Давид Бабаев: "У Смоляровой не было никаких табу в еде, и она никогда не придерживалась диет"
Актрисой Александрой Смоляровой восхищались и влюблялись в нее без памяти. Она покорила киевскую публику еще в начале 1950-х, сыграв на сцене театра имени Леси Украинки Шурочку в пьесе Александра Гладкова «Давным-давно». Говорят, известный советский драматург был в восторге от актрисы. А знаменитый скульптор Василий Бородай, работая над памятником Леси Украинки в Киеве, вдохновлялся образом Смоляровой. За 60-летнюю театральную карьеру Александра Захаровна сыграла более 80 ролей! Несмотря на преклонный возраст, в 88 лет она еще выходила на сцену Театра имени Леси Украинки, признаваясь, что без работы просто погибнет. Она умерла накануне спектакля «Последняя любовь», в котором играла небольшую роль. Ее партнер народный артист Украины Давид Бабаев говорит, что пьеса осталась в репертуаре театра в память о великой актрисе…
Давид Бабаев: «После смерти дочери Александра Захаровна сказала стальным голосом: «Я должна поднять внука!»
— Я пришел в Театр имени Леси Украинки в начале 1970 годов, — вспоминает народный артист Украины Давид Бабаев. — К тому времени Александра Смолярова уже служила в театре 20 лет. Конечно, я прекрасно знал Александру Захаровну как зритель. В то время работал еще на эстраде и о театральной сцене, тем более такой знаменитой, мог только мечтать. Собственно в Театр имени Леси Украинки меня привел счастливый случай. А моим дебютным спектаклем был «Варвары». Помню, на первой репетиции я безумно паниковал. Она проходила в нашем большом репетиционном зале. Я стоял, а передо мной полукругом на стульях сидели по сути небожители, среди которых была и Александра Смолярова. Она тоже играла в этом спектакле и отнеслась ко мне очень благосклонно.
— Рассказывают, что вы были дружны.
— Я очень горжусь тем, что 40 лет нашей жизни в театре мы делились друг с другом своими переживаниями. Я всегда знал, что в любое время дня и ночи могу позвонить Александре Захаровне и поговорить о наболевшем. Она тоже могла всегда на меня рассчитывать. Признаюсь, я был одним из немногих, кому Смолярова доверяла свои житейские и театральные заботы.
— Александра Захоровна была закрытым человеком?
— Она из тех людей, которые никого не грузят своими проблемами. Когда Смолярова появлялась в театре, то всегда была веселой, с юмором, жизнерадостной. Знаете, она напоминала такой сгусток оптимизма. Правда, все это было до страшной трагедии, когда она потеряла дочь. Лину я знал еще с детства, со временем она превратилась в необыкновенной красоты женщину, очень похожую на маму. Александра Захаровна в ней души не чаяла. А потом Лина серьезно заболела. Смолярова буквально за день почернела. Кстати, долгое время в театре никто не знал, что в ее семье такая проблема.
Лина ушла из жизни. Я хорошо помню день, когда после этой страшной трагедии Смолярова впервые переступила порог театра. Подошел к ней, подыскивая слова поддержки. Но не успел даже рот открыть, как она подняла на меня глаза, которые невозможно было узнать, и произнесла стальным голосом: «Я должна поднять Стасика». Это был 14-летний сын Лины, который после смерти матери по сути остался сиротой.
Знаете, тогда я понял, что она сможет выстоять после этой страшной трагедии. Александра Захаровна взяла себя в руки и продолжала жить ради внука и сына Леонида, он сейчас работает актером в нашем театре.
— Смолярова хотела, чтобы сын продолжил ее профессию?
