При длительном перелете в венах сгущается кровь, из-за чего могут образоваться тромбы
Наша читательница Ольга с мужем планирует отпуск в Доминиканской республике. Женщина опасается, что из-за длительного перелета могут пострадать вены. «Как предупредить образование тромбов?» — спрашивает она, прислав сообщение на адрес электронной почты [email protected]. Мы попросили ответить сосудистого хирурга высшей категории, заведующего хирургическим отделением № 2 Киевской городской клинической больницы № 15 кандидата медицинских наук Владимира Смовженко.
— Хорошо, что люди заранее интересуются, как перенести длительный перелет, — рассказывает Владимир Смовженко. — Мой коллега недавно летал в Аргентину. В полете много времени спал, положив ногу на ногу. Проснувшись, почувствовал неладное: нога онемела, отекла. Когда вернулся домой и проверился, оказалось, что у него тромбоз глубоких вен. Это очень опасное состояние, которое может привести к глубокой инвалидности.
— Насколько часто в полете возникают проблемы с венами?
— Довольно часто. Например, нарушение, возникающее в венах, когда человек вынужден длительное время сидеть на одном месте (а так обычно бывает во время трансконтинентального перелета), получило даже специальное название — синдром эконом-класса. Оно появилось после того, как канадские флебологи обследовали пассажиров, летевших из Франции в Канаду. Врачи перед полетом пометили белок, из которого образуются тромбы (фибрин), введя пассажирам изотопы, а через десять часов полета провели сканирование. Оказалось, что за это время три человека перенесли бессимптомный тромбоз.
— Почему возникает нарушение?
— В эконом-классе расстояние между креслами небольшое, и человек сидит, поджав ноги, — кровообращение крайне замедляется. Плюс ко всему происходит обезвоживание организма, ведь люди в полете обычно мало пьют. Влияет также перепад давления, снижающий тонус сосудов. Похожий синдром возникает и у путешественников, которые вынуждены подолгу сидеть в одной позе в автобусе, колеся по разным странам. Да и к пассажирам автомобиля это тоже относится. Водитель хоть немного работает ногами, нажимая на газ и тормоз, а попутчики сидят неподвижно.
— Чем опасен синдром эконом-класса?
— Как я уже сказал, усиленно формируются тромбы. Кроме того, впоследствии нередко возникают трофические язвы. Когда ко мне приходит пациент с язвой, хотя его никогда не беспокоили вены, часто оказывается, что раньше у него были длительные перелеты или поездки.
— Нужно надевать в полет компрессионный трикотаж?
— Если у вас нет выраженного варикоза и вы летаете нечасто, например, раз в году на отдых, то какой смысл приобретать дорогостоящее изделие?
— Как облегчить нагрузку на вены?
— Собираясь в путешествие, выбирайте свободную удобную обувь, чтобы ремешки, шнурки и резинки не пережимали и не сдавливали ноги. Хорошо, если авиакомпания предоставляет одноразовые носки или тапочки. Одежда тоже должна быть максимально свободной, с ослабленным ремнем или поясом. Сидя в кресле, не поджимайте ноги и не закидывайте их одну на другую. Полезно время от времени делать гимнастику для стоп. По возможности каждый час нужно подниматься, чтобы походить по салону. Также обязательно нужно больше пить, причем чистой воды, чтобы кровь не сгущалась и не наступило обезвоживание организма. Перед полетом хорошо принять таблетку препарата, который разжижает кровь.
Как облегчить состояние ног в самолете
- Выбирайте свободную обувь, не сдавливающую ступни, а по возможности переобуйтесь в удобные тапочки.
- Ослабьте ремень или пояс на одежде.
- Старайтесь не поджимать ноги и не закидывать их одна на другую.
- Сидя в кресле, делайте гимнастику: сгибайте и разгибайте носки, вращайте ступни по часовой стрелке и против нее.
- Каждый час поднимайтесь, чтобы пройтись по салону.
- Чаще вставайте и, держась за спинку кресла, 10—20 раз приподнимитесь и опуститесь на носочках.
- Пейте больше воды.
- Если нет противопоказаний, то примите перед полетом лекарство, разжижающее кровь, например, аспирин или аспекард.
Задайте свой вопрос «ФАКТАМ»: [email protected]
15396Читайте нас в Facebook