ПОИСК
Культура и искусство

«чиновники заявили, что поездка на биеннале — мое частное дело. Но награду я завоевал не для себя, а для всей украины»

0:00 3 января 2008
«чиновники заявили, что поездка на биеннале — мое частное дело. Но награду я завоевал не для себя, а для всей украины»
Олег ТРАЧУК «ФАКТЫ» (Луганск)
Скульптор из Луганска Николай Шматько стал первым украинским художником, которого на знаменитой Флорентийской биеннале удостоили ордена «Лоренцо Великолепный Медичи». Эту награду в мире искусства приравнивают к Нобелевской премии

Накануне Нового года в Луганск из итальянской Флоренции вернулся известный скульптор Николай Шматько, которого называют «королем мрамора». «ФАКТЫ» уже рассказывали о необычной судьбе художника, поводом для нынешней встречи с мастером стало радостное известие. На всемирно известной Флорентийской биеннале Николай Гаврилович был удостоен ордена «Лоренцо Великолепный Медичи». До сих пор такой награды, которую в мире искусства почитают наравне с Нобелевской премией, не было ни у одного украинского художника. Получив «Лоренцо Медичи», мастер вправе облегченно вздохнуть и сказать: жизнь удалась!

Во Флоренцию привезли свои работы скульпторы из 75 стран мира

Флорентийская биеннале проводится раз в два года. Главная его цель — найти и собрать в одну экспозицию все лучшие произведения современного мирового искусства.

- Меня приглашали во Флоренцию еще полтора года назад, — рассказывает скульптор Николай Шматько. — Тогда я обращался во все местные и центральные органы власти, но поддержки и помощи для поездки так и не нашел.

На нынешнюю биеннале мастер отправил во Флоренцию три работы (по условиям, выставлять можно не более трех произведений). «Билл Гейтс» — бюст бизнесмена размещен на диске с названием созданной им фирмы, а диск опирается на шар, символизирующий нашу планету. Вторая работа — «Лугань» (парящая в воздухе девушка, волосы которой, спадая вниз, изображают воды реки Лугань). Третья — «Девушка, поклоняющаяся Солнцу», или «Девушка с диском». Это одно из самых известных произведений Шматько. Мраморный диск в руках девушки настолько тонок и отшлифован, что пропускает свет. Этим светом озарено лицо скульптуры, пропорции которого мастер, по описаниям историков, позаимствовал у древнеегипетской царицы Нефертити.

РЕКЛАМА

Но уникальность работы не только в этом: девушка смотрит на лик Христа, который создают мраморные узоры на пронизанном лучами света диске. К слову, когда Шматько выставлял эту работу в России, «Девушка с диском» была оценена страховой компанией в сумму один миллион 750 тысяч долларов…

- А «Билла Гейтса» я специально изготовил к Флорентийской биеннале, — говорит Николай Гаврилович. — Многие американцы заинтересовались моей экспозицией потому, что там был бюст их знаменитого соотечественника. Да и сам прототип планировал побывать на биеннале. Но, видно, что-то у него не сложилось. Зато работой заинтересовались представители тайваньского культурного центра, на развитие которого Гейтс выделил 500 миллионов (!) долларов. Я узнал, что тайванцы собираются купить бюст и передать в дар своему меценату.

РЕКЛАМА

В Италию я отправился с сыном Рафаэлем, преодолев множество бюрократических проблем. Мои работы выставлялись в выставочном комплексе Фортеца Дебаса площадью 11 тысяч квадратных метров. Здесь размещали свои работы 850 художников и скульпторов из 75 стран мира. Естественно, в первый момент я растерялся: куда идти, к кому обращаться… И тут ко мне подошел улыбающийся мужчина с небольшими усиками. Он кое-как по-английски (хоть я плохо владею им, да и мой новый знакомый не скрывал, что мало знает этот язык) все объяснил, подсказал. Лишь на второй день я узнал, что это был не кто иной, как президент Флорентийской биеннале Пьеро Целона. Позже он признался, что уже давно следит за моим творчеством.

03s05 Skulptor5.jpg (12743 bytes)Николай Гаврилович представлял своими работами всю Украину. Но единственные из соотечественников, кто поддержал скульптора и приехал на выставку, это меценат Алексей Дмитренко, спонсировавший поездку Шматько в Италию, и его жена.

РЕКЛАМА

- Как мне заявили дома луганские чиновники, поездка на биеннале — это мое частное дело, — удивляется Николай Гаврилович. — Меня до сих пор никто не поздравил с победой, которую я завоевал не только для себя, но и для всей Украины! Орден — это награда за многолетний труд. На пути к признанию было много невзгод.

Тринадцать лет Шматько пришлось жить в землянке, покрытой старыми шахтерскими сапогами вместо крыши

Судьба, действительно, не очень баловала художника. До конца 80-х годов прошлого века Николай Шматько, проживая с семьей в Болграде Одесской области, кем только не работал! Сейчас он с улыбкой вспоминает, как трудился художником-плакатистом и его творения со скрипом принимали представители горкома компартии: то глаз у Ильича не такой, то выражение лица у пролетария несерьезное…

Но когда Шматько исполнилось 33 года, он открыл для себя искусство мраморной скульптуры. Однажды знакомый попросил художника сделать мраморный барельеф для надгробия. До этого Николай Гаврилович никогда с этим материалом не работал. Вдруг художник ощутил, что умение «общаться» с мрамором будто дано ему от рождения, только до поры он об этом не знал. «Я проснулся буквально другим человеком», — вспоминает мастер.