— Она никогда не делала ничего специально для его продвижения на сцене. Это был исключительно выбор самого Леонида. Он учился в театральной студии имени Щепкина при Малом театре в Москве. Работал в России, а потом приехал в Киев и решил поступить в наш театр. Александра Захаровна выступила категорически против этого! При том, что она к тому времени была не просто членом художественного совета и народной артисткой Украины, но и секретарем партийной организации. Так вот, когда в Театре имени Леси Украинки пробовался ее сын, она даже не пошла на художественный совет. И никому ничего не сказала. Леонида Титова тогда взял в театр главный режиссер Михаил Резникович.
— Стальная женщина!
— Абсолютно! На вечере ее памяти я, перефразируя Ивана Франко, сказал: «Александра Смолярова была единственным мужчиной за всю историю нашего театра!» Мне аплодировали. Потому что это правда! Эта женщина обладала уникальными качествами для актера. Ведь наша профессия ужасна тем, что портит характер. Вылезает все скрытое, нехорошее в людях. Потому что зависимость, зависть… А все во имя работы! Но у Смоляровой ничего подобного не было. Помню, однажды после окончания очередного театрального сезона Резникович раздал всем актерам анкеты, в которых мы должны были определить лучшие мужские и женские роли в минувших спектаклях. Причем анонимно. Однако одну анкету ему вернули подписанной. Михаил Юрьевич прочитал: «Мальвина Швидлер — лучшая женская роль второго плана — бабуленька в спектакле по пьесе Достоевского „Игрок“. Александра Смолярова». Фокус был в том, что именно Александра Захаровна вместе со Швидлер в очередь играла эту роль. Причем Смолярова — в первом составе. Знаете, это был такой совсем не актерский поступок. Кстати, с тех пор я тоже стал подписывать подобные анкеты.
— Говорят, среди поклонников Смоляровой был даже скульптор Василий Бородай.
— Александра Захаровна действительно была очень красивой женщиной, в которую многие влюблялись. Когда я познакомился со Смоляровой, она была замужем за Юрием Петровым — третий ее супруг. Они прожили вместе долгие годы. Петров был фронтовик, инвалид Великой Отечественной войны. Работал фотографом в Союзе театральных деятелей и обожал Александру Захаровну. Ее сын Леонид Титов от первого брака, Лина — от второго, с Юрием у них детей не было. Помню, в 1985 году мы гастролировали в Минске. После спектакля о чем-то болтали. Смолярова отличалась потрясающим чувством юмора. И вот она рассказывает о том, что у нее брали интервью. Говорит: «Корреспондент спрашивает у меня о семейной жизни. А что я могу ему рассказать? Если я — Смолярова, сын — Титов, дочь — Васильева, а муж — Петров». Перед ее обаянием устоять было невозможно.
*Смолярова была удивительной красавицей и имела множество поклонников. Сцена из спектакля «Маскарад»
— Она считалась одной из самых красивых театральных актрис.
— Александра Захаровна была как-то очень хорошо «сделана». Ладная такая. Она ведь по отцу гречанка, темпераментная, с мощной энергетикой. Вся любовь ее была отдана детям и театру. Я бывал дома у Смоляровой, она жила достаточно скромно. В небольшой трехкомнатной квартире в театральном доме на улице Красноармейской. Александра Захаровна очень просто относилась к бытовым вопросам. У нее не было никаких табу в еде и она никогда не придерживалась диет. Могла даже рюмочку потянуть. Не помню, чтобы Смолярова когда-то жаловалась на здоровье. Правда, в последние годы у нее появились проблемы со зрением. Но, честно говоря, она была человеком, обладающим потрясающим оптимизмом, несмотря на все невзгоды, которые пришлось пережить. Меня всегда поражал удивительный стиль, который она выдерживала в одежде. Смолярова не носила шикарные вещи, но всегда выглядела ослепительно. Видимо, вкус — это врожденное. В последние годы седые волосы она чуть-чуть подкрашивала сиреневатым оттенком. Одежда была им в тон — фиолетово-сиреневая. Это так красиво сочеталось, что невозможно было оторвать глаз.
