"Даже самые оптимистичные оптимисты не думали, что такое огромное количество людей проголосует "за" на референдуме"
После провала «августовского путча» в Москве Верховный Совет УССР под председательством Леонида Кравчука принял 24 августа 1991 года Акт провозглашения независимости, открыв путь к созданию суверенного государства. На референдуме 1 декабря 1991 года народ Украины одобрил и подтвердил решение парламента — независимость поддержали 90,32 процента граждан (28 миллионов 804 тысячи), принявших участие в голосовании. Сказали да независимости в том числе 54 процента крымчан и более 83 процентов жителей Донецкой и Луганской областей.
Одновременно состоялись и первые прямые президентские выборы. Главой государства был избран тогдашний председатель Верховного Совета УССР Леонид Кравчук, набравший 61,59 процента голосов. А 8 декабря Украина, Белоруссия и Россия подписали в Беловежской пуще соглашение о создании Содружества независимых государств. В документе констатировалось, «что СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». После того как участники встречи поставили подписи под соглашением, глава российского государства Борис Ельцин позвонил по спецсвязи президенту США Джорджу Бушу и сказал: «Господин президент, Советского Союза больше нет».
«Помню свой разговор с президентом Советского Союза Михаилом Горбачевым, — вспоминал в интервью „ФАКТАМ“ президент Украины (1991—1994 гг.) Леонид Кравчук. — Говорю ему: „Михаил Сергеевич, мы собираемся провести референдум в подтверждение Акта провозглашения независимости Украины, принятого Верховной Радой 24 августа“. Он спрашивает: „Зачем, ведь 17 марта 1991 года был всесоюзный референдум и украинцы проголосовали за сохранение СССР?“ Я поясняю, что тогда люди голосовали в составе Советского Союза, но парламент принял Акт о государственной независимости, и это решение может подтвердить или нет только народ на референдуме. Горбачев тогда сказал: „Проводите, но вы же понимаете, что не получите положительных результатов“. В итоге за нашу суверенность проголосовали более 90 процентов украинцев».
Как отмечал тогдашний представитель Украины в ООН Геннадий Удовенко, «даже самые оптимистичные оптимисты не думали, что такое огромное количество людей проголосует „за“ на референдуме». По словам дипломата, перед всеукраинским плебисцитом Вячеслав Чорновил размышлял вслух: «Ну, хотя бы мы получили 50 процентов плюс один голос».
Конечно, не все граждане, поддержавшие тогда Акт провозглашения независимости, были убежденными сторонниками суверенного государства. На фоне межнациональных конфликтов, вспыхнувших в ряде республик в последние годы существования СССР, Украина казалась островком спокойствия и стабильности. Поэтому желание людей отмежеваться от царившего вокруг хаоса было вполне понятным. К тому же, несмотря на общий экономический спад, уровень жизни в Украине существенно превышал российский. Да и фронтальная пропагандистская атака — дескать, в независимой стране, без «братских» республик-нахлебников, быстро начнется рост экономики и благосостояния граждан — дала свои результаты.
Позитивному итогу референдума способствовала и предвыборная кампания, поскольку все шесть кандидатов в президенты ратовали за независимость Украины. Тем не менее, проголосовав за новую страну, народ отдал предпочтение старому руководству, сумевшему переступить через коммунистические догмы опытному политику Леониду Кравчуку. Второй тур не понадобился, поскольку уже в первом Леонид Макарович набрал более 50 процентов голосов. Вячеслава Чорновола — главу Львовского облсовета, баллотировавшегося от Народного руха — поддержали 23,27 процента избирателей, а лидера Украинской республиканской партии Левка Лукьяненко — 4,49.
К тому же путч 19—21 августа 1991 года настолько повлиял на ситуацию в Украине, что аргументов против провозглашения независимости ни у кого не нашлось.
«Демократические силы в парламенте — депутатское объединение „Народна Рада“ — были настроены очень активно и оптимистично, в то время как коммунисты были полностью деморализованы. Под стенами Верховного Совета не было ни одного человека, кто бы поддержал идею сохранения СССР (24 августа возле парламента собралось более 50 тысяч людей с сине-желтыми флагами. — Ред.). Общество тогда было настолько агрессивно настроено против коммунистов, что последние выбрали единственный способ поведения — молчание», — вспоминал Леонид Кравчук.
Вчера председатель Верховной Рады Андрей Парубий, обратившись к соотечественникам, отметил, что 25 лет назад «нация, которую хотели перековать на «единый советский народ», «громко заявила на весь мир, что она — есть, что она — украинская».
1737Читайте нас в Facebook