Тогда же у Николая Шматько появилась мечта — персональная выставка в Париже. Для этого требовалось, по его подсчетам, миллион долларов! Идею, как рассказал скульптор, поддержала 84-летняя Дина Верни — знаменитая натурщица, позировавшая Пикассо, Дали и Майолю, а ныне — владелица собственной галереи в Париже. С ее мнением считаются люди искусства во всем мире. Верни имеет самую высокую награду Франции — орден Почетного легиона.

Чтобы встретиться с Диной Верни, Шматько отправился в Париж… автостопом. По ночам спал в поле в картонных коробках, укрываясь полиэтиленовыми пакетами. Но таки попал в столицу Франции и добился аудиенции у легендарной женщины.

- Просмотрев мой каталог, госпожа Верни заметила, что я буду очень богат, — вспоминает Николай Шматько. — И попросила меня об одном: не распылять работы по всему миру и сохранить их для будущих поколений.

С тех пор Шматько, как одержимый, работал по 16 часов в сутки, оттачивая технику.

Очередной поворот в судьбе скульптора произошел в 1990 году, когда из-за молдавско-приднестровского конфликта его семья вынуждена была покинуть насиженные места. Перебравшись из Одесской области на родину жены в город Красный Луч Луганской области и не дождавшись от городских властей обещанного помещения для своих произведений, Шматько решил… вырыть галерею в огороде у тещи. Подземный выставочный зал он обустроил за четыре месяца. Поскольку в доме, где уже жили теща, сестра жены и племянница, переселенцам места не хватало, Шматько сделал отдельную комнатку под землей (!) для детей, а сам с женой ночевал в коридоре. Тут же, в подземелье, художник и ваял, и выставлялся. Галерею поддерживали бетонные своды. Но деньги на крышу появились не сразу, поэтому Николай Гаврилович покрыл свое сооружение… шахтерскими резиновыми сапогами. Чтобы гости могли разглядеть его работы, скульптор зажигал свечи.

Под землей он вместе с семьей прожил 13 лет. Первое время существовали впроголодь. Но вскоре о необычном скульпторе заговорили. Чтобы увидеть чудеса из мрамора, в шахтерский городок начали приезжать посетители не только из Украины, но и из ближнего и дальнего зарубежья. Наведывались в подземную галерею даже крупные политические деятели.

«Выйти на поверхность» семье скульптора помогла случайная встреча с бизнесменом Анатолием Лысенко. Проведя полчаса в подземной галерее, предприниматель предложил Шматько переехать в Славянск (Донецкая область), где его обеспечат достойным жильем и мастерской.

Узнав о том, что художник переехал на Донетчину, тогдашнее руководство Луганской области начало срочно переманивать скульптора обратно, пообещав ему и трехэтажный дом под мастерскую, и выставочные залы, и материальную поддержку, и квартиру. Поверив посулам, Шматько собрал все свои многотонные творения в несколько трейлеров и, потратив на переезд последние сбережения, вернулся. Но обещанного он так и не дождался, оставшись в Луганске фактически на улице… Именно в это время пришло первое приглашение во Флоренцию на выставку.

Организаторы Флорентийской биеннале планируют провести подобный творческий форум в Киеве

К слову, ценители искусства готовы заплатить за произведения Шматько, находящиеся в Луганске (а это более семидесяти мраморных изваяний и десятки картин), почти 25 миллионов долларов. Именно эту сумму указал неизвестный покупатель, когда скульптор, желая выяснить, будет ли спрос на его работы, разместил в Интернете их фотографии и устроил виртуальный аукцион. Но Николай Гаврилович остается верен обещанию, которое дал в свое время Дине Верни, — не распылять, не распродавать свои работы, а сохранить их в коллекции…

Награждением украинского скульптора орденом «Лоренцо Великолепный Медичи» дело не ограничилось. Президент Флорентийской биеннале Пьеро Целона подписал с Николаем Шматько документ о том, что студия господина Целона готова в следующем году организовать в Украине, как написано в официальной бумаге, «на высочайшем уровне арт-проект современного искусства». По предварительной версии, он будет носить название Итальяно-Флорентийская-Украино-Киевская биеннале и может пройти в начале осени нынешнего года.

- Если в Киев съедутся ведущие художники со всего мира, — говорит Николай Шматько, — это так поднимет имидж нашей страны! К большому сожалению, образ Украины в Европе далеко не лучший. Звучит в основном одно и то же: бандиты, воры, взяточники, законы не действуют, они лишь написаны на бумаге. И в шутку говорят, что мафия давно уже не в Италии, а в Украине, причем находится она во властных кабинетах. Горько мне, единственному украинцу на биеннале, было такое слышать.

У меня как представителя Флорентийской биеннале есть все полномочия для проведения переговоров с государственными и коммерческими структурами, заинтересованными в проведении международного творческого форума. Сейчас надо подыскать подходящее место, а это минимум 10 тысяч квадратных метров. Хотя я думаю, что наилучшим вариантом для выставки мог бы стать… Крещатик. Надо лишь установить на центральной улице Киева временные перекрытия и навесы, под которыми расположить творения сотен художников и скульпторов.

662

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров