Солдату, потерявшему руку в ходе АТО, установили уникальный бионический протез (фото)
Военнослужащий 28-й отдельной механизированной бригады Сергей Воропаев лишился правой руки в декабре минувшего года, в ходе боевых действий под Донецком.
— Я работал водителем, а после мобилизации попал в эту бригаду, дислоцировавшуюся под Николаевом, на полигоне «Широкий лан», — вспоминает Сергей. — Уже через месяц нас перебросили на восток. Однажды при обстреле в наше укрытие влетела граната. Я схватил ее, чтобы отбросить подальше, но… Руку оторвало почти по локоть.
Лечился в военно-медицинском клиническом центре Южного региона, который располагается в Одессе. Мне предлагали установить протез-насадку в одном из государственных центров протезирования, но пришлось отказаться. Не потому, что чересчур разборчивый. Просто я живу в селе, а там основной источник заработка — работа на земле. Для этого требуются полноценные руки, пусть даже не копать лопатой, а, скажем, трудиться механизатором либо крутить баранку. Однорукого же водителя никто не возьмет.
Сергей вернулся в родную Херсонскую область, где не мог найти себе места. Однако удача улыбнулась парню все в той же Одессе: при содействии общественной организации инвалидов «Нертус» ему предложили установить современный бионический протез в частном центре, но по специальной государственной программе, одобренной Министерством социальной политики.
Так совпало, что по результатам медицинского обследования Сергей подошел по всем параметрам, и уже в начале июля боец снова поехал в Одессу — сделать слепок для изготовления протеза. Четыре месяца спустя в одесском Центре протезно-ортопедической помощи чудо-руку примерили.
— Собрали этот необычный механизм достаточно быстро, — комментирует директор центра Мария Толпина. — Мы закупили комплектующие у известной английской фирмы RSL Steeper — одного из мировых лидеров по производству протезов верхних конечностей, а собирался он у нас. Замечу, что такие сложные и технологичные устройства — новация не только для Одессы. Ранее их устанавливали исключительно за рубежом. Причем далеко не везде. Провести мастер-класс для наших специалистов мы пригласили из Анкары ведущего протезиста Айхана Гюндогу. Он же настроил бионический элемент персонально под нашего пациента.
— Бионический протез функционирует с помощью сенсоров, которые реагируют на движение мышц руки, — поясняет Айхан Гюндогу. — Далее сигнал подается на блок управления, и, таким образом, осуществляется движение руки.
*Наладку чудо-протеза именно под Сергея Воропаева (слева) проводили техник-протезист Ярослав Мизерный (в центре) и специалист из Турции Айкан Гюндогу (фото автора)
Срок эксплуатации такого протеза — около десяти лет. Обслуживание будут проводить одесские техники. Как отмечают в центре, опыт самостоятельной установки дорогих протезов пригодится, ведь есть немало новых пациентов, которые потеряли конечности. Ограничений по территориальному признаку также нет — обслуживают граждан из различных регионов Украины. Все дело — в финансировании данной государственной программы: каждый такой протез стоит около 700 тысяч гривен.
— Бионический протез — одна из передовых технологий протезирования в мире, — комментирует техник-протезист Ярослав Мизерный. — Он способен восстановить большинство функций человеческой руки, вернуть свободу движений. Основа сделана из титана, сверху — силиконовая косметическая рукавичка того же цвета, что и кожа пациента. Выдерживает вес в 45 килограммов. Прибор работает на электрических импульсах, получаемых от бицепсов и трицепсов поврежденной руки. Электрические импульсы перемещают протез в нужную позицию, при этом владелец даже не задумывается, какие группы мышц напрягать.
У «бионика» (на фото) — 14 алгоритмов работы пальцев для захвата предметов и осуществления других операций. Например, такой рукой можно завязывать шнурки, расписываться, работать на клавиатуре компьютера.
— Я пока к протезу только примеряюсь, он, естественно, тяжелее обычной руки, — говорит счастливый пациент Сергей Воропаев. — Посылать нужные сигналы еще необходимо научиться. Однако уже могу сказать вполне определенно, что все непременно получится. Просто еще культя не совсем зажила, давить на нее больно. Несмотря на это, уже практически могу поднять чашку, карандаш (на наших глазах Сергей самостоятельно исписал цифрами и буквами стандартный лист бумаги формата А4. — Авт.). Пробую складывать кубик Рубика. Главное — есть стимул: я сумею вернуться к работе!
По словам председателя Государственной службы Украины по делам ветеранов войны и участников АТО Артура Деревянко, «сегодня на учете состоят 307 участников АТО с ампутированными верхними конечностями».
2201Читайте нас в Facebook