— Александра Смолярова ведь до последних дней жизни работала в театре?
— Я имел счастье играть с ней в ее последнем спектакле. Это пьеса «Последняя любовь» по рассказу Исаака Зингера. Смолярова играла малюсенькую роль — мою соседку. У нее было всего два выхода. Вы бы видели, с каким счастьем и трепетом репетировала она эту роль. И так же играла. Будто чувствовала, что эта роль — последняя. За два дня до спектакля она уже нервничала и просила ее не беспокоить. Когда речь заходила о гастролях, Александра Захаровна тут же отвечала: «Уже еду». Даже не спрашивала куда, на чем. Хотя в то время ей уже было под 90 лет! По сюжету пьесы, мой персонаж, рассказывая о покойной жене, показывает ее фотографию. И вот когда мы выпускали спектакль, ко мне подошла Александра Захаровна и попросила: «Додик, я хочу, чтобы в нашем спектакле была моя Линочка. Ты не против, если ты будешь показывать ее фотографию?» Смолярова принесла портрет дочери, и с тех пор Лина «участвует» в спектакле. После ухода Александры Захаровны, ее роль играет Ирина Дука. Я даже думаю, что мы сделаем портрет Александры Смоляровой и поставим его на сцене на книжную полку. Пусть она тоже будет вместе с нами.
— Вы успели проститься с Александрой Захаровной?
— Она умерла неожиданно для всех. Просто уснула и не проснулась. Это случилось накануне спектакля, 24 мая. Помню, была суббота. Утром я уже мысленно готовился к вечернему спектаклю, как вдруг позвонили из режиссерского управления и сказали, что Александры Смоляровой не стало. Ровно через год, 24 мая 2015 года, мы играли «Последнюю любовь» в память о великой артистке.
Лариса Кадочникова: «Мы долгие годы делили одну гримерку»
— Я пришла в Театр имени Леси Украинки после работы в «Современнике» в 1968 году, — вспоминает народная артистка Украины Лариса Кадочникова. — Меня привел Михаил Резникович. Помню, в первый же день он мне сказал: «Лариса, в нашем театре есть старшее, среднее поколение актеров и небольшая группа молодежи». Александра Смолярова относилась к среднему поколению. Она пришла в театр в начале 1950-х вместе с Николаем Рушковским. Это была статная, красивая женщина. Знаете, в ее лице сразу улавливалась удивительная внутренняя сила и даже властность. Мой первый спектакль в театре имени Леси Украинки был «Дачники», где я и Александра Захаровна в очередь играли главную роль.
— Вы чувствовали конкуренцию?
— Видимо, это тот уникальный случай среди актрис, когда ее совершенно не было. К тому же в то время мне требовалось на несколько дней отлучиться из театра, потому что вместе со съемочной группой картины «Тени забытых предков» ездила на фестиваль в Аргентину. Когда вернулась, отношение Александры Захаровны ко мне совсем не изменилось. Знаете, мне казалось, что Смолярова долгое время ко мне присматривалась, изучала. Мы были совершенно разные. Я — худющая, темноволосая и кареглазая. Она — яркая блондинка с пышными формами. Даже нашу героиню играли по-разному.
— Это правда, что долгие годы вы вместе делили одну гримерку?
— Да, и мне было трудно привыкнуть к тому, что теперь она не сидит рядом. Александра Захаровна — актриса старой классической закалки. Она приходила в театр задолго до начала спектакля и тщательно готовилась к роли. Никогда не давала мне наставлений, но я всегда знала, что могу обратиться к ней за помощью. Александра Захаровна переживала, когда мы разошлись с Юрием Ильенко, поддерживала меня. Она не разменивалась на сплетни и досужие разговоры. На ее долю выпали тяжелые испытания. Но я не помню, чтобы Александра Смолярова когда-нибудь дала понять, что сдается. Нежность и сила сочетались в ней самым невероятным образом.
3149Читайте нас в Facebook