Александр Качурин: "В 39 лет я остался без ноги. Но если бы меня тогда не оказалось возле трамвая, люди бы погибли..."
Об аварии, в которой могли погибнуть как минимум четыре человека, «ФАКТЫ» рассказывали два года назад. В марте 2015-го на улице Октябрьской Революции в Харькове трамвай сошел с рельсов и перевернулся. Вагон стал падать прямо на людей, но произошло чудо: их оттолкнул в сторону мужчина, который, как потом рассказывали очевидцы, появился буквально ниоткуда. Он спас других, но сам отскочить не успел…
«Я упал, а трамвай, не останавливаясь, начал переезжать мою ногу»
— Мамочка, я выжила! Там трамвай на людей упал! — кричала в трубку 13-летняя Ира Омельченко. — Я ехала в трамвае. Вышла на своей остановке. Трамвай вроде бы остановился, а потом его начало крутить, и он полетел прямо на людей! Но тут подбежал какой-то дядя, сильно толкнул меня в спину, и я отлетела к забору.
— Дочка потеряла сознание, но быстро пришла в себя, — вспоминает мама Иры Ольга Омельченко. — Очнулась и побежала домой. Она запомнила, что на асфальте лежали люди в крови. Дочка сильно испугалась. И все время говорила мне о дяде, который ее спас.
Вместе с другими «дядя» спас и харьковчанку Оксану Скороходову, которая тогда была на четвертом месяце беременности. Женщина помнит, как вышла на конечной остановке и направилась в сторону дома. Вдруг услышала шум, обернулась и увидела: вагон трамвая… летит прямо на нее.
— С ужасом поняла, что отбежать в сторону не успею, — говорит Оксана. — Потом меня кто-то сильно толкнул — и я потеряла сознание… Когда пришла в себя, лежала на асфальте. С одной стороны увидела кусок железа, с другой — окровавленное лицо человека, который лежал под вагоном. А впереди — четыре моих выбитых зуба. Я упала животом на сумку с продуктами. Удар был такой силы, что подо мной лопнула банка сгущенки. Мужчина, который меня спас, пытался вылезти из-под вагона, но колесо раздавило и прижало ему ногу. Люди бегали, паниковали, и никто не знал, как освободить этого человека.
Из трамвайного депо, офис руководства которого расположен совсем рядом с местом ЧП (все это произошло у них под окнами), никто не пришел. Женщины довели меня до забора, и я попыталась позвонить мужу. Достала из кармана телефон — а он рассыпался в руке…
В машине скорой помощи вместе с Оксаной ехал еще один пострадавший, Артем. В больнице ему удалили селезенку и часть легкого.
А вот друг Артема, Александр Качурин, который спас людей, пролежал под трамваем не меньше часа. Его никак не могли оттуда достать. Когда Александра наконец привезли в больницу, врачи пытались спасти его ногу, раздробленную трамвайным колесом. Но из-за того, что помощь была оказана слишком поздно, ткани уже стали отмирать, началось заражение, и ногу пришлось ампутировать.
Но даже оставшись без ноги, Александр говорил, что ни о чем не жалеет. Главное, что люди живы.
— Я надеялся, что смогу быстро оттолкнуть пешеходов, — рассказывал Александр Качурин. — Кого спасал, не видел, не запомнил их лиц. Оттолкнув людей, бросился бежать, но трамвай догнал меня. Я упал и уже ничего не мог сделать: трамвай, не останавливаясь, стал переезжать мою ногу. В тот момент показалось, что сейчас умру.
Очнулся от адской боли в ноге. Подумал, что надо как-то выбираться из-под трамвая. Но это было невозможно — ногу придавило колесом. Помню резкий запах ржавчины и крови. Подбежали прохожие, но они не знали, как помочь. Очевидцы фотографировали меня на мобильные телефоны… Под трамваем было очень холодно, у меня окоченели руки.
*Александр Качурин пролежал под трамваем не меньше часа
Мама Александра Качурина Зоя Игоревна 20 лет проработала вагоновожатой в этом трамвайном депо и именно на этом маршруте. Об аварии она услышала по телевизору. В новостях передавали, что какой-то мужчина, спасая людей, попал под трамвай. Но Зоя Игоревна даже подумать не могла, что речь шла о ее сыне.
Вскоре после случившегося женщина обратилась в трамвайное депо с просьбой оказать материальную помощь (Александру требовались большие деньги на лечение), то получила категорический отказ. Помощи от городских властей Качурины тоже не дождались.
— Сын старался не показывать своих переживаний, но я-то понимала, что он чувствует, — говорит Зоя Игоревна. — Я убеждала Сашу, что жизнь не заканчивается, людям ставят протезы. А сама думала: где же нам взять деньги на этот протез? Все сбережения ушли на Сашино лечение. А власти дали понять, что сын должен спасать себя сам.
«Думал, что придется копить деньги на протез всю оставшуюся жизнь»
…С того времени прошло два с половиной года. Сейчас Александр Качурин ходит без костылей, без палочки и даже не хромает. Глядя на него, ни за что не скажешь, что у него нет ноги. У Александра все же появился протез. Оксана Скороходова и Ольга Омельченко (мама 13-летней Иры) обратились в телепрограмму «Касается каждого». После того как об Александре рассказали по телевидению, ему все-таки удалось получить протез. Большую часть необходимой суммы оплатило государство.
— Мне пришлось доплатить только за то, чтобы протез был более функциональным, — объясняет Александр. — Так сказать, за усовершенствованную версию. Получив столько отказов от трамвайного депо и местных властей, уже думал, что мне придется копить деньги на протез всю оставшуюся жизнь. Но все-таки нашел выход. Теперь сам помогаю людям, оказавшимся в похожей ситуации. Рассказываю им, куда обращаться, какие собирать бумаги и так далее. Консультирую всех желающих (к слову, телефон Александра есть в редакции «ФАКТОВ». — Авт.). К протезу привык довольно быстро. Осваивал его в основном самостоятельно — читал медицинскую литературу, смотрел рекомендации в Интернете. Сначала ходил, опираясь на костыли, потом — с палочкой, а в какой-то момент начал обходиться и без нее. Сейчас уже свободно хожу по улице, не устаю. Настолько привык к протезу, что иногда даже его не замечаю. А те, кто не знает, что со мной произошло, не замечают и подавно. Если спрашивают, почему прихрамываю, говорю, что подвернул ногу. Когда я после случившегося лежал в больнице, честно говоря, думал, что жизнь закончилась. Но нет. Оказалось, все только начинается.
Кстати, Александру все-таки удалось добиться от трамвайного депо денежной компенсации. Буквально на прошлой неделе ему выплатили деньги.
— Сумма совсем небольшая, но это хотя бы что-то, — говорит Александр Качурин. — Кроме того, удалось добиться судебного приговора для вагоновожатой трамвая.
— Что же стало причиной случившегося?
— Там было два трамвая, они ехали друг за другом. Из-за того, что вагоновожатая второго трамвая не выдержала безопасную дистанцию, под вагоном первого трамвая переключилась стрелка. Колеса пошли в разные стороны. Вину вагоновожатой второго трамвая доказали экспертизы. Оказалось, до случившегося она проработала всего 12 дней. До этого была диспетчером — ставила отметки водителям на конечных остановках. Потом сама стала водителем, но опыта у нее не было. Учитывая то, что у нее есть несовершеннолетние дети, суд дал ей условный срок. Я на более суровом наказании и не настаивал. Важно было, чтобы меня и других пострадавших признали потерпевшими. Этого мы добились. И спасибо за это журналистам. После публикации «ФАКТОВ» и выхода в эфир телесюжетов уголовное дело наконец начали расследовать.
— Наверное, теперь вы к трамваям даже не подходите…
— Ничего подобного! Иногда на них езжу. Стараюсь не зацикливаться на плохом. Хотя чаще все же передвигаюсь на машине. Протез удобный, но водить автомобиль с ним, к сожалению, не получается. Поэтому за рулем у нас Лена, а я — ее пассажир.
— Лена?
— Да, Лена. Моя жена (смеется). Ее появление еще раз доказало мне, что жизнь продолжается. Познакомились случайно, по Интернету. В тот момент я еще неважно ходил, только осваивал протез. Первое время мы просто переписывались. Она не знала, что со мной произошло, а я не знал, как сказать, что у меня нет ноги. Потом просто отправил ей ссылку на новость о ЧП с трамваем… Лена во всем меня поддерживает. Помогала мне учиться ходить на протезе, все время была рядом. Сам не ожидал, что найду родную душу.
* Александр познакомился с Еленой уже после аварии. Недавно молодожены вернулись из свадебного путешествия. Фото из семейного альбома
Александр сделал своей возлюбленной предложение очень оригинально — в прямом эфире программы «Сюрприз! Сюрприз!» на телеканале СТБ. Елене сказал, что едет в очередной раз рассказать о ЧП с трамваем. А сам вышел на сцену с букетом роз и обручальным кольцом.
— Безумно волновался, — признается Александр. — Уже достаточно уверенно ходил на протезе, но тут вдруг подумал: не дай Бог, упаду… Мы с Леной уже не раз планировали совместное будущее, но я все равно не знал, согласится ли она выйти за меня замуж. Согласилась (улыбается). Хотя была в шоке. В какой-то момент даже показалось, что придется вызывать ей «скорую».
К счастью, «скорая» Елене не понадобилась. А недавно молодожены вернулись из свадебного путешествия, которое провели в Грузии.
— Я счастливый человек, — говорит Александр. — Да, в 39 лет остался без ноги. Но если бы я тогда не оказался возле трамвая, люди бы погибли. А они живы — и я счастлив. У Оксаны Скороходовой родился здоровый ребенок. Школьнице Ире уже 15 лет. Она спортсменка, занимается греблей. Заняла первое место на чемпионате Украины и свою медаль подарила мне. Написала на ней: «Моему герою».
3440Читайте нас в Facebook