал ездить по миру с проектами «Искусство жонглирования», «Искусство помогает миру». Мы также делаем артистические проекты для детей из бедных стран. Мечтаю открыть по миру много цирковых студий для взрослых и детей, приобщить к этому искусству и людей с ограниченными возможностями. И в благодарность моей родной стране за то, что открыла мне дорогу в искусство, я инициировал возрождение детской цирковой студии в Прилуках. Студия «УДАЙ», где я делал свои первые шаги, была закрыта 25 лет назад. Теперь она вновь работает! Я плачу зарплату руководителю студии, финансирую материалы для детей, курс обучения. Детишки будут здесь не только учиться жонглировать, но и получать базовую цирковую подготовку.
— Как сделать жонглирование в Украине таким же популярным, как и в других странах, где наблюдается массовое «помешательство»: тысячи любителей собираются на фестивалях и с удовольствием жонглируют?
— Просто до нас еще не дошла мода, хотя в Украине прекрасные педагоги, которые ценятся за рубежом. К примеру, одним из лучших в мире считается педагог киевской цирковой академии Юрий Поздняков.
В Америке тот или иной жанр может «взлететь» у зрителей после какого-то шоу или выпуска новостей с участием обычного человека.
К примеру, в 2000 году житель Нью-Джерси Джон Сатриано увидел по телевидению шоу «Цирка дю Солей» «Dralion», в котором я выступал. А у Джона была очень серьезная травма спины. Операция не помогла, он не мог ходить, лежал в больнице. И Джон тогда начал жонглировать в кровати.
Когда мячики падали, он придвигал их к себе палочкой, потом начал дотягиваться сам, вскоре стал жонглировать уже сидя. Жонглирование медленно, но верно развивает и укрепляет группу поясничных мышц по бокам спины, и в ситуации, когда традиционная физкультура противопоказана, этот цирковой жанр стал прекрасной методикой, которая помогла разработать и укрепить нужные мышцы.
Джон разыскал меня, показал, чему научился. Телевизионщики сняли об этом сюжет. Америке это очень понравилось: оказывается, жонглирование полезно для здоровья! Все ринулись учиться жонглировать. А Джон полностью поправился и стал одним из содиректоров Международной ассоциации жонглеров (IJA), которая организовывает фестивали. Кстати, Джон сейчас является генеральным менеджером моего фонда!
— Вы входите в тройку лучших жонглеров в мире. Что дальше, маэстро?
— Мечтаю режиссировать свое шоу. Собираюсь уходить из «дю Солей». Думаю, что это будет в 2016 году. У меня есть артистическое агентство, которое помогает трудоустроиться в Америке и других странах артистам цирка из бывшего СССР.
— Где же ваш дом?
— У меня было два дома в США, но я их продал, потому что содержать такую недвижимость очень дорого, да и бессмысленно, если ты там не живешь, постоянно находясь на гастролях. Остался дом в Швейцарии.
— Ваш старший брат тоже творческий человек?
— Александр талантливый музыкант, играет на бас-гитаре. В прошлом выступал в группе «Табула Раса». У нас вся семья творческая. Мама в прошлом танцовщица, папа — музыкант. Мама… Она для меня и солнце, и луна…
— А папа?
— Папа… Здесь другая история. Он ушел, когда мне было пять лет, и ни разу за все годы не позвонил. Когда мне исполнилось 27, и я уже работал за рубежом, я нанял детектива, который его разыскал и устроил нам встречу в Украине. Мне надо было увидеть отца, чтобы осознать, почему он не интересовался детьми, понять, каким я не хочу быть. Но когда мы встретились, я уже не думал о своей детской травме, просто был благодарен за то, что этот человек дал мне жизнь. Мой брат записал нашу встречу на камеру, правда, ее украли на следующий день в Париже. Значит, так и должно было случиться.
Сейчас даже не знаю, жив ли отец. Больше мы не общались. Он человек «на своей волне».
— Какие блюда заказываете маме, когда приезжаете в Украину?
— Зеленый борщ, селедку «под шубой» и торт «Павлова». Это торт-безе со свежими фруктами, особенно популярный в Новой Зеландии и Австралии. Делается из безе, взбитых сливок, верхний слой — из ягод или кусочков тропических фруктов.
— Подумываете завести семью?
— Пока не нашел ту, единственную. (Улыбается.) Как говорится в «Бриллиантовой руке», «будем искать»…
4976
P. S. Швейцарская цирковая ассоциация объявила, что Виктору Ки присуждена премия за выдающиеся достижения в цирковом искусстве. За всю историю существования ассоциации эта премия присуждалась лишь четыре раза: швейцарскому канатоходцу Фредди Ноку, американским акробатам на роликовых коньках Уиллерс, украинскому эквилибристу Анатолию Залевскому, итальянским акробатам братьям Пеллегрини. Поздравляем земляка с наградой!
Читайте нас в Facebook