ПОИСК
Культура и искусство

Евгений весник: «леонид брежнев работал под началом моего отца — первого директора «криворожстали»

0:00 10 января 2008
Евгений весник: «леонид брежнев работал под началом моего отца — первого директора «криворожстали»
Галина ВИДОВА специально для «ФАКТОВ»
Народный артист СССР готовится к празднованию юбилея — 85-летия со дня рождения

Задолго до достижения возраста мудрецов Евгений Весник открыл для себя древних философов и не только цитирует, но часто спорит с ними в собственных литературных творениях, которых написано уже больше десятка. Он «баловался» и режиссурой, поставив несколько спектаклей в родном Малом театре. Но прежде всего Весник актер. В кино он всегда узнаваемый и ни на кого не похожий (»Старик Хоттабыч», «Отелло», «Новые приключения неуловимых», «Трембита», «Угрюм-река»). Чего только в его жизни не было, начиная с ареста родителей в 1937 году! 14-летний Женя уцелел тогда просто чудом, прыгнув с грузовика, на котором везли арестованных. В его судьбе оставили «отметку» и такие известные люди, как Михаил Калинин и Серго Орджоникидзе. Со второго курса театрального училища имени Щепкина он ушел на войну…

С Евгением Весником мы беседовали незадолго до его юбилея. Рядом с ним сидела жена Нонна Гавриловна, добрый ангел-хранитель Евгения Яковлевича в течение 42 лет их совместной жизни. Разговор у нас получился не в стиле Весника-балагура, к которому все привыкли, а Весника-философа. Как и подобает юбиляру.

«Если человек сознательно делает благородные поступки — он дурак»

- «Евгений» в переводе с греческого значит «благородный». У вас, наверное, на роду написано проявлять благородство?

- В душе, конечно, есть желание всегда быть благородным, но подобное иногда невозможно осуществить, потому что жизнь сложна. Это во-первых. А во-вторых, если человек делает сознательно благородные поступки — он дурак. Поэтому я не знаю, какой я. Жена считает, что невыносимый. А я в супруге, кроме хорошего, ничего не вижу. Это уже, наверное, благородство.

РЕКЛАМА

- В одной из своих книг вы цитируете Платона, утверждая, что самое большое достижение человека  — победа над собой. Как вы, такой неуемный, бесшабашный, смогли покориться себе?

- Я и не сделал этого. Часто не понимаю себя, даже страдаю из-за собственных поступков. Меня вот жена покорила, это да. Она сделала из меня собачонку: я никуда не хожу, не гуляю, не изменяю.

РЕКЛАМА

- Чем же она вас «взяла»?

10s09 Kadr copy.jpg (17060 bytes)- Не знаю. Наверное, хорошим отношением. А потом, она мне просто нравится, от этого никуда не уйдешь. Сколько я с ней уже живу? Лет четыреста, наверное. Платон, очевидно, имел в виду более широкое понятие: вырваться из узких рамок, поставленных природой, обществом, и не быть рабом предрассудков. Я принадлежу к тем людям, которые преклоняются перед выражением Василия Розанова — «беги толпы». Я боюсь толпы и пытаюсь преодолеть это чувство.

РЕКЛАМА

- Юмор для вас тоже самозащита?

- Конечно, я ведь в жизни совсем другой. Человек никогда не говорит и не показывает, чего он стоит.

- Вы верите в судьбу?

- Нет.

- А чем же объяснить тот факт, что ваша жена из Кривого Рога, где вы провели отрочество? Разве это не судьба?

- Нет, стечение обстоятельств. Судьба рождается самим человеком — его воспитанием и поступками. Люди суеверные, которые не хотят анализировать свою жизнь, называют все это судьбой. Более безвольного проявления человеческого характера, чем слова: «Такова судьба!» я не знаю. А с Нонной мы встретились, когда я расстался со своей первой женой. Оказалось, что такая же ситуация и у нее. Так что это просто стечение обстоятельств.

- Тост пропадает…

- Точно. Я, кстати, имею много подтверждений сказанному. У меня был дружок, в 1944 году мы служили в одном полку знаменоносной Первой гвардейской дивизии в Коломне. Дивизия расформировывалась, товарищ ко мне подошел и говорит: «Женя, я влюбился. Наш полк уезжает на три недели раньше, чем ваш. Я тебя очень прошу: давай поменяемся взводами, чтоб я остался и свадьбу сыграл».  — «О чем речь!» Мы пошли к командиру бригады: «Ну, раз влюбился, надо помогать!» В общем, он уехал после меня и был убит. Все говорят: «Судьба!» Но я еще раз повторяю: случайное стечение обстоятельств.

«Оставшись без родителей в 14 лет, связался со шпаной. Но прошел войну — и стал человеком»

- Кривой Рог, где жили с 1933 по 1937 годы, вспоминаете с горечью?

- Замечательные годы, как и военные! Если бы не война, не знаю, кем бы я стал. Оставшись без родителей в 14 лет, связался со шпаной. Но прошел войну — и стал человеком. Я понял, что такое самопожертвование, сострадание, взаимовыручка. Почему мы все дружим? Потому, что все были в одинаково опасных условиях. Сейчас, когда одним доступно все, а другим — ничего, появляется вражда. А когда генерал вместе с тобой идет в бой, никого не интересует, сколько он получает. Мой отец — первый директор «Криворожстали». Секретарь комсомольской организации в Днепродзержинске Леонид Брежнев работал под его началом. Отец не имел права получать больше, чем квалифицированный рабочий. От положенной ему машины отказался в пользу больных детей. Их возили в детские садики на «Фордике», который подарил папе Серго Орджоникидзе. Недаром отцу памятник в Кривом Роге поставили. Не в Баку, где я получал его орден Красного Знамени, не в Москве, где в музее лежат документы, подтверждающие, что он герой, один из немногих, кто носил четыре ромба, — звание маршала. В 26 лет! Когда мои друзья приехали в Кривой Рог снимать его памятник, рабочие говорили: «Это наш дядя Яша!» Многие в Кривом Роге помнят, как моя мама по неопытности приняла подарок во время голодухи  — бочонок сельдей. Отец пришел: «Это что такое?» — «Вот, хозяйство».  — «Вон отсюда! Отнеси сейчас же». Чуть не ударил ее! Вот какие люди были. Как же это время забыть? Тогда был пик всего святого, что я видел в своей жизни.

В 1937 году я остался без родителей. Был нервный, так как много пережил. Мне тогда очень помогла учительница русской литературы, которая первая сказала: «Тебе надо идти в театр».

- Вы первый исполнитель роли Остапа Бендера на сцене, проработали без малого тридцать лет в Малом театре.

- Там была атмосфера почтения к возрасту, званиям, традициям. А сегодняшнему Малому я ставлю в заслугу единственное — он не поддался веянию модернистского театрального искусства и остался реалистическим. Недавно я был в одном очень популярном театре и не выдержал — ушел с первого действия. Преданы заветы русского театра: священнодействуй или убирайся вон. Актеры ведут себя на сцене так, будто делают одолжение зрителям.

- Фильм «Трембита», в котором вы сыграли, снимался, кажется, в Закарпатье?

- Да, в Мукачеве и Ужгороде. Помню, мы с женой жили в гостинице «Ужгород». Она до сих пор вспоминает этот номер. Каждый день меняли простыни и полотенца. Для советской гостиницы это было невероятно.

«Я нищий и никому не нужен»

- А что это за история, когда вас Ольга Аросева чуть не утопила?

- Ну как же, милая моя, она ведь не понимает, что больше двадцати секунд под водой я не могу выдержать. Ей сказали: «Топи его и по команде вытащишь». Набрал воздух, и она меня «потопила». Проходит двадцать секунд — никто меня не поднимает, забыли. Что делать? Багор пуд весит, Аросева — не баба, а танк Т-34. Хана! Погиб бы, если бы кто-то не вспомнил. Я выскочил из воды с ужасом, даже на экране это по моему взгляду видно. Вода изо рта хлещет, я ей кричу: «Что ж ты, сволочь, делаешь?»

Фильм «Трембита» мне не нравится, но там компания такая! Ванька Переверзев, Колька Трофимов, Аросева. Тогда же начинал мой студент Кляйберт, теперь он Алейников, в «Городке» играет. С этим фильмом у меня связана одна интересная история. В Свердловске работал очень популярный первый исполнитель роли Сусика в «Трембите» — Курочкин. И вдруг утверждают меня. Так он в ЦК партии писал — требовал устроить специальные пробы. Там посмотрели и сказали: «Ну как можно сравнивать. Конечно, Весник!» У меня же 94 картины, и я люблю эпизоды.

- Почему?

- Игорь Ильинский как-то пригласил меня в Киев на большую роль в «Миллионах Ферфакса». Я начал сниматься, но сделали мы только один эпизод за столом и разругались. Я взял билет и уехал — у меня тоже характер есть. Так он, сукин сын, оставил эту часть, а на продолжение пригласил другого артиста, сказав, что я заболел. Так же и в «Мастере и Маргарите». Я играл врача в сумасшедшем доме и поругался с режиссером Каррой. Ушел и сказал, что больше сниматься не буду. Он оставил все мои сцены, а во второй части доснял Игоря Квашу. Могут же там быть два врача? Я человек принципиальный. Необходимо слушаться режиссера, но надо уметь навязать и свою волю — тогда это творчество. А есть масса артистов (никогда в жизни не назову их фамилии), которые пользуются своей внешностью и вообще ничего не делают. Они меняют костюмы, тексты, бородки, но образы не создают. Не говорю, что я лучший артист, но нигде не повторяюсь.

- Актер, режиссер, писатель, восемь военных наград, член трех союзов…

- … и никому не нужен! Я нищий и никуда не лезу. Это мой принцип. Не бываю на официальных тусовках, на экране появляюсь только в своих фильмах, а их по семь штук в неделю показывают. Мне противно, когда по лестнице идут нищие люди в бабочках и что-то из себя изображают. Я наслаждаюсь своим уединением.

Имея счастливую возможность обратиться к украинским читателям, которых так же люблю, как и российских, хочу поделиться своим любимым кредо: «Надо думать одно, а говорить — то же самое!»

 

516

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров