Хосе Каррерас: "С Лучано Паваротти и Пласидо Доминго нас свел футбол"
Ровно на неделю приехал в Украину знаменитый испанский оперный певец Хосе Каррерас, которому в этом месяце исполнилось 70 лет. Он выступил на сцене столичного Дворца «Украина» и в Оперном театре Одессы. «Я хочу попрощаться со всеми своими поклонниками», — признался Каррерас со сцены. Его мировое прощальное турне пройдет по всем городам, в которых он выступал за свою 45-летнюю творческую карьеру.
Уникальный тенор молодого певца Хосе Каррераса в свое время первой отметила Монтсеррат Кабалье. Практически всю жизнь она поддерживала Хосе, став его самым близким другом. «Моя жизнь никогда не была легкой, — признается Каррерас, которому удалось победить лейкемию. — Это замечательно — работать в моем возрасте и делиться чувствами через музыку. Я научился быть счастливым вопреки всему».
В Украину Хосе Каррерас прилетел на собственном самолете. Райдер мировой знаменитости достаточно прост. В еде маэстро предпочитает простую пищу и полное отсутствие алкоголя. Накануне выступления в Киеве Хосе Каррерас встретился с журналистами. Он появился в сопровождении охранника, приветливо улыбаясь и с удовольствием раздавая автографы. «Пусть спрашивают молодые», — сказал, сев в кресло, маэстро…
*Первый концерт трех теноров — Пласидо Доминго, Хосе Каррераса, Лучано Паваротти — состоялся в Риме в 1990 году по случаю чемпионата мира по футболу
— Вы уже третий раз приезжаете в Украину…
— Я был в Украине в 2010 году. Помню, какое потрясающее впечатление произвела на меня ваша страна. Она невероятно красива и плодородна. Не знаю, может быть, мне повезло, но я встречал на улицах только улыбающихся людей. Особенно девушек. Думаю, украинские мужчины очень счастливы — у вас на улицах полно красавиц! Последние годы я, конечно, следил за тем, что происходит в вашей стране. Невозможно было остаться равнодушным к известным трагическим событиям. Я переживал все вместе с вами.
Знаете, мы, испанцы, очень похожи на украинцев. Мы достаточно страстные народы. Каталонцы, к которым причисляю себя и я, всегда проживают свою жизнь со страстью. И это здорово! Думаю, что во многих вещах именно это наше качество и помогает преодолевать трудности. Мне говорили, что у вас в стране много героев, которые не жалеют себя в борьбе за свободу. Практически во всех странах, где я бываю, стараюсь оказывать благотворительную помощь. В Киеве собираюсь посетить госпиталь, где проходят лечение воины из зоны конфликта. Мне хотелось бы оказать им посильную поддержку.
— Ваш голос звучит потрясающе! Почему вы все-таки решили завершить свою карьеру?
— В этом месяце мне исполнилось 70 лет. Это такой возраст, когда начинаешь задумываться о том, что тебя ждет впереди и насколько еще хватит твоих физических сил. Когда я понял, что пришло время прощаться со зрителями, предложил своему менеджеру организовать большое финальное турне по всем местам, где я когда-либо выступал. А за 45 лет моей творческой карьеры их достаточно много. Он ответил: «Отличная идея». И я пустился в путешествие по своим воспоминаниям, в города, где был счастлив, даря свое искусство.
Думаю, мое турне продлится не менее трех лет. Молю лишь Бога, чтобы мне хватило на него здоровья и сил. Конечно, планируя, мы не могли пропустить Украину. Здесь живут многие мои поклонники. Кстати, я знаю, что на концерт в Киеве приглашена и президентская семья. Я не встречался ни с кем из них ранее, но с удовольствием бы познакомился. Уважаю людей, стоящих во главе стран, которые борются за свою свободу и демократию.
— Как вы отметили юбилей?
— Мой день рождения был пятого декабря. А накануне, четвертого декабря, я давал большой концерт в Токио. Вернуться в Испанию уже не успевал, поэтому решил отпраздновать юбилей в Японии. Позвонил сыну и дочери, сказал, чтобы они брали внуков и прилетали ко мне на торжество. На самом деле, для меня очень важно, чтобы в этот день собиралась вся моя большая семья. За многие годы это стало уже традицией. Дети прилетели в Токио, я заказал нам столик в одном из ресторанов, и мы просидели там несколько часов. Я сказал, чтобы они не делали мне никаких подарков, потому что самый дорогой подарок для меня — быть в этот день в кругу своих самых близких людей.
— Чем вы займетесь, когда покинете сцену?
— Я давно уже ответил себе на этот вопрос. На следующий же день после того, как завершу певческую карьеру, начну заниматься своим благотворительным фондом по борьбе с лейкемией. Основал его много лет назад, когда сам столкнулся с этой страшной болезнью. Слава Богу, я ее победил. И вот уже давно разрываюсь между фондом и концертной деятельностью. После того как спою последний концерт, полностью посвящу благотворительности свою жизнь.
— Известно, что оперное пение — достаточно тяжелая физическая нагрузка. Многие певцы после исполнения некоторых партий даже теряют в весе. С вами такое случалось?
— Действительно, участие в концертах и исполнение партий в операх — достаточно энергетически затратное занятие. По сути, ты проживаешь эти несколько часов вместе со своим героем: рождаешься, страдаешь, любишь и умираешь. Да, физически выдержать это непросто. Из-за огромного эмоционального и голосового напряжения за время выступления я выпиваю большое количество воды. Потом чувствую себя словно опустошенным, без сил. Практически после каждой серьезной оперной партии теряю несколько килограммов. Но особо не переживаю по этому поводу. Я быстро прихожу в норму. И опять начинаю думать, что неплохо бы потерять несколько килограммов.
— Вы когда-нибудь завидовали большим гонорарам артистов шоу-бизнеса?
— Нет, что вы! Я люблю свою профессию и никогда не променял бы ее на что-то другое. По большому счету, деньги меня никогда не волновали. Я пою на оперной сцене, потому что иначе просто не могу. Уверен, что каждый должен заниматься своим делом. Я счастлив, что у меня такой голос, который позволяет петь классические произведения. При этом уважаю исполнителей популярной музыки. Особенно впечатляет их умение выдерживать наплыв сотен тысяч поклонников. Я бы, наверное, с таким не справился. Что касается денег, то в своей жизни я получил практически все, о чем может только мечтать оперный певец.
— Кто первым разглядел ваш оперный талант?
— Я благодарен своей семье, родителям, за то, что они поддерживали меня с первых шагов в музыке. Я проявлял желание петь с самого детства. Родители рассказывали, что на меня огромное впечатление произвел Карузо, и я старался ему подражать. Первое мое выступление состоялось, когда мне исполнилось восемь лет — это произошло на государственном радио. Мне везло на людей, с которыми пришлось встречаться по жизни.
— Есть ли репертуар, за который бы вы никогда не взялись?
— Конечно. Мне кажется, с подобными проблемами сталкиваются все исполнители. Тут все дело в голосе — насколько ты ограничен по вокалу. Есть партии, которые я никогда не смог бы исполнить просто технически. Хотя, по большому счету, считаю себя счастливчиком, поскольку спел огромное количество итальянского и французского оперного репертуара. Конечно, может быть, мне и хотелось исполнить партии Лоэнгрина или Тристана, но я понимаю, что не обладаю необходимым для этого голосом. Или, скажем, я всегда мечтал спеть партию Бориса Годунова. Это очень интересный герой, с сильным характером. Меня всегда привлекали неординарные личности. Но вы прекрасно понимаете, что я бы смотрелся неорганично в роли Бориса Годунова.
— Во время финального гастрольного тура вас сопровождает украинская певица Наталья Ковалева. Как вы познакомились?
— Я знаю Наталью уже много лет. Она прекрасная певица, обладающая уникальным голосом. Мы познакомились 15 лет назад и провели уже вместе много концертов по всему миру. Я действительно счастлив, что могу петь вместе с ней на одной сцене. И не устаю ей об этом говорить.
Наталья работала в оперном театре в Дюссельдорфе, где я ее впервые услышал. Потом мы встретились на концерте в Санкт-Петербурге, где я смог уже лично выразить ей свое восхищение. Тогда впервые предложил ей совместное выступление. Помню, как оба были в восторге, когда это произошло. Знаете, на сцене между нами чувствуется какое-то особое эмоциональное родство. С тех пор я никогда не изменял Наталье с другими оперными певицами. Наталья — украинка, а в вашей стране потрясающие голоса.
— Известно, что знаменитое трио теноров — Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас — родилось благодаря… футболу.
— Это правда. Первый концерт трех теноров состоялся в Риме в 1990 году по случаю чемпионата мира по футболу. Этот замечательный вид спорта нас и объединил. Лучано Паворотти был большим поклонником «Ювентуса», Пласидо Доминго — настоящим фанатом мадридского «Реала, а я, конечно, всегда болел за «Барселону», поскольку рожден в этом прекрасном городе.
На самом деле, футбол сыграл в моей жизни огромную роль. Когда я был маленьким мальчиком, то ходил на стадион вместе с отцом практически на все матчи «Барселоны». Для нас, барселонцев, футбол был своеобразной религией. Болея за свою команду, мы поддерживали в себе каталонские истоки. Признаюсь, ощущать себя каталонцем — это нечто большее, чем болеть за футбольную команду. Для нас это значит во всем выказывать любовь к своей небольшой, но такой прекрасной земле.
— Вы прекрасно выглядите. Поделитесь своим секретом молодости.
— Ничего особенного в нем нет. Чтобы достойно выглядеть и хорошо петь, нужно соблюдать строгую дисциплину. Именно так поступают и все известные спортсмены. Поскольку талант вовсе не залог успеха. Для этого нужен изнуряющий, ежедневный труд. В моей семье у всех были прекрасные музыкальные способности, но никто профессионально не занимался пением.
Да, голос дан мне свыше, но если бы я ежедневно не совершенствовал его, ничего бы из меня не вышло. Все, что вы слышите, — это великий ежедневный труд. Я строго соблюдаю диету, практически не употребляю алкоголь. Стараюсь перед концертом есть только легкие блюда: рис, курицу. Очень хороши бананы. И главное — накануне выступления хорошенько выспаться. Мне вполне достаточно и семи часов, чтобы я чувствовал себя полным сил.
— Вам многое пришлось пережить… Скажите, в чем смысл жизни?
— Для меня ответ на этот вопрос достаточно прост и понятен. Я определил его для себя много лет назад. Главное — быть счастливым. Несмотря ни на что. Надо не уставать идти вперед, преодолевая трудности. Терпеть потери, но при этом верить в свою счастливую звезду. Да, это требует достаточно много энергии, но растрачивать ее на собственное счастье совершенно не жаль. Более того. Если она еще остается, предпочитаю отдавать ее на помощь другим. Это приносит мне радость и удовлетворение от жизни. А что еще нужно?!
Фото в заголовке Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
2096Читайте нас в Facebook